ИСТОРИЯ МЕТРОЛОГИИ НА ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ СВЯЗЬ С РЕЛИГИЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИЯ МЕТРОЛОГИИ НА ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ СВЯЗЬ С РЕЛИГИЕЙ

Смирнова Д.Д. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Метрология берет свое начала из того времени, когда только начали формироваться государства, цивилизации. Именно тогда появилась потребность в сооружение построек, дорог и других важных совместных работ, а также в определении налогов и других даней. Так как раньше наука не разделялась на разновидности, то метрология не была выделена в отдельную категорию и развивалась в тесной связи с другими. Например, с астрономией, ведь в древности эта наука имела для людей большое значение, по ней определяли время, вели календари, а это требовало разработки методик измерения. Отождествлялись с богами планеты, отсюда тесная связь метрологии с религией.

Связь метрологии и религии

Связь метрологии и религии древняя. Берет она свое начало в Вавилоне и Египте. Изначально, все эталоны хранились в храмах. Оберегали их, т.е. в современном значении хранителями и поверителями были жрецы этих храмов, которые также знали все меры. Например, в Египте существовал бог, относящийся и к метрологии. Это был Тот-бог счета, мудрости и письма. Поктон в своем труде писал о том, что в древности эталоны не только хранились в храмах, но и освящались религией [4]. У римлян ситуация была похожа. Указанием императора все меры веса и линейные меры хранились в христианских церквях. В древней Руси хранение общественных мер и весов также происходило в храмах. Делалось это еще и потому, что храмы были первыми каменными строениями в городах, что спасало их от многочисленных пожаров. Первое упоминание о слежении за мерами и весами найдено в 996 году и связано с церковью. Князь Владимир в своем уставе поручил епископу вести надзор за определенными видами мер. При князе Всеволоде Мстиславовиче за пренебрежительное отношение к данному надзору устав угрожал карой небесной после смерти. Это связано с тем, что в библии есть упоминание о том, что использование неверных мер и весов является одним из грехов. Многие метрологические понятия пришли к нам также из Греции. При принятии христианства Русь получила греческие книги с религиозным сюжетом, в которых встречаются метрологические термины. При переводе, переводчик заменял слова на славянские, если такая мера существовала или оставлял понятия без перевода.

Метрология Древней Руси IX-XII веков

Существуют разные теории, какая система мер лежала в основе нашей [1,2,3]. В итоге, историк Беляев Н. Т. пришел к выводу о том, что это была древнеегипетская система, претерпевшая ассиро-вавилонское влияние, т.к. сравнивая две этих системы мы видим единообразия построения и примерное постоянство переводного коэффициента. Так как Киевская Русь была одной из передовой стран того времени, в ней активно развивались ремесла, строительство и торговля. Такие большие масштабы должны были обладать подкреплением метрологии. Почти все знания о древних понятиях древней Руси берутся из археологических раскопках или сведений из летописей и сборника законов «Русская Правда».

Самыми давними мерами измерения являются локоть и сажень. Сажень равнялся трем аршинам или 2,13 м в переводе в современную меру длины. Он упоминался еще в летописи Нестора от 1017 года. Происходит это слово от древнего глагола «сягать» (что означать доставать до чего-то). Сажень широко использовалась в строительстве, а также при определении не совсем больших расстояний. Локоть является расстоянием от переднего сустава до среднего пальца и равен половине английского ярда или 1,143 метра. Впервые о нем рассказывается в «Русской Правде» Ярослава Мудрого 1016 года. Точно значение локтя известно нам потому, что ново-Иерусалимский Воскресенский храм был построен по подобию Иерусалимского Воскресенского храма. В нем также был сделан гром господня по точным размерам, которые были даны в локтях. Эту меру измерения часто использовали в торговле. Аршин перешел в Русь из Турции, где по длине был близок к турецкому локтю «аршиму». Также старинными мерами длины являлась пядь и верста. Пядь равна расстоянию между кончиками большего и указательного пальца(17,78см), она употреблялась довольно долго и очень часто использовалась для измерения размеров иконы. Упоминается она и в путешествиях русских паломников 12 века, именно по этим записям и сверке их с действительными расстояниями, была определена ее длина. Верста равнялась 750 саженям, ей измеряли чаще всего расстояния пути, для чего ставили верстовые столбы на дорогах. Происходит это название от слова «верстать» (сравнивать, уравнивать). Появляется в летописях 1097 года.

