Задача работодателя — создать на производстве безопасные условия труда, чтобы каждый сотрудник получил возможность выполнять свои трудовые функции без риска для здоровья и жизни. Поэтому требование об оценке условий труда, их отражении в трудовом договоре и установлении льгот и компенсаций работникам, попадающим под воздействие вредных и опасных производственных факторов, четко прописано в федеральном законодательстве [2].
Вредные факторы, влияющие на условия труда на рабочем месте могут быть связаны с самыми разными факторами риска, например химическими (воздействием токсических веществ, соединений, смесей, композиций) или биологическими (аллергенами, препаратами крови, болезнетворными бактериями и т. д.). Также представители ряда профессий подвергаются воздействию физических факторов: высокой или низкой температуры воздуха, вибрации, производственного шума, различных видов излучения.
При оценке рабочих мест учитываются также факторы трудового процесса: например, физические перегрузки, связанные с напряжением зрения при работе с мелкими деталями, голосового аппарата, отдельных групп мышц. Даже офисные работники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени ежедневно, должны проходить периодические медосмотры, поскольку подвергаются воздействию неблагоприятных производственных факторов.
Перечень вредных и факторов приводится в ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [3]. Перечень профессий, предполагающих опасные или вредные условия труда, весьма широк. Вопреки распространенному мнению, к ним относятся не только работы в особых климатических условиях, на высоте, с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ или горные работы. Медицинские работники, электромонтеры, специалисты по ремонту железнодорожных путей и представители множества других профессий при выполнении трудовых функций также постоянно взаимодействуют с вредными и опасными факторами. Поэтому важно определить количество таких факторов и установить степень их воздействия на конкретного работника, чтобы спланировать мероприятия, направленные на предупреждение профзаболеваний и производственных травм, правильно подобрать средства индивидуальной и коллективной защиты персонала, а также назначить компенсационные выплаты и другие виды льгот в соответствии с действующим законодательством.
Специфика труда железнодорожников обусловлена непрерывностью технологических процессов и перевозок грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников, требованиями к обеспечению безопасности на транспорте. Трудовой кодекс устанавливает общие нормы регулирования труда. При этом кодекс предусматривает отражение своеобразия условий трудовой деятельности в отдельных сферах локальными нормативными актами по отрасли. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44 [4] утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.
Целями охраны труда в Эксплуатационном локомотивном депо Омск являются: защита работающих от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безопасности (безопасность и гигиена труда, режимы труда и отдыха), обеспечение лечения и компенсация утраты работоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональном заболевании, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
Для локомотивных бригад продолжительность непрерывной работы за поездку устанавливается по графику движения поездов. Она исчисляется с момента явки на работу по расписанию, наряду или вызову до момента сдачи локомотива или поезда и не должна превышать 7—8 ч, в отдельных случаях до 12 ч. При этом суммарное время поездок в течение месяца не должно превышать установленную месячную норму рабочих часов.
Ведущими вредными профессионально-значимыми факторами у работников локомотивных бригад являются неблагоприятные виброакустические условия, нестабильный интермитирующий (нагревающий, охлаждающий) микроклимат, повышенное психоэмоциональное напряжение, высокая загрузка внимания, неритмичный график работы, бессистемные внутрисменные перерывы, напряжения анализаторных функций.
В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 труд локомотивных бригад классифицируется как 3 класс 3 степени (таблица 1).
Таблица 1
Итоговая таблица по оценке условий труда работников локомотивных бригад по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности
Фактор |
Класс условий труда |
|||||||
Опти мальный |
Допу стимый |
Вредный |
Опасный (экстрим) |
|||||
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4 |
||
Шум |
+ |
|||||||
Вибрация общая |
+ |
|||||||
Микроклимат |
+ |
|||||||
Освещение |
+ |
|||||||
Тяжесть труда |
+ |
|||||||
Напряженность труда |
+ |
|||||||
Общая оценка условия труда |
+ |
Труд класса 3.3 по вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Комплексная оценка условий труда на основе специальных исследований факторов производственной среды проводится при аттестации рабочих мест. Результаты этой работы используются предприятиями и организациями для проведения мероприятий по улучшению условий труда.
На рисунке 1 представлено распределение рабочих мест не соответствующих требованиям гигиены и охраны труда по степени вредности и опасности.
Рис. 1. Распределение рабочих мест по степени вредности и опасности
При исполнении служебных обязанностей работники Эксплуатационного локомотивного депо Омск должны быть в форменной одежде, а при проведении осмотра и технического обслуживания локомотива для защиты от загрязнений и иных производственных факторов должны одевать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Все работники подлежат обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медосмотрам.
Безопасность работы, снижение травматизма и профессиональных заболеваний могут быть достигнуты при комплексном применении всех методов защиты работающих. Достижения в этой области на железнодорожном транспорте тесно связаны с техническим прогрессом, механизацией и автоматизацией производства, направленным на создание условий труда, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека.
Список литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
Луковнико А.В. Охрана труда. - М.: Колос; Издание 3-е, перераб. и доп., 2015. - 368 с.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ред. от 01.05.2016).
Приказ Минтранса России от 09.03.2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов».