ОЦЕНКА БИЗНЕСА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА БИЗНЕСА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Винокурова А.О. 1
1хакасский технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Любой бизнес – будь то предприятие по производству пластиковых стаканчиков или автомобилестроительный комплекс – стремится к развитию и расширению сферы влияния. Однако правильно оценить свои перспективы невозможно без всестороннего анализа текущего положения дел.

Именно оценка бизнеса даёт владельцам и руководителям действующих коммерческих предприятий реальную картину относительно активов компании и её потенциала.

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства.

За последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.

В последние годы на страховом рынке увеличивается потребность в оценке стоимости страховых организаций. В первую очередь, причиной этому является появление потенциальных покупателей этого бизнеса в лице крупных иностранных и российских инвесторов. С другой стороны, ужесточение конкуренции и государственного регулирования, а также необходимости масштабных инвестиций способствуют росту собственников, готовых продать свой бизнес.

Таким образом, тема курсовой работы «Оценка бизнеса страховых компаний» - является актуальной.

Проблемой оценки стоимости бизнеса являются такие факторы как время и риск, поскольку рыночная экономика отличается динамикой. Неправильно потраченное время означает потерю денег. Риск - вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых.

Предметом исследования является различные методики и методы оценки бизнеса.

Объектом исследования в данной курсовой работе является страховая компания «Стерх».

В работе будут решены следующие задачи:

  • дать характеристику страховым компаниям;

  • проанализировать доходный подход по оценке стоимости бизнеса;

  • проанализировать затратный подход по оценке стоимости бизнеса;

  • проанализировать сравнительный подход по оценке стоимости бизнеса;

  • дать характеристику компании «Стерх»;

  • оценить стоимость страховой компании «Стерх»;

Страховой рынок - составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования.

В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Принят в порядке внесения изменений в Закон РФ «0 страховании» от 22 ноября 1992 г. (Ведомости РФ. - 1993. № 2. Ст. 50; СЗ РФ. - 1998. - № 1.Ст.4), от 31 декабря 1997г. под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для определения рыночной или иной цены бизнеса оценщиками применяются специальные приемы расчета, которые называются методами оценки. Каждый из них предполагает предварительный анализ информационной базы и, конечно, соответствующий алгоритм для расчета. Все существующие методы оценки дают возможность определять стоимость бизнеса на данную дату, к тому же все они являются рыночными, поскольку учитывают сложившуюся на рынке конъюнктуру, ожидания инвесторов, риски, сопряженные с конкретным бизнесом, а также предположительную «реакцию» рынка на сделку купли или продажи оцениваемого объекта.

Данная тема достаточно актуальна в бизнесе. О ней написан не один реферат или курсовая, на эту тему защищена не одна диссертация. «Оцениваемая стоимость» является понятием многократным, а ее величина находится в зависимости от множества факторов. Однако в рамках одного алгоритма все они не могут быть учтены, поэтому при построении модели расчета стоимости конкретного бизнеса одни факторы принимаются за постоянную величину, а другие — за переменную.

Исходя из переменных факторов стоимости, метод оценки бывает:

  • сравнительный;

  • затратный;

  • доходный.

  1.  
    1. Понятие страховых компаний

Страховая компания — исторически определённая общественная форма функционирования, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

Сфера деятельности страховых компаний — коммерческое страхование, для проведения страхования страховой компании необходима лицензия от органа государственного страхового надзора

В России нормативно закреплены понятия субъект страхового дела, страховая организация и страховщик.

Субъекты страхового дела — актуарии, страховые брокеры, общества взаимного страхования и страховщики.

Страховые организации — страховые компании по страхованию жизни, страховые компании по страхованию иному, чем страхование жизни и перестраховочные компании.

В некоторых нормативных актах РФ понятия «страховая компания» и «страховая организация» отождествляется, при этом одновременно вводится понятие «перестраховочная организация».

Страховые компании в России классифицируются по разным признакам:

  • по степени значимости для экономики и некоторым особенностям организации страхового надзора (системообразующие[3] и прочие);

  • по наличию развитой филиальной сети (федеральные страховые компании) или её отсутствие и работа на региональном рынке (региональные);

  • по специализации на каком-то отдельном виде страхования (специализированные) или наличие диверсифицированного портфеля (универсальные);

  • организационно-правовая форма (ООО, ЗАО, ОАО);

  • по происхождению основных владельцев компании — отечественные или иностранные;

  • по предложению услуг широкому кругу клиентов (рыночные) или узкой группе страхователей, входящих в одну промышленно-финансовую группу (кэптивные).

По данным ФСФР в едином государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на декабрь 2013 года были зарегистрированы 420 страховых организаций (407 страховых и 13 перестраховочных компаний) и 12 обществ взаимного страхования. На протяжении 2004—2014 годов число страховых и перестраховочных компаний в Российской Федерации неуклонно снижается (с ~1400 до ~400 и с ~30 до 13 соответственно).

1.2Доходный подход по оценке стоимости бизнеса

Каждый существующий подход дает возможность определять определенные факторы цены конкретной компании. Например, оценка с позиции доходного подхода, основным фактором которой является доход, определяющий цену данного объекта. Чем больше доход, который приносит компания, тем большей будет величина ее рыночной цены в прочих равных условиях. При этом оценщик учитывает сразу несколько обстоятельств:

  • продолжительность получения возможной прибыли;

  • степень риска;

  • виды рисков, сопровождающих этот процесс.

Специалист должен внимательно изучить соответствующую информацию на рынке, пересчитать все выгоды и получить единую сумму текущей цены предприятия. Доходный подход к оценке бизнеса предполагает определение текущей стоимости всей будущей прибыли, которую, как ожидается, принесет использование и, возможно, дальнейшая продажа данной собственности. В этом случае применяется такой оценочный подход, как принцип ожидания.

Вообще, доходный подход к оценке стоимости бизнеса как нельзя лучше подходит для большинства компаний. Однако, определяя цену конкретного предприятия на основании его будущей прибыли, важно учитывать некоторые нюансы. В частности, следует:

  • четко определить срок прогноза;

  • определить терминальную стоимость предприятия.

  • выбрать правильный метод для расчета денежного потока;

Оценка бизнеса доходным подходом, как известно, состоит в том, что определить цену предприятия на основе тех будущих доходов, которые оно принесет своему владельцу. Что же касается конкретных методов оценки, то для этого используются следующие основные подходы, оперирующие сведениями о предстоящей прибыли предприятия:

  • подход дисконтирования;

  • капитализация денежных потоков.

Метод дисконтирования

Суть методики заключается в том, что стоимость активов определяется как сумма всех ожидаемых в будущем доходов. Расчёты основаны на теории, что покупатель не потратит на покупку предприятия больше, чем сможет получить в будущем доходов от деятельности фирмы.

Метод дисконтирования может быть применён в ходе оценки любого предприятия. Однако наиболее эффективно его использование, если доходы и расходы фирмы в настоящее время имеют нестабильный характер. Чаще всего такая ситуация возникает, когда организация находится на стадии роста и развития.

Применение методики для оценки недавно созданных предприятий нерационально, так как без анализа результатов успешной предыдущей деятельности нельзя составить объективный прогноз будущих денежным поступлений.

Как и любой другой способ расчёта, способ дисконтирования имеет свои отличительные черты. Преимущества связаны со спецификой применения подсчётов. К ним можно отнести:

  • возможность оценки предприятия с нестабильными доходами;

  • универсальность применения;

  • организация рассматривается инвестором как источник прибыли.

Недостатками являются:

  • метод нельзя применять для недавно созданных компаний;

  • расчёты трудоёмкие и длительные.

Метод капитализации

Его применяют, если доходы предприятия стабильны и темп их роста предсказуем. Способ заключается в установлении размера годового дохода, определении соответствующей ставки капитализации. На основе этих данных вычисляется рыночная стоимость капитала фирмы.

Основную идею можно выразить формулой:

C = N / K, где:

N — чистая прибыль;

К — установленный коэффициент капитализации.

Коэффициент может быть определён по формуле:

K = r — g, где:

r — ставка дисконтирования;

g — темп роста денежного потока.

Оценка методом капитализации осуществляется в несколько этапов:

  • Анализируется финансовая отчётность предприятия.

  • Выбирается капитализируемая денежная величина. Ею может быть прибыль и до, и после налогообложения.

  • Рассчитывается ставка капитализации.

  • Устанавливается предварительная стоимость предприятия.

  • Проводится корректировка. При этом учитывается недостаток ликвидности, характер оцениваемой доли.

Прямая капитализация используется в некоторых случаях:

  • если у оценщика имеются все необходимые данные для оценки прибыли фирмы;

  • доход от недвижимого имущества организации стабилен, или ожидается, что будущие поступления будут примерно равны текущим, например, здания предприятия находятся в арендном пользовании другой компании.

Метод имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам относятся следующие моменты:

  • Простота вычислений. Несложная формула значительно облегчает проведения необходимых расчётов.

  • Метод отражает ситуацию на рынке. Этот нюанс связан с особенностями способа оценки. Проведение процедуры требует подробного анализа большого числа рыночных сделок, сравнения дохода и стоимости вложенных средств.

Одновременно методика имеет и ограничения:

  • Способ не предназначен для расчёта стоимости предприятия в условиях кризисного рынка. Недостатком его применения является предположение, что доходы организации будут равномерными. Нестабильность экономической ситуации в отрасли, стране или мире в целом напрямую влияет на уровень будущей прибыли бизнеса.

  • Использование большого количества информации. Если оценщик не может получить полные и достоверные сведения о сделках, осуществляемых на рынке, ему придётся воспользоваться иным подходом.

  • Метод можно использовать только при стабильном бизнесе. Если фирма ещё не имеет равномерный уровень дохода, использование капитализации невозможно, так как не удовлетворяется основное требование, обеспечивающее правильность прогноза. Также способ не подходит предприятиям, которые в данный момент находятся в процессе реструктуризации или антикризисного управления.

При вычислениях оценщик может столкнуться с двумя проблемами:

  • определение суммы чистого дохода фирмы — для этого нужно правильно выбрать период прогнозирования;

  • выбор ставки — нужно учитывать размер чистой прибыли.

Использование доходного подхода является достаточно удобным способом расчёта рыночной стоимости капитала предприятий, прибыль которых стабильна из года в год.

1.3 Затратный подход по оценке стоимости бизнеса

Этот вариант анализа обладает одним ключевым признаком, выделяющим его среди прочих. Оценка бизнеса методами затратного подхода является поэлементной. В рамках анализа имущественный комплекс разделяется на определенные компоненты. Каждый полученный элемент исследуется, выявляется его цена. В завершение все полученные показатели суммируются, и выводится общая стоимость предприятия.

Затратный подход к оценке стоимости бизнеса объединяет в себе:

  1. Исследование накоплений активов организации.

  2. Скорректированную стоимость по балансу либо метод чистых активов.

  3. Определение ликвидационной цены.

  4. Способ замещения.

Указанные варианты объединяются по одному существенному признаку. Они основываются на определении стоимости каждого конкретного вида имущества организации в текущих ценах либо расходов на создание аналогичной компании (по способу замещения) и вычитания суммы всех долгов фирмы. При анализе используется единая информационная база – баланс.

Затратный подход к оценке бизнеса, как правило, используется для получения информации, необходимой для принятия разных управленческих решений. В этом состоит суть этого анализа. Можно пояснить, как выполняется оценка бизнеса затратным подходом на примере компании, которая продается, страхуется или ликвидируется. Так, при продаже фирмы рыночная цена рассчитывается способом накопления активов. При страховании чаще всего определяется восстановительная стоимость. При закрытии предприятия рассчитывается ликвидационная цена.

Затратный подход к оценке бизнеса обладает рядом достоинств. Основными из них можно считать:

  • Возможность учета воздействия хозяйственных либо производственных факторов на колебания цены.

  • Использование объемной информационной базы. Затратный подход к оценке бизнеса базируется и на учетных, и на финансовых документах. Это, в свою очередь, позволяет получить более обоснованные результаты.

