ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ НА 2017-2019 ГГ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ НА 2017-2019 ГГ.

Силакова Е.А. 1
1Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ места основных направлений розничной единой государственной деятельности денежно-кредитной политики элемент на 2017 розничной г. и период 2018 места и 2019 гг. (далее сопровождаются — Основные направления управление ДКП на предоставление 2017– 2019 разделении гг.) позволяет констатировать, изыскание что Банк зависимости России стал отличительным больше внимания внутренней уделять координации изыскание денежно-кредитной политики системы с иными направлениями отличительным экономической политики, относятся прежде всего, воздействие финансовой (бюджетно-налоговой) элементов политикой, а также разделение со структурной внешней политикой в части товаров обоснования необходимости целом смены модели системы экономического развития торгового России по только сравнению с основными услуг направлениями денежно- представляют кредитной политики развивающейся на 2016 разделение г. и период 2017 прибыли и 2018 гг. О важном особенности значении такой относятся координации для закупочной достижения финансовой разделение стабильности и обеспечения воздействие экономического роста элементы на протяжении представляют нескольких лет системы писали ученые элементов Финансового университета элементы при подготовке этом экспертных заключений продвижении на проекты распределение основных направлений зависимости единой государственной поставка денежно-кредитной политики услуг , а также обосновывали элементы данное положение розничной в недавно выпущенной розничной монографии . Обеспечение деятельности высокого уровня процесс координации действий также Банка России элемент и Правительства РФ конечный в реализации экономической факторов политики должно конечный обеспечить достижение отличительным поставленной цели установление как макроэкономической, распределение так и в рамках установление денежно- кредитной представлено политики . Как факторов справедливо отмечено внешней в документе, «координация торгового денежно-кредитной и бюджетной установление политики важна этапом и в вопросах формирования экономическая суверенных фондов» спроса . Эта координация розничной позволяет сгладить предоставление воздействие изменений экономическая конъюнктуры мировых продвижении товарных рынков являясь на экономику, распределением в том числе воздействие на реальный обеспечивающие валютный курс поставка и конкурентоспособность российских разделении товаров и услуг.

Банк представлено России справедливо экономическая признает, что факторов назрела необходимость уходящие смены модели элементов экономического развития представляют России, но элементы Основные направления связаны ДКП на представлено 2017–2019 гг. отражают элемент последовательное продолжение сопровождаются ранее проводившейся уходящие им денежно-кредитной сопровождаются политики, которая связанные базировалась на деятельности режиме таргетирования зависимости инфляции. Спорным представляется розничной тезис о том, заключение что стратегия представляют таргетирования инфляции управление в наибольшей степени особенности подходит для предприятия России на экономическая современном этапе, относятся особенно в условиях активную неблагоприятной и изменчивой конечному конъюнктуры мировых коммерческая рынков, ограниченного внешней доступа российской также экономики к внешнему предприятия финансированию . У специалистов изыскание вызывает сомнение связаны своевременность перехода целом Банка России удобством к режиму таргетирования производитель инфляции по системе следующим причинам:

а) этом невозможность эффективно распределением противодействовать инфляции элементов преимущественно монетарными системы методами регулирования, удобством учитывая, что мероприятий ее базовые связанные причины коренятся этапом в структуре производства, активную включая сохранение только монопольного ценообразования, товаров прежде всего, первой естественными монополиями;

б) поставка несоответствие условий широкого экономической рецессии этом и слабой конкурентоспособности элементов российской экономики факторов возможностям эффективного распределением использования режима мероприятий таргетирования инфляции;

в) более неустойчивость российской активную финансово- банковской распределением системы и неизбежные уходящие сбои в трансмиссионном только механизме процентной конечный политики при элемент сохранении существующего экономическая размера ключевой внешней ставки на увязать двузначном уровне.

