Главное последствие безработицы – не воссозданный продукт, снижение производимых экономических благ. Также рост безработицы ведёт к сокращению спроса потребителей. Получаемый доход трудящихся – это бюджет их самих или их семей. Сокращение потребительского бюджета принуждает сократить расходы до минимального. Данная ситуация создаёт торможение роста благосостояния граждан всей страны.
Рассматривая безработицу с точки зрения социальных аспектов, отметим, что человек лишается важнейшего дохода – заработной платы, а в некоторых случаях даже квалификацию. В последствии из-за безработицы (как было упомянуто ранее) происходит спад благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не может обеспечить стабильный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.
Безработный терпит серьёзные психологические испытания. Пропадает чувство уверенности в себе, в завтрашнем дне, в частности может привести к ухудшению физического и психического состояния. Чаще всего такое состояние претерпевает молодёжь, которая не получила специальности или не имеет нужной квалификации, опыта и т.п., из-за чего возникает затруднение в решении проблем по трудоустройству. Поэтому часть молодёжи пополняет на этой почве преступную среду, для удовлетворения своих потребностей выбирает образ жизни, не связанный с трудовой деятельностью.
Возникает вопрос, как предотвратить социальные и экономические издержки безработицы? Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, что рынок труда не в силах самостоятельно урегулировать проблему безработицы. Требуется вмешательство и помощь государства.
Целесообразно проанализировать состояние безработицы в настоящее время. По Данным Росстата, в целом по России, за три исследуемых года уровень безработицы изменялся циклично, но не был ниже 5%, что наглядно отражено на рисунках 1, 2 [3, с. 278].
Рисунок 1 – Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к численности рабочей силы (2015-2016 гг.)
Рисунок 2 – Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к численности рабочей силы (2015-2016 гг.)
Рисунок 3 – Динамика уровня безработиц в России, в %
Самый высокий уровень безработицы за исследуемый период, по официальным данным, был зарегистрирован в 2016 и со ставил 5,8%. В январе 2017 произошло незначительное снижение которое составило 0,2%, но это не говорит о том, что проблема с безработицей решена, т.к. это показатель имеет динамику высокого стабильного уровня и это ещё без учёта скрытой безработицы и т.д.
Далее рассмотрим уровень безработицы в региональном разрезе и выявим имеющиеся отклонения (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика уровня безработицы по федеральным округам, в %
Исходя из данных рисунка 4 мы видим, что самый низкий уровень безработицы на протяжение трёх лет выявлен в Центральном федеральном округе, где он был ниже среднероссийских значений в 1,5 раза, а самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе, превышающий более чем в 2 раза общероссийский.
Это предопределяет значимость исследования столь высокого уровеня безработицы в СКФО. В начале сентября 2015 г. президент РФ Владимир Путин признал, что положение дел на Северном Кавказе улучшается слишком медленно. По его словам, террористическая угроза и коррупция в регионе до сих пор не устранены. Темпы и уровень развития экономики и социальной сферы в СКФО по-прежнему существенно отстают от среднероссийских, и здесь самая большая в стране безработица, подчеркнул Путин. Решение этих проблем, по его словам, осложняется дефицитом квалифицированных кадров и высоким уровнем коррупции [2, с. 7].
В СКФО вопрос занятости является актуальным уже на протяжении долгого времени. Существенных изменений за последние годы не наблюдается, не смотря на принятие различных мер, на основе федеральных целевых программ и региональных проектов. На сегодняшний день социально-экономическую неустроенность в СКФО можно объяснить тем, то пока в России проводится неэффективная социально-экономическая политика. Такие отрасли как, сельское хозяйство, туризм, горнодобывающая промышленность и т.д. развиваются не в полном объёме.
