Легальное определение инноваций содержится в ст.2 ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике»: «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Инновационная деятельность определяется данным федеральным законом как «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».
Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации на данный момент носит отрывочный и неполный характер, хотя существует большой потенциал для его развития. Истоки правового регулирования инновационной деятельности следует искать в Конституции РФ, закрепляющих свободу предпринимательства (ст.34) и свободу научного и технического творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности (ст.44).
Единый комплексный акт в области регулирования инновационной деятельности в России на данный момент отсутствует, хотя неоднократно предпринимались попытки его принятия (например, законопроекты «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» 1997 г., «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» 1999 г., «Об инновационной деятельности в РФ» 2010 г.). При этом Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» не может рассматриваться в качестве такового, поскольку делает акцент в основном на научной деятельности, а не на инновационной, хотя и содержит целую главу, посвященную государственной поддержке инновационной деятельности, а также является достаточно устаревшим (в частности, в данный момент обсуждается проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минобрнауки России).
Более того, отсутствуют и некоторые необходимые комплексные нормативно – правовые акты, регулирующие государственную поддержку инновационной деятельности в России (хотя проекты таковых неоднократно вносились в Государственную Думу, например, проект N 496139-5 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» 2011 года, или проект Федерального закона N 17601-6 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» 2012 года).
Важно отметить, что в действующем законодательстве акцент делается на финансово – экономическом аспекте инновационной деятельности, недостаточно уделяя внимание организационной, информационной, управленческую и ряду ее иных сторон.
Систему источников правового регулирования инновационной деятельности можно подразделять на следующие виды нормативных актов;
1) законы;
2) подзаконные нормативные акты;
3) нормативные акты программного и декларативного характера (концепции, стратегии развития, программы и т.д.).
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений.
В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Большое значение наряду с вышеуказанным ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» в качестве источника правового регулирования инновационной деятельности имеет четвертая часть Гражданского Кодекса РФ, регулирующая вопросы интеллектуальной собственности. Именно в ней содержатся нормы, осуществляющие правовое регулирование программ для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
Возможны три пути развития законодательства об инновационной деятельности в России:
1) принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности;
2) принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности;
3) принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности.
Судя по состоянию законодательства на данный момент, Россия движется по третьему пути регулирования инновационной деятельности, хотя еще предстоит многое сделать.
Список литературы:
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, ст. 4137, «Российская газета», N 167, 03.09.1996.
Васильева Ю. Творчеству дадут свободу // сайт «Российской газеты», URL: https://rg.ru/2010/03/02/innovation.html.
Проект Федерального закона N 496139-5 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.02.2011) // справочно – правовая система «Консультант-Плюс», URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=83368#0.
Проект Федерального закона N 17601-6 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.02.2012) // справочно – правовая система «Консультант-Плюс», URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=92842#0.