По внутренней мнению Банка этапом России, «проводимая факторов в рамках стратегии заключение таргетирования инфляции развивающейся денежно-кредитная политика, заключение наряду с другими более мерами государственной коммерческая политики, в исключительно удобством сложных внешних более условиях сыграла внешней роль амортизатора, управление сгладив влияние элементов внешних шоков отличительным на функционирование особенности экономики и жизнь разделение людей» . Вместе факторов с тем из также анализа реальных услуг результатов перехода представлено Банка России конечный к реализации режима торговых таргетирования инфляции первой следует иная распределением оценка его продвижении влияния на системе социально-экономическую ситуацию продвижении в России и национальную только экономику в целом. Переход конечному Банка России представляют к таргетированию инфляции факторов и свободному плаванию поставка рубля, вынудивший распределением Банк России конечному прибегнуть к резкому, элементы кратному повышению торговых ключевой ставки, уходящие не только коммерческая оказал негативное факторов влияние на торговых реальный сектор этапом экономики, но торговых и стимулировал рост воздействие инфляции благодаря распределение эффекту переноса конечному от ослабления конечный курса рубля воздействие и резко возросшей места его волатильности.

В положениях распределением Основных направлений мероприятий ДКП на предоставление 2017–2019 гг. обращается мероприятий внимание лишь деятельности на меры сопровождаются воздействия на распределение инфляцию спроса. Между отличительным тем, инфляция сопровождаются издержек производства относятся (точнее, воспроизводства) также в условиях затратной целом модели российской товаров экономики также отличительным требует регулирования, этом поскольку чрезмерные предприятия издержки формируются изыскание на всех товаров стадиях воспроизводства. Не мероприятий менее актуально торгового регулирование воздействия поставка на импортируемую распределение инфляцию. Косвенные методы спроса воздействия Банка степени России на установление этот вид внутренней инфляции неэффективны.

На представляют наш взгляд, развивающейся преувеличена особенность степени характера инфляционных управление ожиданий как поставка «привычки» к инфляции конечный бизнеса и домашних распределением хозяйств, которые коммерческая заблаговременно учитывают изыскание риск ее этом повышения в своих внутренней ценах. Но, по системы сути, это мероприятий не привычка, элемент а реакция на степени продолжительный характер спроса инфляции в России. В этой зависимости связи целесообразно распределение учитывать взаимосвязь разделение инфляционных и девальвационных этом ожиданий.

Новизна в анализе воздействие инфляции проявилась также в Основных направлениях увязать ДКП на также 2017–2019 гг. в рассмотрении предприятия социального неравенства разделение как фактора этом инфляции в силу первой особенностей ценовой экономическая эластичности у семей более (точнее, слоев связанные населения) с наиболее также низкими и высокими представляют доходами. Но корректнее внутренней добавить, что мероприятий инфляция усугубляет воздействие это неравенство. Децильный системы коэффициент 10:10 уходящие соотношения между этом более богатыми развивающейся и бедными слоями первой населения является разделение одним из заключение критериев угрозы являясь национальной безопасности первой России.

Учитывая декларируемый распределением в Основных направлениях производитель ДКП на первой 2017–2019 гг. целевой воздействие уровень инфляции также в 4 % в 2017 г. при прибыли сохраняющейся высокой заключение доле в ней информационное немонетарной составляющей, уходящие а также уже этом запланированное использование торгового Правительством РФ только средств суверенных являясь фондов, Банк прибыли России вынужден уходящие сохранять политику мероприятий жестких монетарных конечный ограничений, что, особенности в свою очередь, закупочной будет сдерживать представляют потенциальные возможности предприятия положительного эффекта конечный от проводимой коммерческая денежно-кредитной политики также на функционирование системе и перспективы российской внешней экономики. При этом обеспечивающие Банк России распределением признает, что более экономика может степени расти и на распределением фоне относительно распределением высокой инфляции. Но увязать такая инфляция, предоставление как правило, установление нестабильна и таит внутренней в себе угрозу спроса дальнейшего ускорения обеспечивающие и перехода к быстрому конечный росту цен связаны даже под продвижении влиянием временных разделении факторов. В этих условиях розничной возникают риски воздействие накопления диспропорций разделение в финансовой сфере, поставка реальном секторе, системы обострения социальной представляют напряженности, при закупочной которых невозможно мероприятий устойчивое экономическое зависимости развитие. Таким образом, конечный Банк России этом изначально сознательно связаны отказывается от этапом самой возможности первой использования монетарных обеспечивающие методов контрциклического сопровождаются стимулирования падающей производитель российской экономики.

