Следует различать два основных вида холдингов: простые и более сложные. Первые имеют структуру, в состав которой входят одно материнское общество и большое количество подконтрольных ему дочерних обществ. В свою очередь организационную структуру более сложных холдингов можно представить в виде своеобразной пирамиды. На вершине ее находится материнское общество (первый уровень), второй уровень представляет собой дочерние общества, а третий это зависимые компании дочерних предприятий, именуемые «внучатыми». В данной структуре материнское общество приобретает статус холдинговой компании.1
Необходимо сказать о целях создания холдингов:
Предприятия малого и среднего бизнеса при включении в состав холдинговой компании приобретают следующие преимущества: развитие деловых связей, расширение деятельности, получение льгот в налоговой, кредитной и иных сферах;
Для более крупных предприятий создание холдингов также имеет свои плюсы: повышение производительности, привлечение инвесторов, увеличение доходности, а также совершенствование технологического уровня производства;
В связи с наращиванием производства на предприятии также расширяется перечень производимых им товаров и услуг;
Рассредоточение части обязанностей материнского общества между зависимыми от неё дочерними компаниями, что в свою очередь способствует рационализации управления системы холдинга;
Наличие дочерних обществ является своеобразным идентификатором конкурентоспособности предприятия, это отражает спектр возможностей всего холдинга и его экономические ресурсы. Также подобные предприятия внушают доверие по сравнению с одиночными компаниями.2
К преимуществам холдингов, в свою очередь, относятся:
Значительный объем ресурсоснабжения, в связи с большим количеством предприятий, входящих в состав холдинга;
Устойчивая позиция на рынке конкуренции;
Входящие в состав холдинга предприятия образуют собой полноценный производственный цикл, что в свою очередь позволяет всей компании не прибегать к услугам других предприятий, все это позволяет уменьшить расходы на производство продукции;
Введение в стратегию холдинга диверсификации позволяет снизить предпринимательские риски, а специализация на отдельных видах деятельности способствует поддержанию конкурентоспособности предприятия;
Процесс создания и реструктуризации холдинга представляет собой достаточно простой механизм.
Но холдинговые компании имеют свои недостатки. Во-первых, материнская компания может быть привлечена к ответственности по обязательствам дочерней. В этом случае головная компания обязана будет погасить часть задолженности обанкротившегося зависимого предприятия, которую не покроет его имущество.3
Во-вторых, обычно холдинги управляются менеджерами, нанятыми со стороны, что, в свою очередь, зачастую влечет злоупотребления их своими полномочиями.
Учитывая все вышеперечисленное, следует обратиться к законодательной регламентации данного вопроса. Несмотря на широкое распространение холдингов в РФ отсутствует регламентация, которая бы охватывала все сферы деятельности таких компаний. Законодательное регулирование холдинговых компаний носит урывочный характер и закрепляется исключительно специальными нормами Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (вместе с "Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества").
В связи с отсутствием правовой регламентации деятельности холдинговых компаний, иностранные инвесторы предпочитают не вкладывать свои средства в предприятия с большим количеством рисков. Правовые коллизии препятствуют легальному осуществлению управления холдинговой компанией. В тоже время, пользуясь вышеуказанным фактом, управленческая верхушка холдинга может трактовать в свою пользу то небольшое количество правовых норм, дабы ущемить в правах своих участников, особенно миноритарных акционеров. По тому же основанию государство не может осуществлять должного контроля за деятельностью холдингов.
В законодательной истории РФ предпринимались попытки регламентации данного аспекта правоотношений. В 1999 году был предложен проект Федерального закона № 9904955-2 «О холдингах», но его отклонил Президент РФ, прокомментировав свои действия отсутствием в проекте ФЗ юридических и экономических целей, а также существованием большого количества неясных положений, которые сложно применить на практике. Данную законодательную инициативу доработали, но она снова была отклонена на этапе рассмотрения Советом Федерации в 2001 году.4
Эксперты нелестно отзывались о концепции ФЗ «О холдингах», аргументируя свою точку зрения тем, что он носил шаблонный характер. В законопроекте даже не были указаны права и обязанности сторон, как и не были затронуты вопросы взаимодействия холдинговых компаний между собой, с другими субъектами предпринимательства, и, непосредственно, с государством.
Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации норм законодательства, освещающих деятельность холдинговых компаний, недостаточно. На современном этапе развития рыночных отношений данный субъект предпринимательства требует более тщательного законодательного внимания. В связи с этим необходимо принять полноценный, охватывающий все сферы деятельности холдинга, Федеральный закон в ближайшее время.
Полагаем, что Федеральный закон «О холдинговых компаниях в РФ» должен включать в свою структуру необходимый правовой минимум, состоящий из следующих положений:
условия и принципы создания холдинговой компании;
регламентация порядка создания холдинга и его государственной регистрации;
структура органов управления холдинговой компании;
права, обязанности и ответственность участников холдинговой компании;
юридические факты, влекущие ликвидацию холдинговой компании.
Список литературы
Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. 2014. № 7. С. 21-34.
Дягилева А.М. Холдинговые компании в РФ // Законодательство и экономика. - 2013. - № 21. С. 78-84.
Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России: научно-практической пособие. М.: Волтерс Клувер. 2016. С. 5-17.
Тарасов С.В. Холдинговые структуры в России // Проблемы региональной экономики. 2015. № 12. С. 40-48.
1 Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России: научно-практической пособие. М.: Волтерс Клувер. 2016. С. 14.
2 Тарасов С.В. Холдинговые структуры в России // Проблемы региональной экономики. 2015. № 12. С. 46.
3 Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. 2014. № 7. С.27.
4 Дягилева А.М. Холдинговые компании в РФ // Законодательство и экономика. - 2013. - № 21. С. 80.