ПРОБЛЕМАТИКА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМАТИКА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Журавлева Д.В. 1
1Российский Государственный Университет Правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Наказание как санкция за совершение преступления является наиболее эффективной мерой ответственности, одной из самых популярных является лишение свободы. Сущность данной меры закреплена в статье 50 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Это основной вид наказания.

Как уже отмечалось лишение свободы является одной из самых распространённых мер ответственности в уголовном праве, это объясняется тем что, в теории он считается наиболее действенным для лиц, совершивших преступление различной степени тяжести. Но, так же данная норма может содержать в себе предупредительное воздействие, которое зависит от многих факторов, таких как: содержание самой нормы, которая предусматривает данную санкцию; справедливой и правильной деятельности правоохранительных органов; наличия правовой пропаганды и другое. В настоящее время в теории сложно определить какой именно вклад в борьбу с преступностью приносит данная норма, но на практике видно что, она носит наиболее эффективный характер, так как с наибольшей степенью, нежели другие санкции, оказывается карательное воздействие на человека совершившего правонарушение.

Сама по себе система наказания в УК РФ построена таким образом, что бы ориентироваться на применение менее тяжких санкции, исключением являются случаи когда исправление осужденного невозможно при применении менее тяжкой меры чем лишение свободы. На это прямо указывается в части 1 статьи 60 Уголовного кодекса РФ «Общие начала назначения наказания».

Но, ситуация все равно является такой, при которой реально применяется только часть видов наказаний, предусмотренных в Уголовном Кодексе и такая мера наказания как лишение свободы остается одной из самый распространенных применяемых судом. Поэтому существует актуальность изучения такого виды наказания, как лишение свободы.

1. Понятие, цели и назначение наказания

Понятие наказание закрепленной в Уголовном кодексе, в ч.1 ст.43 и представляет собой меру государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишениях или ограничениях прав и свобод виновного.

Содержание наказания в Российской Федерации заключается в различных мерах, которыми являются: карательные меры, сущность которых в лишение осуждённого определённых прав и свобод; предупредительные меры, призванные предотвратить совершение им новых преступлений, это например контроль за его повседневной жизнью и наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности; воспитательные меры - привлечение к труду, предоставление возможности получить образование, социальные меры, направленные на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе.

В Российском уголовном праве наказание носит строго индивидуальный характер правового последствия совершенного преступления, это означает что оно может применяться только к лицам виновным в совершенном преступлении. Наказанию не могут быть подвержены родственники виновного.

Наказание является не только негативной санкцией государства за содеянное, но и одним из основных правовых комплексных институтов правовых институтов. Институт наказания является общим для уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. У наказания есть и свои определенные цели, к ним относятся восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений. (ч.2 ст.43 УК РФ).

  • восстановления социальной справедливости - означает соразмерную компенсацию ущерба, который причинен обществу и его гражданам совершенным преступлением.

  • исправления осужденного - означает создание в осужденном с помощью правового и воспитательного воздействия определенных моральных установок, предостерегающих его от противоправного и асоциального поведения в дальнейшем.

  • предупреждения новых преступлений - предполагает воздействие на самого осужденного с целью предотвратить совершение им преступлений в дальнейшем и в отношении неопределенного круга лиц создание в какой-то мере устрашающего воздействия.

У понятия Уголовного наказания существуют свои характерные черты. Прежде всего это то, что оно является мерой государственного принуждения. Государственным принуждением являются предусмотренные государством меры по защите общественного порядка, граждан и правопорядка, которые заключаются в ограничении деятельности различных субъектов, контроля за их поведением или даже в физическом воздействии с стороны государства в лице компетентных органов и должностных лиц.

Наказание всегда представляет собой отрицательные последствия для виновного в виде определенного ограничения его прав и свобод, но с такими целями как перевоспитание и исправление и в законопослушного гражданина.

При том важно отметить что применение наказания и само наказание должно соответствовать требованиям Всеобщей декларации прав человека, а именно статье 29, в соответствии с которой каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ, основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении наказания суды должны строго следовать требованиям главы 2 Конституции о необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется, когда иные средства воздействия на субъект оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными. Государственный характер меры наказания означает, что оно может быть назначено только от имени государства, и с позиций государства деяние оценивается как преступное, а лицо обязано претерпеть это государственное принуждение1.Автор говорит о том, что наказание является тяжелой мерой ответственности и применяется в тех случаях когда действия человека нарушают общественные отношения которые государство защищает от причинения вреда и данный вред самим государством оценивается как преступление, но при этом все же и защищает самого человека от нарушения его прав в процессе применении и отбывании наказания за содеянное.

Лишение и ограничение прав и свобод является наиболее свойственным Уголовному наказанию, нежели другим мерам государственного принуждения. Для других видов наказания ограничение прав не является необходимым элементом, для уголовного наказания в свою очередь - обязательным. Но, так же важно отметить, что цели назначения наказание не должны преследовать унижение чести и достоинства человека, вызывать у него различного рода страдания.

При назначении наказания совершенное деяние оценивается как отрицательное с моральной и правовой точки зрения. Уголовное наказание носит публичный характер и может быть назначено только судом. Единственным процессуальным основанием для назначения наказания является обвинительный приговор суда, в соответствии с которым совершенное деяние является преступлением, лицо его совершившие виновным и обязано понести ответственность за содеянное.

Наказание это не единственная форма реализации уголовный ответственности. К лицу , причинившему вред общественным отношения, охраняемым уголовным правом, могут быть применены и иные меры, являющиеся альтернативными или дополнительными по отношению к наказанию. Так, например, к лицу совершившее преступление в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, может быть применено принудительное психиатрическое лечение вместо наказания или в совокупности с ним.

Существуют так же специальные меры отличающиеся от наказания. Ими, например, являются меры применимые к несовершеннолетним. Данные меры приоритетно имеют своей целью коррекцию поведения виновного, нежели карательную цель.

Из выше сказанного можно обобщить что, наказание представляет собой реакцию государства на нарушение предписанных им норм и в следствии совершение преступления. Наказание является мерой государственного принуждения, которая назначается только по обвинительному приговору суда и в отношении лиц виновных в совершении преступления, заключается в лишении или ограничении определенных уголовным кодексом прав и свобод данного лица.

2. Понятие и значение лишения свободы. Проблематика

Лишение свободы как вид уголовного наказания является наиболее распространённым в судебной практике, состоит в изоляции осуждённого от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными вооружённой охраной и наблюдением, в условиях жёсткой регламентации всей жизни осуждённых установленных для этих учреждений режимом.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ч. 1 ст. 56 УК).

В Уголовном кодексе лишение свободы представлено в виде: ареста, лишения свободы на определённый срок и пожизненным лишением свободы. Данные виды схожи в том, что все они состоят в определенном ограничении свободы, свободы передвижения, места жительства, изоляции осужденного от социума, свободы выбора профессии, места и характера работы, бытовых условий.

Данный вид наказания является наиболее распространенным в судебной практике. Отбывание и исполнение лишения свободы регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Во время отбывания наказания осужденный может привлекаться к воспитательному воздействию, обязательному труду и прочему.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых можно указать на наиболее существенные: стремясь с помощью определённых лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осуждённого от стремления к исправлению; стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей; стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, также или в ещё большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть; стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя, и т.д.2 Автор говорит о том, что те цели, к которым стремится государство при применении данного вида наказания носят двойственный характер, с одной стороны положительные для государства и общества для защиты общественных отношений, а с другой стороны данные цели и применимые меры оказывают чересчур негативные последствия для виновного. Данные последствия в некоторых случаях явно превышают то воздействие, которое должно было быть применимо. В некотором роде это связанно и с самой системой исполнения наказания, а так же и с самими условиями отбывания наказания.

