ПРОБЛЕМА ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Матвеева Н.А.1Модина Е.А.1
1Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день особенно возросло число банкротств как среди простых граждан, так и среди индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В частности, как показывает статистика, представленная Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, если за 2007 год число юридических лиц – банкротов составило 5639, то на 2017 год такая цифра достигает уже 12179[5]. Таким образом, намечается однозначный вывод: банкротство среди юридических лиц прогрессирует.

Между тем, в связи с активным проведением реформ в сфере экономики в России возрастает тенденция к увеличению экономических преступлений, одним из которых является преднамеренное банкротство. Данное явление на сегодняшний день имеет легальное определение и регламентировано уголовным законодательством. В соответствии с УК РФ преднамеренное банкротство представляет собой «совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб»[6]. Таким образом, данным деянием умышленно создаются такие мнимые условия, в которых организация становится неплатежеспособной. В результате этого работники, кредиторы и иные заинтересованные лица вынуждены оставить свои намерения взыскать с обанкротившейся организации законные денежные выплаты. Соответственно, ущерб такими действиями наносится не только экономической сфере государства, но и отдельным физическим и юридическим лицам, поэтому очень важно выстроить правильную и эффективную регламентацию института банкротства в целях предотвращения всевозможных махинаций со стороны руководителя или иного уполномоченного лица организации.

Следует отметить, что существует еще и так называемое «фиктивное» банкротство, которое отличается от преднамеренного тем, что при нем организация имеет возможности выплатить задолженности, однако не желает этого осуществлять.

Одним из важнейших признаков банкротства юридических лиц является неисполнение организацией или предприятием долговых обязательств в течение 3 месяцев с того момента, когда такие обязательства должны были исполниться[4].

Способы совершения преднамеренного банкротства различны: так, А.С. Ященко среди них выделяет такие как заключение сделок на заведомо невыгодных для должника условиях, отчуждение имущества должника, которое не сопровождается реальным денежным или материальным возмещением и др.[7] Н.Г. Набеева выделяет целый перечень финансовых схем, путем которых и достигается преднамеренное банкротство: вывод имущества, в частности денежных средств, который может осуществляться путем их продажи третьим лицам по сниженным ценам; ценовая политика; подделка документов, искажение отчетности; необоснованное увеличение кредиторской и дебиторской задолженности; кадровая политика; нарушение установленного законом порядка по реализации имущества при конкурсном производстве[3].

Для выявления наличия в деятельности юридического лица признаков преднамеренного банкротства проводится особая проверка, в результате которой составляется заключение о наличии или отсутствии фиктивного или преднамеренного банкротства. Одним из примеров в данном случае может послужить заключение «О наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сильные машины». Данное заключение регламентирует и полностью прописывает процедуру выявления признаков неправомерного банкротства, которая состоит, в свою очередь, из двух этапов: во-первых, проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника; во-вторых, проводится непосредственно выявление признаков преднамеренного банкротства путем анализа сделок и действующих органов управления ООО «Сильные машины». По результатам проведенной проверки было выявлено, что признаки фиктивного банкротства отсутствуют, признаки преднамеренного банкротства присутствуют, а именно:

- вывод активов предприятия, в адрес аффилированных лиц;

- бездействие в плане финансового оздоровления компании;

- не принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;

- не приятие мер по погашению первоочередных обязательств компании[2].

Данный пример является на сегодняшний день далеко не единственным: подобные манипуляции проводятся во многих предприятиях и организациях, при этом, не все подобные противоправные действия удается выявить на законодательном уровне и привлечь всех виновных лиц к ответственности. В связи с этим, необходимо выработать перечень мер, которые будут способствовать предупреждению и предотвращению совершения противоправных действий, которые могут намеренно ввести юридическое лицо в состояние банкротства.

Разрешению проблемы преднамеренного банкротства будет способствовать, на наш взгляд, создание в структуре Федеральной налоговой службы территориальных комиссий, в обязанности которых будет входить наблюдение и контроль за деятельностью юридических лиц в целях предотвращения фактов преднамеренного банкротства. Действие такой комиссии уже показало положительные результаты, в частности, в городе Белгороде: как отмечает М. Доценко, количество процедур банкротства предприятий в 2015 году снизилось на 37% в сравнении с 2013 годом[1].

Преднамеренное банкротство сегодня представляет реальную опасность как для отдельно взятых лиц (кредиторов, работников), так и для экономической стабильности государства в целом, в связи с чем, считаем, что предложенные нами выше методы во многом будут способствовать предотвращению данного противоправного явления: создание комиссии по предотвращению преднамеренного и фиктивного банкротства, … . Помимо этого, необходимо дальнейшее продолжение работы по выработке способов для борьбы с преднамеренным банкротством.

Библиографический список:

  1. Доценко М. Идеология банкротства // Дайджест новостей правового регулирования банкротства. 2015. №5. URL: http://sro-edinstvo.net/images/doc/analitik/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%20%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%202014%20%D0%B3.%20-%20%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%202015%20%D0%B3.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

  2. Заключение «О наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства ООО «Сильные машины»: Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: http://bankrot.fedresurs.ru/?ID=654656 (дата обращения: 16.12.2017).

  3. Набеева Н.Г. Финансовые схемы и способы реализации преднамеренных банкротств в практике российского бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 4 (36). С. 86-94.

  4. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, № 43, ст. 4190.

  5. Статистика банкротства юридических лиц в России: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Bnkrpc-4-16_v3.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

  6. Уголовный кодекс РФ, от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954,Ст. 86.

  7. Ященко А.С. Преднамеренное банкротство: проблемы квалификации и разграничения смежных составов преступлений // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №3. С. 178-181.

Просмотров работы: 323