Иногда расстояние указывали в днях пути. Например, в летописях указано, что от Вавилона до Палестины 40 дней пути. Площадь на Руси связана в основном с посевами и с определением участков, измерялась десятиной и четвертью. До этого использовались такие меры, как соха, обжа, которые были связаны с трудом, работой лошадей и не учитывали геометрию и исключали субъективные факторы. Десятина была основной поземельной мерой и представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 на 30 саженей или 60 на 40 или в форме квадрата, сторона которого равнялась 50 саженям (1/10 версты), отсюда и пошло название. Четверть равна половина десятины или площади, на которые высевали четвертину ржи.

До XVIII века использовали такие меры вместимости как бочка и кадь. Бочка равна 40 ведрам(491,96л) и использовали её чаще всего при торговле с зарубежными продавцами. Кадь вмещала 14 пудов ржи или 229,32 кг и использовалась обычно для измерения зерна. Появляется эта мера и в «Русской правде» и в более поздних летописях 1127 года. Для жидкости служили бочка, ведро, штоф, сопец и другие. Названия этих мер описывали бытовую утварь, использовавшуюся в те времена. Самой распространенной было ведро, как самая удобная. В качестве крупных мер в источниках 996 года описывается провара-мера для вина. В качестве мер веса использовались берковец, пуд и фунт. Берковец описывается в уставной грамоте, датированной 1134 годом, изданной князем Всеволодом. Применялся он преимущественно для взвешивания меда, воска и других товаров, которые можно было взвешивать кусками. Пуд происходит из латинского слова, обозначающего вес, и равен 40 фунтов (16,3805 кг). Фунт с 1747 года являлся эталонным весом, равен при переводе на современные меры 0,4095кг. Также мерой весов до XII века служили деньги. За товар платили определённым весом куса серебра, на котором делались отметки. Эти кусочки именовали гривнами, именно от ломаных(рубленных) частей серебра и произошло слово «рубль», которое и сейчас мы используем как плату за товар. В последствии гривны стали называть фунтом. Кроме серебра, в качестве расплаты очень долго использовались меха или зарубежные монеты.

В систему единиц времени в те времена вошли час, сутки, неделя, месяц и год. Год начинался с марта (когда было первое весеннее новолуние). С принятием христианства был совершён переход на новое летоисчисление (от рождества христова, а не от сотворения мира). Одна из особенной древнерусском метрологии это деление на 2, 4, 8. Таким делением получались более мелкие единицы мер, которые использовались в те времена (например, кадь-это два половника, четыре четверти и 8 осьмин).

Метрология Древней Руси XII-XVI веков

Более поздний период метрологии в древней Руси помогает определить псковская летопись, в которой приведены перечисления и описания многих мер. Также очень большой вклад внесли путешествия, в которых сравнивали русские меры с иностранными и давали перевод единиц [1,2,3]. В это время (XII-XIV век) на Руси был безмонетный период, связанный со значительным уменьшением поступающего серебра. В тот момент средством обращения были товаро-деньги (достаточно распространенные изделия (например, бусы, пряжа и другое). Главной особенностью этого периода является раздробленность. Почти всё государство было разбито на самостоятельные княжества, которые сами заключали договоры, развивали свою экономику и использовали собственные способы измерения. Поэтому в летописях часто встречаются меры, отличные от общегосударственных. Это продолжается до середины XVI века. Именно в это время начинает вестись политика, сводящая все к единым мерам и весам. Начинаются первые сочинения, которые посвящены описанию различных мер. До нас дошли «торговая книга», «счетные мудрости» и другие источники. Связано это с тем, что Иваном IX был организован всероссийский рынок, и люди, которые съезжались туда со всей страны, испытывали неудобства из-за многообразия измерений.