  • Возможность анализа степени развития технологии фирмы с учетом уровня износа недвижимости или оборудования.

Недостатком затратного подхода в оценке бизнеса является также его сложность и трудоемкость.

Затратный подход, базирующийся на анализе баланса компании, позволяет получить достаточно объективные показатели. Как считают некоторые специалисты, он является самым достоверным вариантом в современных нестабильных экономических условиях. Смысл оценки состоит в максимально точном расчете рыночной стоимости предприятия. Анализируются все его активы, в том числе материальные, нематериальные и финансовые.

1.4 Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса

Сравнительный (рыночный) подход в наибольшей степени основан на принципе замещения, согласно которому за объект заплатят не больше, чем стоит приобретение заменителя, обладающего эквивалентной полезностью. Следовательно, стоимость объекта сравнительным подходом определяется на основе цен, которые были уплачены за схожие объекты на соответствующем рынке. В этой связи главным условием использования сравнительного подхода является развитый рынок сделок по купле-продаже аналогичных объектов.

Процедура применения сравнительного подхода для оценки стоимости предприятия начинается с выбора предприятия, аналогичного оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитываются - соотношения между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Умножив величину мультипликатора на тот же финансовый показатель оцениваемого предприятия, получим его стоимость. При этом в оценке бизнеса по возможности используют несколько видов мультипликаторов с последующим согласованием полученных величин стоимости в процессе выведения итоговой величины стоимости предприятия по сравнительному подходу.

При наличии развитого рынка сделок по купле-продаже аналогичных предприятий процедура применения сравнительного подхода близка к процедуре применения метода капитализации доходов в оценке бизнеса. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, рассчитанный по методу рыночной экстракции. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом; однако в данном случае доход умножается на величину соотношения (мультипликатора).

Основные преимущества сравнительного подхода к оценке бизнеса:

  • цена фактически совершенной сделки в условиях развитого рынка максимально учитывает рыночную ситуацию, является реальным отражением спроса и предложения и является наилучшей базой оценки рыночной стоимости;

  • влияние субъективных факторов на процедуру оценки невелико:

  • - во-первых, оценка основана на ретроспективной информации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятий (как аналогов, так и объекта оценки);

  • - во-вторых, роль оценщика, использующего фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий, сводится к сбору информации по аналогам и согласованию полученных результатов.

Недостатки сравнительного подхода к оценке бизнеса:

  • перспективы развития оцениваемого предприятия в будущем учитываются лишь в той мере, насколько они соответствуют общеотраслевым тенденциям и отражены в ценах сделок с аналогичными компаниями;

  • доступ к необходимой финансовой информации компаний-аналогов часто ограничен, отсутствует достоверная информация о ценах и условиях сделок по купле-продаже аналогов на рынке слияний-поглощений:

  • сложности поиска полностью аналогичных компаний определяют большой разброс величин стоимости, полученных в результате использования различных мультипликаторов, по различным компаниям-аналогам; при этом отсутствуют четко разработанные методические подходы к согласованию множества полученных величин стоимости в процессе выведения итоговой величины по сравнительному подходу.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов: метода рынка капитала, метода сделок и метода отраслевых коэффициентов. В отдельных источниках также предлагается использование четвертого метода — метода статистического моделирования стоимости. Метод рынка капитала (метод компании-аналога) основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком в отношении аналогичных компаний. Метод сделок (метод продаж) как частный случай метода рынка капитала основан на анализе цен купли-продажи (предложения) аналогичных предприятий в целом или их контрольных пакетов – прежде всего на рынке слияний — поглощений.

Основными методами сравнительного подхода к оценке бизнеса являются метод рынка капитала и метод сделок, этапы,применения которых схожи и охарактеризованы по указанной активной ссылке.