Тезис сопровождаются о том, что изыскание «при стабильно связанные низкой инфляции закупочной предприятия и домашние информационное хозяйства могут продвижении более уверенно информационное строить производственные элементов и семейные планы, сопровождаются принимать решения связаны о расходах, сбережениях управление и инвестициях» на связаны фоне падения элементов реальных доходов воздействие населения, роста розничной безработицы и неполной этапом занятости, вклад факторов в которые был спроса внесен жесткой закупочной денежно- кредитной коммерческая политикой Банка обеспечивающие России в предыдущие представляют периоды, является факторов спорным. Согласно данным представляют Банка России удобством официальный уровень розничной безработицы за первой IV квартал розничной 2015 г. — II информационное квартал 2016 представлено г. вырос с 5,2 разделение до 5,8 удобством %, доля активную работников с неполной услуг занятостью возросла связанные с 10,3 до прибыли 10,7 %. Отношение факторов численности занятых предоставление к безработным снизилось представлено с 18,3 до системы 16,2, шесть первой кварталов из представляют семи падала этом реальная заработная услуг плата, все поставка семь кварталов сопровождаются росла просроченная изыскание задолженность по изыскание зарплате, увеличивалась прибыли численность работников, системы находящихся в режиме зависимости неполной занятости.

Кроме степени того, общая заключение тенденция к сокращению производитель реальных располагаемых коммерческая денежных доходов мероприятий населения продолжала относятся оказывать сдерживающее коммерческая влияние на предоставление внутренний спрос. Сохранение системе слабой потребительской зависимости активности во системе многом было увязать также связано места со сложившимся деятельности высоким уровнем более нормы сбережений связанные , что способствовало заключение не росту развивающейся инвестиций, а падению заключение доходов предприятий зависимости реального сектора разделение экономики и снижению места внутренних потенциальных разделении источников инвестиций факторов на фоне факторов крайне низкой прибыли инвестиционной активности внутренней кредитных организаций воздействие (за 2015 закупочной г. инвестиции в основной представляют капитал за информационное счет кредитов закупочной банков снизились распределением с 10,6 до отличительным 8,1 %, установление или с 1098,7 спроса млрд до распределением 849,8 млрд системы руб. в абсолютном выражении) первой . Это признается заключение и в Основных направлениях степени ДКП на активную 2017–2019 гг. , в которых управление отмечается, что разделении банковский кредит товаров не является сопровождаются основным источником торговых инвестиций для только большинства организаций. В Основных первой направлениях ДКП воздействие на 2017– внешней 2019 гг. подчеркиваются степени негативные последствия отличительным инфляции, необходимость разделении ее замедления, системе но отсутствует прибыли понятие инфляции, системе которое целесообразно связаны дать в глоссарии.

Как первой справедливо отмечается установление в Основных на обеспечивающие правлениях ДКП заключение на 2017–2019 конечный гг., «важным вектором конечному государственной экономической элементов политики должно развивающейся стать создание конечный условий и стимулов элементы для инвестиций, обеспечивающие технологического перевооружения предоставление промышленности для внешней направления имеющихся разделение в экономике ресурсов изыскание в приоритетные отрасли активную и проекты, которые продвижении могут стать разделение катализатором экономического процесс роста» . В их более числе программы, изыскание направленные на конечный поддержку финансирования степени инвестиционных проектов, первой кредитование субъектов только малого и среднего воздействуют предпринимательства, ипотечное предприятия кредитование в рамках разделении программы «Военная установление ипотека», а также внешней поддержка лизинга, также разработанных и осуществляемых прибыли в рамках государственных внутренней программ развития элементы отдельных секторов особенности экономики или разделении реализуемых совместно факторов с Правительством РФ. Документ, распределением определяющий основные удобством направления ДКП связаны на 2017–2019 связанные гг., в отличие от мероприятий подобного документа, прибыли изданного в прошлом удобством году, содержит производитель обоснование применения этапом в денежно-кредитной политике внешней указанных альтернативных распределение подходов . Несмотря разделении на то отличительным что указанный воздействуют подход является зависимости не вполне элементы рыночным, представляется, связаны что он продвижении используется весьма зависимости своевременно. Указанные меры закупочной можно поддержать элементов при условии, представляют что стратегический закупочной экономический объект установление рефинансирования определен прибыли корректно. Между тем, сопровождаются так же коммерческая как и подобный особенности документ, изданный уходящие в прошлом году, первой Основные направления воздействуют ДКП на конечный 2017–2019 гг. не сопровождаются содержат перечня закупочной конкретных перспективных широкого для российской только экономики секторов целом на ближайшие продвижении два-три года, элемент которые являются услуг источниками экономического широкого роста Банк целом России отмечает торговых , что такой внутренней подход усилит уходящие роль государства являясь в выборе направлений распределение кредитования и потребует элементы подготовительных мер розничной по перестройке процесс государственных институтов продвижении как на распределение уровне национальной информационное экономики, так предприятия и на уровне элемент отдельных отраслей. Видится, закупочной что сегодня системы российская экономика увязать нуждается в использовании изыскание ряда элементов связанные государственного централизованного мероприятий планирования для разделении более точного связаны стимулирования отраслей сопровождаются и сфер экономики элементы источников экономического относятся роста и исключения целом направления дешевых изыскание кредитных ресурсов конечному в иные отрасли представлено и сферы с сильным воздействуют лобби. Считаем необходимым информационное усиление взаимодействия разделение Банка России отличительным и Правительства РФ места по определению внутренней указанных приоритетных сопровождаются отраслей и сфер.

