ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ НА ПРИМЕРЕ СКФО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ НА ПРИМЕРЕ СКФО

Камышникова Д.С. 1
1АНО ВПО СК(И)Ф «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, уровень безработицы является одним из показателей, который отражает общее состояние экономики. Отсюда следует, что проблема безработицы в РФ целом и, в частности, её регионов весьма актуальна. Главной задачей государства является сведение безработицы до естественного уровня, так как, высокий уровень безработицы приводит к экономическим и социальным последствиям. Для расчёта потерь при безработице экономисты учитывают расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, недополученную зарплату, неоплаченный подоходный налог [1, с. 68-71].

Главное последствие безработицы – не воссозданный продукт, снижение производимых экономических благ. Также рост безработицы ведёт к сокращению спроса потребителей. Получаемый доход трудящихся – это бюджет их самих или их семей. Сокращение потребительского бюджета принуждает сократить расходы до минимального. Данная ситуация создаёт торможение роста благосостояния граждан всей страны.

Рассматривая безработицу с точки зрения социальных аспектов, отметим, что человек лишается важнейшего дохода – заработной платы, а в некоторых случаях даже квалификацию. В последствии из-за безработицы (как было упомянуто ранее) происходит спад благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не может обеспечить стабильный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработный терпит серьёзные психологические испытания. Пропадает чувство уверенности в себе, в завтрашнем дне, в частности может привести к ухудшению физического и психического состояния. Чаще всего такое состояние претерпевает молодёжь, которая не получила специальности или не имеет нужной квалификации, опыта и т.п., из-за чего возникает затруднение в решении проблем по трудоустройству. Поэтому часть молодёжи пополняет на этой почве преступную среду, для удовлетворения своих потребностей выбирает образ жизни, не связанный с трудовой деятельностью.

Возникает вопрос, как предотвратить социальные и экономические издержки безработицы? Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, что рынок труда не в силах самостоятельно урегулировать проблему безработицы. Требуется вмешательство и помощь государства.

Целесообразно проанализировать состояние безработицы в настоящее время. По Данным Росстата, в целом по России, за три исследуемых года уровень безработицы изменялся циклично, но не был ниже 5%, что наглядно отражено на рисунках 1, 2 [3, с. 278].

Рисунок 1 – Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к численности рабочей силы (2015-2016 гг.)

Рисунок 2 – Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к численности рабочей силы (2015-2016 гг.)

Рисунок 3 – Динамика уровня безработиц в России, в %

Самый высокий уровень безработицы за исследуемый период, по официальным данным, был зарегистрирован в 2016 и со ставил 5,8%. В январе 2017 произошло незначительное снижение которое составило 0,2%, но это не говорит о том, что проблема с безработицей решена, т.к. это показатель имеет динамику высокого стабильного уровня и это ещё без учёта скрытой безработицы и т.д.

Далее рассмотрим уровень безработицы в региональном разрезе и выявим имеющиеся отклонения (рисунок 4).

Рисунок 4 – Динамика уровня безработицы по федеральным округам, в %

Исходя из данных рисунка 4 мы видим, что самый низкий уровень безработицы на протяжение трёх лет выявлен в Центральном федеральном округе, где он был ниже среднероссийских значений в 1,5 раза, а самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе, превышающий более чем в 2 раза общероссийский.

Это предопределяет значимость исследования столь высокого уровеня безработицы в СКФО. В начале сентября 2015 г. президент РФ Владимир Путин признал, что положение дел на Северном Кавказе улучшается слишком медленно. По его словам, террористическая угроза и коррупция в регионе до сих пор не устранены. Темпы и уровень развития экономики и социальной сферы в СКФО по-прежнему существенно отстают от среднероссийских, и здесь самая большая в стране безработица, подчеркнул Путин. Решение этих проблем, по его словам, осложняется дефицитом квалифицированных кадров и высоким уровнем коррупции [2, с. 7].

В СКФО вопрос занятости является актуальным уже на протяжении долгого времени. Существенных изменений за последние годы не наблюдается, не смотря на принятие различных мер, на основе федеральных целевых программ и региональных проектов. На сегодняшний день социально-экономическую неустроенность в СКФО можно объяснить тем, то пока в России проводится неэффективная социально-экономическая политика. Такие отрасли как, сельское хозяйство, туризм, горнодобывающая промышленность и т.д. развиваются не в полном объёме.