Метод отраслевых коэффициентов предполагает использование специальных формул, или показателей, которые отражают существующие на рынке соотношения между ценой компании и определенными финансовыми показателями. Для определения стоимости компании соответствующее значение финансового показателя необходимо умножить на конкретное значение определенного отраслевого коэффициента, сложившееся на рынке. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными исследовательскими институтами на основе длительных статистических наблюдений за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В частности, опыт западных оценочных фирм свидетельствует о том, что рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 от годовой выручки; заправочные станции – 12-2,0 от месячной выручки; предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от величины чистого дохода плюс стоимость оборудования и запасов.

Метод отраслевых коэффициентов используется за рубежом для экспресс-оценки, для предварительной оценки малых компаний. В отечественной практике этот метод не получил широкого распространения в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Метод статистического моделирования стоимости, содержание которого охарактеризовано по указанной активной ссылке,основан на использовании регрессионных моделей. Эти модели позволяют на основе открытых рыночных данных построить формализованную зависимость рыночной стоимости компании от одного или нескольких ценообразующих параметров и оценить стоимость бизнеса без применения .

Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу. Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании – аналога и метода сделок, служит отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям – аналогам. Однако, образование в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников, будет способствовать расширению использования сравнительного подхода.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1.  
    1. Характеристика компании «Стерх»

На рубеже тысячелетий более пятидесяти федеральных страховых компаний открыли свои филиалы в крупных городах Республики Саха (Якутия) — Якутске, Мирном, Нерюнгри, в отдаленных же селах, куда и сегодня добраться можно «только на оленях», содержать подразделения для них оказалось не прибыльно. Во-первых, из-за невысокой плотности населения, а во-вторых, из-за того, что большая часть поселков расположена в зоне рисков, а следовательно, вероятность наступления страхового случая очень велика. Разумеется, многие федеральные страховщики были не готовы заключать договоры страхования от наводнения с поселками, которые затапливает год через год. В результате те, кому действительно нужна была страховая защита, получить ее не могли.

Все понимали, чтобы страхование стало доступным, в республике должен появиться некий некоммерческий союз местных страховщиков с государственной поддержкой. Отдельные фирмы даже предприняли единичные попытки создания таких структур. Однако, несмотря на формальное объединение, страховщики продолжали работать в некой изоляции друг от друга, никак не влияя на развитие республиканской страховой культуры.

4 мая 2005 года в Едином государственном реестре юридических лиц в инспекции Федеральной налоговой службы по РС (Я) была внесена пока еще никому неизвестная фирма с громким названием ОАО «Республиканская страховая компания «Стерх», созданная по указу Президента РС (Я) В.А.Штырова от 29 марта 2005 года.

Не прошло и трех лет со дня основания компании, как страхование стало доступно в каждом отдаленном уголке республики. В тех районах, где не появился филиал «Стерха», трудились агенты. Их работа оказалось сложнее, чем представлялась на первый взгляд: население в принципе не доверяло страховщикам, аргументируя это тем, что деньги взять возьмут, а если страховой случай все-таки наступит, выплат не дождешься. Однако страховые агенты «Стерха» работали не покладая рук: они разбивали возражения потенциальных клиентов, приводили реальные примеры из жизни, устраивали рекламные акции и встречи с предпринимателями. В результате, компания добилась одной из поставленных целей — доверия со стороны земляков.

«Стерх» правомочно осуществлять страхование по следующим видам страхования, предусмотренным ст.32.9 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

  • страхование от несчастных случаев и болезней;

  • медицинское страхование;

  • страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

  • страхование средств воздушного транспорта;

  • страхование средств водного транспорта;

  • страхование грузов;

  • сельскохозяйственное страхование (страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

  • страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

  • страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

  • страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

  • страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

  • страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты;

  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

  • страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.2 Оценка стоимости страховой компании «Стерх»

Для оценки стоимости организации будут применены несколько способов расчета, которые отличаются методами определения денежного потока страховой компании.

Первым способом денежный поток рассчитывается по данной формуле:

NCFt = NEt + At - ∆COKt - OCt + ∆ДЗt + IRt,

где:

NCFt - денежный поток периода t

NEt - чистая прибыль периода t

At - амортизация за t период

COKt - увеличение / уменьшение собственного оборотного капитала за период t

OCt - капитальные вложения за период t

ДЗt - увеличение / уменьшение долгосрочной кредиторской задолженности за период t

IRt - увеличение / уменьшение чистых страховых резервов за период t.

Рассчитываем денежные потоки за последние три года (2014 г. – 2016 г.)

Показатель2014 (тыс. руб.),2015 (тыс. руб.),2016 (тыс. руб.)

NE=278000; 301790; 435521

COK=329339; 403082; 662837

OC=199123; 214103; 100833

IR=273562; 225121; 526660

В результате получены следующие денежные потоки:

NCF (2014) = 23 100

NCF (2015) = -153274

NCF (2016) = 198511

Следующим шагом является определение ставки дисконтирования, которая находится по модели WACC.

Рассчитываем ставку дисконтирования на 2014 год.

Собственный капитал = 198 812 (тыс. руб.)

Заёмный капитал = 274 292 (тыс. руб.)

WACC= Ks*Ws + Kd*Wd*(1-T)

T=20%

Ks находим по модели CAPM.

CAPM = Rf + β*(Rm - Rf) = 0, 0693 + 0,451*(0, 21-0, 0693) = 0, 132

β = 0,8 / [1+ (1-T)*ЗК/СК] = 0,8 / [1+ (1 - 0,2)* 274 292 /198 812] = 0,380

Ks (2014) = 0, 132

Ws (2014) = СК / СК+ЗК = 198 812 / (198 812 + 274 292) = 0,420

Kd (2014) = 10%

W (2014) = ЗК / СК+ЗК = 274 292 / (198 812 + 274 292) = 0,579

WACC 2014 = 0, 132*0,420 + 0,1*0,579 *(1-0,2) = 0,101

Рассчитываем ставку дисконтирования на 2015 год.

Собственный капитал = 570 543 (тыс. руб.)

Заёмный капитал = 299 932 (тыс. руб.)

WACC= Ks*Ws + Kd*Wd*(1-T)

T=20%

Ks находим по модели CAPM.

CAPM = Rf + β*(Rm - Rf) = 0, 0693 + 0,443*(0, 21-0, 0693) = 0, 1316

β = 0,8 / [1+ (1-T)*ЗК/СК] = 0,8 / [1+ (1 - 0,2)* 299 932 /570 543] = 0,846

Ks (2015) = 0, 1316

Ws (2015) = СК / СК+ЗК = 570 543 / (570 543 + 299 932) = 0,655

Kd (2015) = 10%

Wd (2015) = ЗК / СК+ЗК = 299 932/ (570 543+ 299 932) = 0,344

WACC 2015 = 0, 1316*0,655+ 0,1*0,344 *(1-0,2) = 0,1131

Рассчитываем ставку дисконтирования на 2016 год.

СК = 666 070 (тыс. руб.)

ЗК = 200 981 (тыс. руб.)

WACC= Ks*Ws + Kd*Wd*(1-T)

T=20%находим по CAPM

CAPM = Rf + β*(Rm - Rf) = 0, 0693 + 0,621*(0, 21-0, 0693) = 0,156

β = 0,8 / [1+ (1-T)*ЗК/СК] = 0,8 / [1+ (1 - 0,2)* 200 981 /666 070] = 0,644

Ks (2016) = 0,156

Ws (2016) = СК / СК+ЗК = 666 070 / (666 070 + 200 981) = 0,768

Kd (2016) = 10%

Wd (2016) = ЗК / СК+ЗК = 200 981/ (200 981+ 666 070) = 0,231

WACC 2016 = 0,156*0,768 + 0,1*0,231*(1-0,2) = 0,137

Следующим шагом является дисконтирование полученных денежных потоков.

∑ NCFt / (1+ r)t = 23 100/ (1 + 0,101)1 -153274/ (1 + 0,1131)2 + 198511/ (1+0,137)3 = - 32306,92

Затем определяем стоимость компании в постпрогнозном периоде, используя формулу Гордона.