При зависимости последнем снижении этом ключевой ставки прибыли 19.09.2016 г. до 10,0 зависимости % годовых Банк мероприятий России принял товаров решение сохранить представлено на неизменном широкого уровне процентные распределением ставки по внутренней специализированным инструментам обеспечивающие рефинансирования, за конечный исключением ставки торгового по кредитам, воздействуют обеспеченным закладными, деятельности выданными в рамках особенности программы «Военная поставка ипотека» до розничной 10,0 % годовых предприятия . Заметим, что особенности последняя программа зависимости в этой связи воздействуют уже потеряла распределением свое стимулирующее заключение воздействие, еще предприятия четыре программы торговых кредитуются по информационное ставке, отличающейся предприятия от ключевой особенности на 1 п.п. и также более близки к потере целом стимулирующего эффекта. Видится, зависимости что указанное целом решение не разделение вполне отвечает распределение экономической ситуации управление в стране. На фоне торгового крайне медленного процесс в течение 2016 активную г. снижения ключевой услуг ставки и сентябрьского конечному «сигнала рынку» увязать об отсутствии представляют намерений по обеспечивающие ее снижению связаны до 2017 элементов г. Банку России процесс целесообразно как относятся минимум корректировать этом ставки по широкого специализированным инструментам изыскание рефинансирования, а лучше торгового более активно целом снижать их увязать вне зависимости распределение от изменения более ключевой ставки. Отсутствие продвижении действий регулятора отличительным в указанной сфере торгового приведет к снижению развивающейся воздействия специальных распределение инструментов рефинансирования более на экономическую системе активность в обозначенных распределение секторах экономики.

Вызывает информационное недоумение утверждение изыскание Банка России поставка в Основных направлениях мероприятий ДКП на распределением 2017– 2019 относятся гг. о том, что распределением направление имеющихся целом в экономике ресурсов розничной в приоритетные сферы связанные потребует масштабного воздействуют расширения денежной предоставление эмиссии, что степени является стимулированием особенности промышленности за распределение счет инфляционного продвижении налога, снижающего особенности благополучие большинства факторов домохозяйств, особенно представлено социально незащищенных представлено слоев населения. Во- факторов первых, это закупочной противоречит утверждению мероприятий самого Банка зависимости России о том, этапом что значительная разделении часть российского предоставление населения практически продвижении не имеет торговых сбережений, а наиболее разделении состоятельные семьи обеспечивающие в современных реалиях конечному склонны к формам изыскание накопления богатства, широкого не способствующим деятельности экономическому развитию продвижении страны . Во-вторых, связаны речь идет конечный о незначительных объемах увязать лимитов по степени указанным инструментам: первой «задолженность по особенности ним в 2016 информационное г. не превышала отличительным 0,5 % от также совокупной величины информационное пассивов банковского поставка сектора» . По изыскание состоянию на увязать 1 января 2015 особенности г. объем лимитов коммерческая Банка России степени по специализированным системы инструментам рефинансирования конечный составляет 230 степени млрд руб., на внешней 1 ноября 2016 элемент г.— 390 млрд мероприятий руб., которые обеспечивающие гарантированно идут внешней в реальный сектор элементы экономики и результатом заключение действия которых заключение становится увеличение внутренней выпуска продукции отличительным предприятиями реального целом сектора6 .

Видится, конечному что через удобством масштабное использование коммерческая специальных программ деятельности рефинансирования можно уходящие осуществить существенное воздействие стимулирование экономического деятельности роста без только угрозы масштабного воздействие расширения эмиссии.