21 декабря 1550 г. издана грамота о создании новой единой меры, с которой нужно было снять деревянные образцы и разослать их по всей стране. Далее издавались указы о единообразии и других мер, которые назывались печатные или заорленные. Для времени централизации Руси характерно, не только стремление к единству, но и изменение видов мер. Иногда изменяли только размер, а иногда изменяли еще и названия, вводили новые. Система, которая сложилась в те годы, стала основной и в общих чертах её использовали до СССР. Появилось много разновидностей сажени - это и казенная, и мерная, и маховая, и косая. А вот пядь и локоть почти полностью исчезли из документов.

В XVI веке приняли новую единицу обложения - соха, которая делилась на четверти. Она имела несколько категорий (в основе которых лежит классовое неравенство) - служилая (800 четвертей), церковная (600), черная (400). С каждой сохи взималась определенная сумма, самая большая тяжесть обложения падала на черные, которые принадлежали, в основном, крестьянам. Количество сох было определено переписью населения и измерение их земель. Облагались не только земли, но и множество других вещей и для каждого имелось название. Например, мера ниток при прядении-десятник, мера труда - тягло. Кадь, оковы и многие другие понятия выходят из употребления, на смену им приходят единицы из периода феодальной раздробленности- окова, четверик. В окове содержалось 4 четверти или 8 осьмин (1 осьмина=104,956л), четверик являлся ¼ осьмины (отсюда и название), появился в связи с голодом 1601 года, когда многие не могли себе позволить большую порцию хлеба.

Основной мерой жидкостей остается ведро (1 ведро=12,299л), бочка перестает упоминаться в летописях и других документах. Ведро с свою очередь делились на кружки, штофы, винные и водочные бутылки, чарки. Основной весовой единицей был пуд (16,38 килограмм) и фунт (409,512 грамм). Существовали и другие меры веса, но они не имели особого распространения, для крупных измерений использовался пуд и его части, более мелкие мерили с помощью фунта и, соответственно, его частей. Конечно, использовали не только измерения веса, объёма и т.д., был и штучный счет товарам и характерные торговые единицы. Особо массово была распространена продажа парами, например, обувь, коромысло (пара вёдер), для обозначения использовали слово «юфть». Ткани считались кипами, бумага-стопами, канаты-косяками, карты-дюжинами, металлы-крицами и многие другие предметы тоже имели свои обозначения для торговли. Основной монетой являлась копейка, произошло это послу денежной реформы Ивана IX. Всего мер было 3: копейка, деньга и полушка, все они различались по весу. Именно тогда на деньгах начинается печататься имя царя на одной стороне, а на другой двуглавый орел. При Федоре Ивановиче на монетах чеканится имя отчество царя, сами же деньги остаются неизменными. На стыке XVI и XVII веков основной единицей денег сталь рубль, который равнялся 100 копейкам.

В источниках XVI - XVIII веков упоминаются орудия взвешивания - это терези, контари и безмен, прототипы современных весов. Безмен-являлись простыми рычажными весами, контарь-с точкой опорой и подвижной гирей, терези-коромысельные весы. У каждой категории в наличии было несколько видов разной грузоподъемности.

Заключение

Метрология Древней Руси сыграла важную роль в развитии метрологии России и СССР. Она заложила основу в области современной науки об измерениях. В давние времена накопленные знания и опыт метрологии использовались не столько в научных целых, сколько чаще всего в бытовых и религиозных. Знание о древней метрологии очень важно и дает большее понимание ее значимости в жизни.

Список литературы

1. Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации «Сборник очерков к 100-летию со дня образования» /Под ред. А.Г. Свешникова. Нижний Новгород, 2000. - 224 c.

2. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская Метрология. Аспект-пресс, 2003. - 160 с.

3. Шостьин Н.А. «Очерки истории русской метрологии» Москва, 1975. - 272 с.

4. Брянский Л.Н. «Непричёсанная метрология» Менделеево, 2008. - 276 с.

Просмотров работы: 504