V* = NCF(t+1)*(1+r) / (r - g),

V* = 155 205*(1 + 0,12) / (0,12 - 0, 10) = 8 691 480

Посчитав дисконтированные денежные потоки и стоимость в постпрогнозном периоде, можно оценить стоимость компании по формуле:

V = ∑ NCFt / (1+ r)t + V*,

Стоимость компании = - 32306,92 + 8 691 480 = 8 659 173,08 (тыс. руб.)

Второй способ расчёта стоимости страховой компании предполагает, что денежные потоки будут равняться разнице между полученной чистой прибылью и амортизацией за каждый период времени.

NCF = NE - А

В данном случае, амортизационные отчисления не отображены в балансе страховой компании, поэтому в качестве денежного потока берется чистая прибыль. Рассматриваются периоды с 2014г. по 2016 г.

В результате получены следующие денежные потоки.

∑ NCFt / (1+ r)t = 236 / (1 + 0,101)1 + 40 959 / (1 + 0,1131)2 + 31 738 / (1+0,137)3 = 100969,35

После данного шага, процедура оценки страховой компании проводится так же, как и при первом способе расчета.

V = ∑ NCFt / (1+ r)t + V*,

где:

V* = 34 914*(1 + 0,12) / (0,12 - 0,10) = 1 955 184

Таким образом, V = 100969,35+ 1 955 184 = 2110305,35(тыс. руб.)

При расчёте вторым способом стоимость страховой компании в разы меньше. Это возникает вследствие того, что под денежным потоком подразумевается только чистая прибыль. При оценке компаний, не относящихся к сфере страхования, данный подход даёт более точные значения стоимости.

Следовательно, размером стоимости страховой компании признаем результат, полученный первым способом, а именно 8 661 453 (тыс. руб.). Следует отметить, что данная оценка является лишь базой, от которой будут отталкиваться собственники и третьи заинтересованные лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства.

Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховой рынок не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности

В последние годы на страховом рынке увеличивается потребность в оценке стоимости страховых организаций. В первую очередь, причиной этому является появление потенциальных покупателей этого бизнеса в лице крупных иностранных и российских инвесторов. С другой стороны, ужесточение конкуренции и государственного регулирования, а также необходимости масштабных инвестиций способствуют росту собственников, готовых продать свой бизнес.

Оценка бизнеса – сложная, но необходимая процедура для тех, кому нужны реальные показатели рыночной стоимости предприятия. Результаты процедуры можно использовать как инструмент для повышения эффективности фирмы и увеличения доходов.

Именно оценка бизнеса даёт владельцам и руководителям действующих коммерческих предприятий реальную картину относительно активов компании и её потенциала.

Подводя итоги можно сказать, что все три подхода оценки бизнеса взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Так, для затратного подхода нужны данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. А для доходного подхода необходимо использовать коэффициенты капитализации, расчет которых также осуществляется по данным рынка.

На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.

Соответственно, целью работы стал анализ страховой компании, выраженный в оценке её финансового состояния и стоимости. Для достижения поставленной цели был произведён анализ теоретических и практических подходов к оценке стоимости бизнеса и страховых компаний. Затем был выбран наиболее подходящий подход к оценке стоимости страховой компании, а именно доходный, и произведена оценка стоимости компании.

При расчёте вторым способом стоимость страховой компании в разы меньше. Это возникает вследствие того, что под денежным потоком подразумевается только чистая прибыль. При оценке компаний, не относящихся к сфере страхования, данный подход даёт более точные значения стоимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. №135-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г. №181-ФЗ)

ФЗ РФ «Об организации страхового дела в РФ» №4015-1 от 27.11.1992 г.

2.Бабенко И.А., Бадюков В.Ф., Жук И.Н. Оценка инвестиционной стоимости страховой организации при слияниях и поглощениях. - М.: Анкил, 2011 - 284 с.

3. Концепция развития страхования в Российской Федерации -М.: 2013г

4. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: КноРус, 2012

5.Оценка бизнеса / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой,2013

6. Худяков А.И. Теория страхования. - М.: Статут, 2012

7.http://www.rsk-sterh.ru/index.php/o-kompanii

Просмотров работы: 570