ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Давыдова Д.П. 1
1омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «условия труда» включает в себя всю совокупность факторов, которые влияют на состояние здоровья и уровень работоспособности сотрудника на его рабочем месте. Статья 209 Трудового кодекса РФ [1] содержит ряд определений, используемых при оценке условий труда на рабочих местах, в том числе: вредный производственный фактор (воздействие такого фактора может приводить к заболеванию работника); опасный производственный фактор (данный вид воздействия создает риск производственной травмы); безопасные условия труда, при которых на работающего человека не воздействуют ни вредные, ни опасные факторы либо их воздействие минимально и не выходит за рамки установленных законодателем нормативов.

Задача работодателя — создать на производстве безопасные условия труда, чтобы каждый сотрудник получил возможность выполнять свои трудовые функции без риска для здоровья и жизни. Поэтому требование об оценке условий труда, их отражении в трудовом договоре и установлении льгот и компенсаций работникам, попадающим под воздействие вредных и опасных производственных факторов, четко прописано в федеральном законодательстве [2].

Вредные факторы, влияющие на условия труда на рабочем месте могут быть связаны с самыми разными факторами риска, например химическими (воздействием токсических веществ, соединений, смесей, композиций) или биологическими (аллергенами, препаратами крови, болезнетворными бактериями и т. д.). Также представители ряда профессий подвергаются воздействию физических факторов: высокой или низкой температуры воздуха, вибрации, производственного шума, различных видов излучения.

При оценке рабочих мест учитываются также факторы трудового процесса: например, физические перегрузки, связанные с напряжением зрения при работе с мелкими деталями, голосового аппарата, отдельных групп мышц. Даже офисные работники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени ежедневно, должны проходить периодические медосмотры, поскольку подвергаются воздействию неблагоприятных производственных факторов.

Перечень вредных и факторов приводится в ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [3]. Перечень профессий, предполагающих опасные или вредные условия труда, весьма широк. Вопреки распространенному мнению, к ним относятся не только работы в особых климатических условиях, на высоте, с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ или горные работы. Медицинские работники, электромонтеры, специалисты по ремонту железнодорожных путей и представители множества других профессий при выполнении трудовых функций также постоянно взаимодействуют с вредными и опасными факторами. Поэтому важно определить количество таких факторов и установить степень их воздействия на конкретного работника, чтобы спланировать мероприятия, направленные на предупреждение профзаболеваний и производственных травм, правильно подобрать средства индивидуальной и коллективной защиты персонала, а также назначить компенсационные выплаты и другие виды льгот в соответствии с действующим законодательством.

Специфика труда железнодорожников обусловлена непрерывностью технологических процессов и перевозок грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников, требованиями к обеспечению безопасности на транспорте. Трудовой кодекс устанавливает общие нормы регулирования труда. При этом кодекс предусматривает отражение своеобразия условий трудовой деятельности в отдельных сферах локальными нормативными актами по отрасли. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44 [4] утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

Целями охраны труда в Эксплуатационном локомотивном депо Омск являются: защита работающих от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безопасности (безопасность и гигиена труда, режимы труда и отдыха), обеспечение лечения и компенсация утраты работоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональном заболевании, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

Для локомотивных бригад продолжительность непрерывной работы за поездку устанавливается по графику движе­ния поездов. Она исчисляется с момента явки на работу по расписанию, наряду или вызову до момента сдачи локомотива или поезда и не должна превышать 7—8 ч, в отдельных случаях до 12 ч. При этом суммарное время поездок в течение месяца не должно превы­шать установленную месячную норму рабочих часов.

Ведущими вредными профессионально-значимыми фак­торами у работников локомотивных бригад яв­ляются неблагоприятные виброакустические условия, нестабильный интермитирующий (нагревающий, охлаждающий) микроклимат, повышенное психоэмоциональное напряже­ние, высокая загрузка внимания, неритмичный график работы, бессистемные внутрисменные перерывы, напряжения анализаторных функ­ций.

В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 труд локомотив­ных бригад классифицируется как 3 класс 3 степени (таблица 1).

Таблица 1

Итоговая таблица по оценке условий труда работников локомотивных бригад по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности

Фактор

Класс условий труда

Опти­

мальный

Допу­

стимый

Вредный

Опасный

(экстрим)

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Шум

   

+

       

Вибрация общая

     

+

     

Микроклимат

     

+

     

Освещение

 

+

         

Тяжесть труда

   

+

       

Напряженность труда

       

+

   

Общая оценка условия труда

       

+

   

Труд класса 3.3 по вредно­сти и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса приводит к развитию профессио­нальных болезней легкой и средней степеней тяжести, росту хронической (производствен­но обусловленной) патологии, включая повы­шенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Комплексная оценка условий труда на основе специальных исследований факторов производственной среды проводится при аттестации рабочих мест. Результаты этой работы используются предприятиями и организациями для проведения мероприятий по улучшению условий труда.

На рисунке 1 представлено распределение рабочих мест не соответствующих требованиям гигиены и охраны труда по степени вредности и опасности.

Рис. 1. Распределение рабочих мест по степени вредности и опасности

При исполнении служебных обязанностей работники Эксплуатационного локомотивного депо Омск должны быть в форменной одежде, а при проведении осмотра и технического обслуживания локомотива для защиты от загрязнений и иных производственных факторов должны одевать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Все работники подлежат обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медосмотрам.

Безопасность работы, снижение травматизма и профессиональных заболеваний могут быть достигнуты при комплексном применении всех методов защиты работающих. Достижения в этой области на железнодорожном транспорте тесно связаны с техническим прогрессом, механизацией и автоматизацией производства, направленным на создание условий труда, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).

  2. Луковнико А.В. Охрана труда. - М.: Колос; Издание 3-е, перераб. и доп., 2015. - 368 с.

  3. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ред. от 01.05.2016).

  4. Приказ Минтранса России от 09.03.2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».

Просмотров работы: 2240