В том числе, в регионе наблюдается существенная территориальная диспропорция как в показателях состояния рынка труда, так и в инструментах реализации государственной политики занятости. Согласно данным статистики МОТ, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария признаются субъектами с высоким уровнем безработицы и низким уровнем экономической активности. На рынке труда в этих республиках предложение в разы превышает спрос. Эта ситуация особенно опасна для молодёжной среды, в которой преобладает трудоизбыточность и отсутствие практического опыта. Кроме того, система профессионального образования недостаточно адаптирована к рыночным условиям. Наблюдается несоответствие объёмов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда. Данные за январь 2017 г. представлены в таблице:
Таблица 1 – Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет
Численность рабочей силы, тыс. чел |
В том числе |
Уровень |
||||
занятые |
безработные |
участия в рабочей силе в % |
занятости, в % |
безработицы в % |
||
Северо-Кавказский федеральный округ |
4553,7 |
4044,4 |
509,2 |
65,7 |
58,3 |
11,4 |
Республика Дагестан |
1359,4 |
1199,8 |
159,6 |
63,6 |
56,1 |
11,7 |
Республика Ингушетия |
235,5 |
169,7 |
65,8 |
73,7 |
53,1 |
27,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
417,7 |
369,2 |
48,5 |
65,9 |
58,2 |
11,6 |
Карачаево-Черкесская Республика |
211,9 |
176,6 |
35,3 |
61,7 |
51,4 |
16,7 |
Республика СевернаяОсетия – Алания |
330,4 |
294,9 |
35,5 |
65,0 |
58,0 |
10,7 |
Чеченская Республика |
623,3 |
534,5 |
88,8 |
69,6 |
59,7 |
14,2 |
Ставропольский край |
1375,6 |
1299,8 |
75,8 |
65,7 |
62,1 |
5,5 |
На основе анализа уровня безработицы можно выделить ряд рекомендаций, которые должны быть сконцентрированы на решение актуальных на данный момент проблем. Общими для всех категорий граждан могут быть предложены следующие направления действий:
- замедление процесса автоматизации и сокращения человеческого фактора, либо проведение переподготовки за счёт самих организаций (для сокращения технологической безработицы);
- повысить уровень МРОТ до 12000-15000 тысяч рублей соразмерно к нынешнему уровню постоянно растущих цен;
- проведение ежеквартальной ярмарки вакансий;
- повышение уровня содействия центрами занятости в трудоустройстве молодёжи, людям с ограниченными возможностями, лицам выше среднего возраста, путём ужесточения внешнего контроля их работы со стороны муниципалитетов (краёв, областей и т.д.) путём предоставления отчётов, а также проведение мониторингов, социологических опросов и публикация их в СМИ;
- восстановления отечественных производственных заводов и фабрик, необходимых на современном этапе, путём проведения тендеров и как следствие создания новых рабочих мест;
- продолжение и усовершенствование политики государства на поддержание малого (среднего) бизнеса, который развивается с менее возможной результативностью, в итоге чего происходит рост скрытой безработицы или полный уход с рынка предприятий, что приводит росту безработицы, сокращению поступлений во внебюджетные фонды и возникновению ряду других проблем на всех уровнях.
- обеспечение достойного уровня жизни граждан из сел, поселков, путём разработки государственной программы прикрепления их к одной и более организации, предоставление субвенции, что может решить и ещё одну проблему трудовой миграции;
- повышение спроса инвестирования в трудящихся путём переподготовки, повышения квалификаций, бизнес-образования и т.д.;
Основные мероприятия по сокращению безработицы среди молодёжи:
- принятие на централизованном уровне государственной программы, направленной на мотивацию организаций принимать на работу молодых специалистов не взирая на наличие опыта, посредством использования различных инструментов (к примеру, налоговых);
- участить проведение молодёжных форумов («Машук», «Селигер»), что даст толчок для молодых людей реализовать свои собственные разработки, которые могут способствовать повышению занятости и решению других проблем;
- возращение в школах дополнительного образования, где оно отсутствует, в учебно-производственных комбинатах (УПК) по необходимым направления для каждого округа (области, региона, города), это даст возможность каждому старшекласснику иметь рабочую профессию (к примеру, продавца, помощника повара и т.д.)
Для сокращения безработицы в СКФО, где наблюдается самый высокий уровень безработицы в стране, помимо вышеуказанных можно предложить ещё одно, учитываю его территориальные особенности, а именно:
- поддержка государством профильных отраслей СКФО: сельского хозяйства, туризма, горнодобывающей промышленности и т.д. эффективность этих отраслей может увеличить число рабочих мест, вывести его из статуса –дотационный.
Данные меры по минимизации уровня безработицы должны значительно улучшить положение на рынке труда, что поможет наладить социально-экономическое положение в СКФО, так и в России в целом.
Список литературы
Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2016. – №1.- С. 68-71
Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. – М.: Федеральная служба статистики, 2015. – 19 с.
Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017. – 340 с.