В уголовно-исполнительном законодательстве критерии классификации и правила назначения осужденным вида исправительного учреждения не только закрепляются (ст.74 УИК), но и развиваются дальше (ст.80 УИК), предусматривая раздельное содержание иных категорий осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения. Таким образом, критерии классификации осужденных и правила их раздельного содержания в различных видах исправительных учреждениях устанавливает уголовное законодательство, а уголовно-исполнительное дублирует их в своих нормах и развивает дальше. Раздельное содержание осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения является прерогативой уголовно-исполнительного законодательства.3

В соответствии с рассмотренными выше критериями классификации и правилами их раздельного содержания (ст.58, 88 УК и ст.74 УИК), в отдельных видах исправительных учреждении содержатся: в колониях-поселениях осужденные впервые к лишению свободы за неосторожные преступления, осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также положительно характеризующиеся осужденные, переведенные с их согласия из колонии общего и строгого режимов. Эти три категории осужденных содержатся в разных колониях-поселениях; в колониях общего режима: впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлении, а также неосторожных преступлений и умышленных преступлении небольшой или средней эяжести, если суд не сочтет возможным направить их в колонию-поселение; в колониях строгого режима: впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлении; осужденные при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлении, если они ранее отбывали наказание в виде лишения свободы; осужденные женщины при особо опасном рецидиве; в колониях особого режима: осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлении; осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненно; в тюрьмах: осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлении и осужденные при особо опасном рецидиве преступлении; осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов; в воспитательных колониях: несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.4

Лишение свободы по своему характеру является одним из наиболее тяжких наказаний и включает в себя целый комплекс ограничений. Кроме основного ограничения свободы, так же есть ограничения в выборе обязательных работ, общения с семьей и близкими, а так же и в общем общении с людьми. Кроме ограничений осужденный так же испытывает определенные лишения, к ним относятся, например, лишения в пище, одежде, быту. Помимо общего негативного воздействия человек так же испытывает и страдания, в большей степени моральные, они могут быть как со стороны граждан осуждающих его и содеянное им, так и со стороны персонала данных мест. Не редкость опубликования в СМИ информации о жестоком отношении в исправительных учреждениях, как от персонала, так и от самих осужденных между собой.

Установление различных видов исправительных учреждений отражает общепринятую практику и преследует цель обеспечить раздельное содержание осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. Тем самым по возможности исключается отрицательное воздействие наиболее злостных и опасных преступников на другие категории осужденных.5 Из того что говорит автор, можно усмотреть две стороны данной цели, с одной стороны она положительна, так как исключается негативное воздействие определенного контингента осужденных на других пребывающих в данном месте, но с другой стороны совместное содержание осужденных за тяжкие преступления формирует социально напряженную обстановку, при которой может происходить еще большее негативное воздействие их друг на друга, которое препятствует исправлению взглядов осужденных. Так же в какой-то степени происходит лишение общения и формирование нежелательных социальных связей, по большей части у данных категорий лиц уже не формируется положительных взглядов на социум.

Возникают так же проблемы в процессе применения данного вида наказания. С учетом того, что лишение наказания является одним из наиболее эффективных видов наказания, существует необходимость в применении мер для упразднения его недостатком или как минимум их смягчении. Так как само по себе данное наказание является наиболее тяжким, необходимо его применять только в тех случаях, когда наименее тяжкое наказание неспособно отвечать тяжести содеянного деяния и ущербу причиненного этим деянием общественным отношения охраняемым государством, при применении столь тяжкого наказания следует быть объективным, учитывать все характеристики личности виновного. В настоящее время, да и вообще отказаться от данного вида наказания не представляется возможным, поэтому наибольшее внимание стоит не только процессу его применения, но и самой системе исполнения наказаний. Необходимо совершенствовать учреждения исполнения наказаний, методику воздействия на осужденного. Лишение свободы не должно влечь еще больших страданий, необходимо искоренить проблемы гигиенического, социального и бытового характера в местах лишения свободы, для того чтобы цели данного наказания достигались без негативных последствий и влияния на соответствующий круг лиц.