В том числе, в регионе наблюдается существенная территориальная диспропорция как в показателях состояния рынка труда, так и в инструментах реализации государственной политики занятости. Согласно данным статистики МОТ, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария признаются субъектами с высоким уровнем безработицы и низким уровнем экономической активности. На рынке труда в этих республиках предложение в разы превышает спрос. Эта ситуация особенно опасна для молодёжной среды, в которой преобладает трудоизбыточность и отсутствие практического опыта. Кроме того, система профессионального образования недостаточно адаптирована к рыночным условиям. Наблюдается несоответствие объёмов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда. Данные за январь 2017 г. представлены в таблице:

Таблица 1 – Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет

 

Численность рабочей силы, тыс. чел

В том числе

Уровень

занятые

безработные

участия в рабочей силе в %

занятости, в %

безработицы в %

Северо-Кавказский федеральный округ

4553,7

4044,4

509,2

65,7

58,3

11,4

Республика Дагестан

1359,4

1199,8

159,6

63,6

56,1

11,7

Республика Ингушетия

235,5

169,7

65,8

73,7

53,1

27,9

Кабардино-Балкарская Республика

417,7

369,2

48,5

65,9

58,2

11,6

Карачаево-Черкесская Республика

211,9

176,6

35,3

61,7

51,4

16,7

Республика СевернаяОсетия – Алания

330,4

294,9

35,5

65,0

58,0

10,7

Чеченская Республика

623,3

534,5

88,8

69,6

59,7

14,2

Ставропольский край

1375,6

1299,8

75,8

65,7

62,1

5,5

На основе анализа уровня безработицы можно выделить ряд рекомендаций, которые должны быть сконцентрированы на решение актуальных на данный момент проблем. Общими для всех категорий граждан могут быть предложены следующие направления действий:

- замедление процесса автоматизации и сокращения человеческого фактора, либо проведение переподготовки за счёт самих организаций (для сокращения технологической безработицы);

- повысить уровень МРОТ до 12000-15000 тысяч рублей соразмерно к нынешнему уровню постоянно растущих цен;

- проведение ежеквартальной ярмарки вакансий;

- повышение уровня содействия центрами занятости в трудоустройстве молодёжи, людям с ограниченными возможностями, лицам выше среднего возраста, путём ужесточения внешнего контроля их работы со стороны муниципалитетов (краёв, областей и т.д.) путём предоставления отчётов, а также проведение мониторингов, социологических опросов и публикация их в СМИ;

- восстановления отечественных производственных заводов и фабрик, необходимых на современном этапе, путём проведения тендеров и как следствие создания новых рабочих мест;

- продолжение и усовершенствование политики государства на поддержание малого (среднего) бизнеса, который развивается с менее возможной результативностью, в итоге чего происходит рост скрытой безработицы или полный уход с рынка предприятий, что приводит росту безработицы, сокращению поступлений во внебюджетные фонды и возникновению ряду других проблем на всех уровнях.

- обеспечение достойного уровня жизни граждан из сел, поселков, путём разработки государственной программы прикрепления их к одной и более организации, предоставление субвенции, что может решить и ещё одну проблему трудовой миграции;

- повышение спроса инвестирования в трудящихся путём переподготовки, повышения квалификаций, бизнес-образования и т.д.;

Основные мероприятия по сокращению безработицы среди молодёжи:

- принятие на централизованном уровне государственной программы, направленной на мотивацию организаций принимать на работу молодых специалистов не взирая на наличие опыта, посредством использования различных инструментов (к примеру, налоговых);

- участить проведение молодёжных форумов («Машук», «Селигер»), что даст толчок для молодых людей реализовать свои собственные разработки, которые могут способствовать повышению занятости и решению других проблем;

- возращение в школах дополнительного образования, где оно отсутствует, в учебно-производственных комбинатах (УПК) по необходимым направления для каждого округа (области, региона, города), это даст возможность каждому старшекласснику иметь рабочую профессию (к примеру, продавца, помощника повара и т.д.)

Для сокращения безработицы в СКФО, где наблюдается самый высокий уровень безработицы в стране, помимо вышеуказанных можно предложить ещё одно, учитываю его территориальные особенности, а именно:

- поддержка государством профильных отраслей СКФО: сельского хозяйства, туризма, горнодобывающей промышленности и т.д. эффективность этих отраслей может увеличить число рабочих мест, вывести его из статуса –дотационный.

Данные меры по минимизации уровня безработицы должны значительно улучшить положение на рынке труда, что поможет наладить социально-экономическое положение в СКФО, так и в России в целом.

Список литературы

  1. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2016. – №1.- С. 68-71

  2. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. – М.: Федеральная служба статистики, 2015. – 19 с.

  3. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017. – 340 с.

Просмотров работы: 182073