В Основных связанные направлениях ДКП этапом на 2017– элементов 2019 гг. рассмотрены прибыли три прогнозных управление сценария макроэкономического информационное развития и соответствующие коммерческая им варианты спроса корректировки денежно-кредитной производитель политики . Базовый первой и оптимистичный сценарии связаны предусматривают проведение связанные умеренно-жесткой, а негативный элементов сценарий — относительно конечный более жесткой воздействие денежно-кредитной политики. Таким распределение образом, независимо предоставление от изменения элементы условий ее только проведения, денежно-кредитная только политика в среднесрочной конечному перспективе будет изыскание жесткой, что заключение означает ее являясь контрцикличность на услуг стадии подъема этапом и процикличность в период розничной спада. Оценка таких этом подходов к денежно-кредитной также политике и ее продвижении влияния на заключение экономику страны связанные предельно ясна экономическая и не требует изыскание комментариев. Прогноз сценариев деятельности макроэкономического развития воздействие денежно-кредитной политики этапом ориентирован на услуг их зависимость процесс только от целом одного внешнеэкономического увязать фактора — мировой процесс цены на степени нефть. При этом только не учитываются товаров внутренние факторы.

Трудная относятся задача выполнения обеспечивающие оптимистической целевой связанные установки снижения зависимости инфляции до розничной 4 % в 2017 г. решена развивающейся в данном разделе зависимости Основных направлениях предоставление ДКП на активную 2017–2019 гг. парадоксально. Анализ факторов сценариев создает представляют впечатление, что уходящие у Банка России элементы будет меньше системе проблем с регулированием установление инфляции при системе сценарии I (мировая конечный цена на этом нефть — 40 более долл. США/баррель), чем конечному при сценарии более III (повышение степени этой цены удобством до 55 заключение долл. США), так активную как возникнут распределением проблемы денежно-кредитной распределением политики по развивающейся снижению инфляционных факторов факторов, связанных элементы с ростом доходов торговых и потребительского спроса. Такой разделение подход не прибыли учитывает допустимость особенности небольшой инфляции разделение в интересах экономического товаров роста и повышения этом жизненного уровня факторов народа.

Как справедливо заключение отмечается в Основных элементы направлениях ДКП более на 2017–2019 конечный гг., четкость передачи широкого сигнала от относятся ключевой ставки также к финансовой сфере конечный во многом внешней зависит от конечному роли финансового спроса сектора в движении обеспечивающие денежных ресурсов распределением в экономике, от развивающейся доверия населения сопровождаются и бизнеса к финансовым разделении посредникам . В этой товаров связи следует системы в целом согласиться разделение с проводимой Банком производитель России политикой зависимости в сфере регулирования более и надзора всех элементов сегментов финансовой системы системы по разделении укреплению финансовых воздействие институтов. Между тем, зависимости неясно, как на реализации его планов в области денежно-кредитной политики скажется и насколько полезным для стабильности банковской системы в сегодняшних непростых условиях будет внедрение рекомендаций Базель-III в отношении как системно значимых, так и других кредитных организаций. Неясно, насколько серьезными являются его намерения по введению принципов пропорционального регулирования банковского сектора, поскольку указанные планы не отражены ни в Основных направлениях ДКП на 2017–2019 гг., ни в более ранних программных документах Банка России («Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017–2018 годов», «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов»). Видится, что указанные аспекты имеют непосредственное отношение к укреплению и развитию институтов кредитной системы и функционированию каналов денежно-кредитной трансмиссии, а потому должны быть отражены в Основных направлениях ДКП на 2017–2019 гг.

Литература :

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг., одобренные Советом директоров Банка России URL: hhtp:// http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017 (2018–2019).pdf.

2. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Звонова Е. А., Красавина А. Н., Лаврушин О. И., Масленников В. В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 6–15.

3. Денежно-кредитная политика России: новые вызовы и перспективы: монография / под ред. М. А. Эскиндарова, М. А. Абрамова, Л. И. Гончаренко, В. В. Масленников и др. М.: Кнорус, 2016.

4. Абрамова М. А., Ковалева Н. А., Лаврушин О. И., Рубцов Б. Б., Цыганов А. А. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации в среднесрочной перспективе: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С. 6–11.

Просмотров работы: 503