В свете проблематики лишения свободы как вида уголовного наказания выделяют проблему эффективности, а именно:

  • проблемы эффективности краткосрочного лишения свободы;

  • проблему эффективности длительного лишения свободы.

Проблему эффективности длительного лишения и общего лишения свободы уже была освещена. Специфичная проблема в краткосрочном лишении свободы заключается в низкой эффективности данного вида наказания. Как правило, у лиц после отбывания данного вида наказания возникают частые рецидивы преступлений. В основном это происходит из-за того, что большую часть наказания лица содержаться в учреждениях предварительного следствия, некоторую часть данного срока люди пребывают в этапировании к месту отбывания наказания, данное время потом зачисляется в общий срок, соответственного не оказывается все то воздействие, которое должно было быть применено к ним. И в то же время, данные лица в основном освобождаются условно-досрочно. Получается что почти не остается всего того времени, которое необходимо для эффективного воздействия на виновного, в следствии осужденные не всегда осознают всю противоправность своего содеянного и недопустимости совершения этих действий в будущем.

Из выше сказанного можно обобщить вывод о том, что цели которые преследуются при лишении свободы не всегда соответствуют целям всей системы уголовного наказания. В некотором роде они расходятся из-за несовершенности учреждений лишения свободы, а в другом из-за недостаточности воздействия на осужденных для правильного понимания ими своих действий и причиненного ущерба государству и обществу.

3. Лишение свободы на определённый срок. Проблематика.

Лишение свободы на определенный срок в настоящее время является одним из наиболее часто применимых видов наказания, оно предусматривается более чем в 90 статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Данный вид наказания заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию с тем или иным видом режима, либо в тюрьму на установленный в обвинительном приговоре суда срок. В практике существует тенденция роста длительного срока, как правило это сроки более пяти лет.

В теории в целом и в уголовно-правовой литературе достаточно много уделяется внимания данной тенденции увеличения срока наказания. Данная ситуация противоречит теоретическим взглядам о нецелесообразности установления длительных сроков лишения свободы и, напротив, целесообразности смягчения мер наказания за счет снижения максимальных сроков лишения свободы. Возникает это из-за существующего криминогенного состояния российского общества. Государство пока не может придумать более эффективных мер реагирования и воздействия на осужденных за совершения преступлений чем лишения свободы. Но конечно же в перспективе пытается этого добиться, так как данный вид наказания в большей степени в отличии от других разрывает социальные связи, приводит к увеличению количества осужденных в исправительных учреждениях. Стоит отметить так же, что реализация наказания без лишения свободы обходится государству в лице налогоплательщиков значительно дешевле.

У данного вида наказания есть характерный признак, им является срок, на который осужденный помещается в учреждения исполнения наказаний. В российском Уголовном праве не допускается вынесение приговора, в котором точно не был бы определен срок наказания.

В соответствии с ч.2 ст.56 УК лишение свободы может назначать на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случаях, предусмотренных частью 4 ст.56 УК РФ в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.6Пожизненное лишение свободы не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступление до достижения 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет (ч.2 ст.57 УК)[21Струков Н.В. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н.В. Струков. - Саратов, 2007. - 256 с.]. Из данных слов можно сделать вывод о том, что государство хоть и защищает общественные отношения от преступлений, но все же предусматривает и некоторые ограничения для некоторых возрастных категорий правонарушителей.

Согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству наказание в виде лишения свободы на определенный срок, прежде всего, сопряжено с лишением осужденного свободы передвижения, а также с ограничениями в распоряжении своим досугом и реализации права на труд. Поэтому лишение свободы, кроме изоляции, влечет для осужденного и иные установленные законом правоограничения, которые в совокупности значительно изменяют (по сравнению с другими членами общества) его правовое положение (статус). В основном эти правоограничения касаются сферы политических (например, участие в выборах), трудовых, жилищных, семейных и ряда других прав. Кроме того, наказание в виде лишения свободы предполагает использование специфических мер исправительно-трудового воздействия[18]. Из слов автора можно сделать вывод о том, лишение свободы на определенный срок подразумевает не только ограничение свободы, а своеобразный комплекс ограничений. Данные ограничения влияют не только на его свободу, но и в совокупности на все его положение в обществе. В данном виде наказания применяются меры к свободе личности в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что лишение свободы содержит в себе проблемы не только социальные, но и индивидуально-психологические. Данный вид наказания будет иметь тот социально-полезный эффект, который в него изначально закладывался, только тогда когда будут происходить определенные положительные сдвиги в мировоззрении у осужденного. Проблемой является восприятие назначенного наказания, переживания наказания осужденным. Чаще всего наказание воспринимается человеком как переживание дальнейших страданий, а не меры должной ответственности за содеянное. В дальнейшим данное восприятие может приводить к тому, что осужденный в процессе длительного отбывания наказания начинает рассматривать место лишение свободы как привычную обстановку, специфический привычный социум, а не временное пребывание. Осужденный испытывая чувство несправедливости уже не стремится к прежней жизни и обстановки, а общество начинает рассматривать как обидчика и лишь ищет возможность совершения новый преступлений.

По данным изучения характерно, например, что более половины преступников-рецидивистов считают наказание несправедливым, незаслуженным, чрезмерно суровым, в то же время 6,0 % рецидивистов в качестве идеала указали человека, совершающего преступления, а 13,7 %-(помимо указанных 6,0 %)-вообще не имеют социально одобряемого идеала. Данные лица уже не воспринимают жизнь как раньше и упорно не хотят встать на правильный и правомерный жизненный путь. Восприятие наказания как справедливого акта со стороны общества и в качестве явления, вызывающего чувство неудовлетворительности и страдания, является необходимой предпосылкой перевоспитания правонарушителя.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что правильное отношение осужденного к наказанию, предполагает не только адекватное его восприятие, но и осознание им ответственности перед обществам, справедливости наказания и подлинной причины своего нахождения в местах лишения свободы, а также формирование у него нового отношения к нормам права и морали, в чем собственно и состоит смысл лишения свободы на определенный срок, но на практике у осужденных наблюдаются совершенные взгляды.

В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний. Этот вид наказания, ввиду его тяжести, должен назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества или исправление которых представляется невозможным без применения мер лишения свободы

Список использованной литературы:

  1. Бочкарева Ю. Систематизация наказаний в УК РФ / Ю. Бочкарева // Законность. - 2006. - № 11. - 183 с.

  2. Новицкий Н.А. Криминология / Н.А. Новицкий. - М.: Юридическая литература, 2002. - 388 с.

  3. Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе: монография / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – С.193.

  4. Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 172 с.

  5. Уголовно исполнительное право: учебник / под ред. И.В. Селиверстова - М., 2009. - 371 с.

  6. Уголовное право в XXI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова - 1 июня 2001 г. - М. 2001. - 199 с.

1 Бочкарева Ю. Систематизация наказаний в УК РФ / Ю. Бочкарева // Законность. - 2006. - № 11. - 183 с.

2 Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе: монография / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – С.193.

3 Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 172 с.

4 Уголовно исполнительное право: учебник / под ред. И.В. Селиверстова - М., 2009. - 371 с.

5 Уголовное право в XXI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова - 1 июня 2001 г. - М. 2001. - 199 с.

6 Новицкий Н.А. Криминология / Н.А. Новицкий. - М.: Юридическая литература, 2002. - 388 с.

Просмотров работы: 3856