Staphylococcus aureus относится к таким условно-патогенным микробам, а следовательно, стафилококкоз может в различной степени проявляться у разныхных носителей, что зависит от вирулентности отдельного штамма возбудителя, иммунного статуса макроорганизма и определённых условий внешней среды.
S. aureus является грамположительным микроорганизмом кокковидной формы, образующим скопления клеток в виде виноградной грозди. В благоприятных условиях (при пониженном иммунитете) он способен вызывать гнойно-септические процессы у людей и животных: различные поражения кожи (дерматит, псевдофурункулёз, абсцессы, флегмоны), отит, поражения лёгких и костей, маститы, эндометриты, а в в тяжелых случаях менингит и сепсис. Для организма с сильным иммунитетом стафилококкоз может ограничиваться хронической ангиной, ринитом, конъюнктивитом, которые по причине неяркой выраженности могут не вызывать серьезных опасений, как у владельцев больных животных, так и заболевших людей. Так же возможно полностью бессимптомное носительство, при котором не наблюдается никаких отклонений здоровья от нормы.
Бессимптомное носительство стафилококка очень распространено. Около 50% людей [3] являются носителями золотистого стафилококка, постоянными или временными. Золотистый стафилококк обитает на коже и слизистых оболочках. Есть мнение, что его основной экологической нишей в организме человека и мелких домашних животных являются ноздри, преддверие полости носа. [2]. Такой человек - носитель - может быть потенциально опасен для окружающих, если он тесно и часто общается с ослабленными людьми, у которых легко может развиться стафилококковая инфекция. Это в первую очередь касается медицинских работников. Поэтому их регулярно обследуют на носительство золотистого стафилококка и, в случае выявления стафилококка, обязуют пройти курс лечения. Обязательному лечению подлежат люди, которые, будучи носителями стафилококка, при исполнении своих профессиональные обязанностей могут вызвать возникновение стафилококковой инфекции у других людей. Список профессий, представители которых подлежат лечению в связи с носительством стафилококка, оговорен специальным приказом. Помимо медицинских работников в него входят, например, работники сферы общественного питания. Опасность стафилококконосительства в этой категории состоит еще и в том, что стафилококки могут попасть в приготавливаемую пищу и вызвать массовое заболевание пищевым токсикозом. Потенциально возможна также передача стафилококков людям от больных животных, с которыми они близко контактируют.
Цель и задачи нашей работы: определить возможные пути передачи пути передачи и локализацию возбудителя стафилококкоза кошек у человека – владельца животного. Бактериологическим и бактериологическим методами было проведено исследование патологического материала – гнойного содержимого из поверхностного абсцесса домашней кошки, отпечатков кожи пальцев рук студента – владельца кошки и мазков из носа этого же студента.
Материалы и методы: у домашней кошки, содержащейся в качестве домашнего любимца, были обнаружены и подвергнуты хирургической обработке и санации поверхностные абсцессы в области головы. Материалом для исследования было гнойное содержимое абсцесса после его вскрытия. После проведённого лечения кошка клинически здорова. Посев отпечатков пальцев рук владельца животного был сделан спустя две недели после последнего контакта с животным, посев мазков из носа – спустя три недели. Исследование проводили согласно имеющимся методическим указаниям по диагностике стафилококковых инфекций животных.
Результаты исследования. После посева на МПА и после культивирования в термостате 24 часа при 37 градусах по Цельсию на питательной среде были обнаружении выпуклые, круглые, непрозрачные, блестящие, колонии размером 2-4 мм с ровными краями, имеющие необычный розовато-жёлтый пигмент. Последующее окрашивание мазков из этих колоний показало, что они были образованы грамположительными микроорганизмами шарообразной формы, не имеющими спор и капсул, с взаимным расположением в виде виноградной грозди. При пересеве на ЖСА, изоляты дали заметную зону помутнения вокруг колоний, что косвенно свидетельствовало о их вирулентности. В результате биохимического тестирования выделенные микроорганизмы были идентифицированы как Staphylococcus aureus. На общность происхождения стафилококков, выделенных нами из разных видов исследуемого материала, в данном случае указывало присутствие характерного, необычного розовато-жёлтого пигмента колоний. Наиболее обильный рост таких микроорганизмов наблюдался при посеве мазка из носа, в то время как на пальцах присутствовали отдельные колониеобразующие единицы. Диско-диффузионным методом были проведены тесты на устойчивость к антибиотикам, по результатам которых рекомендовали лечение для носителей.
Таким образом, было установлено, что на коже пальцев и в носовой полости человека – владельца клинически здоровой, но переболевшей стафилококкозом кошки, длительное время локализуется популяция золотистого стафилококка, идентичного по культуральным и биохимическим свойствам изоляту, ранее выделенному от этого животного. Наиболее вероятный путь передачи возбудителя – контактный, что связано с оказанием ветеринарной помощи животному в домашних условиях.
По результатам исследований владельцу животного - носителю золотистого стафилококка рекомендовано обратиться за медицинской консультацией к врачу по поводу назначения лечения препаратами, к которым штамм не имеет повышенной устойчивости, с учетом индивидуальных особенностей организма (возможные нарушения в обмене веществ, связанные с приемом антибиотиков). Также полезной практикой будет аналогичная проверка животных, контактировавших с инфицированными людьми.
Литература
Черкес, Ф. К. Микробиология / Ф. К. Черкес, Л. Б. Богоявленская, Н. А. Бельская. – М. : "Медицина", 1986. – 512 c.
Forbes, B. A. Bailey & Scott's diagnostic microbiology / B. A. Forbes, D. F. Sham, A. S. Weissfeld. – St. Louis : Mosby, 2007. – 1074 c.
Широкова, И. Ю. Распространенность и характеристика носительства Staphylococcus aureus у студентов медицинских вузов (двухцентровое исследование) / И. Ю. Широкова. и др. // Медицина в Кузбассе. – 2013. – №2. – С. 79-83.