ЗООГИГИЕНА И ВЕТЕРИНАРНАЯ САНИТАРИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗООГИГИЕНА И ВЕТЕРИНАРНАЯ САНИТАРИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Трофимов А.С. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном понимании зоогигиена и ветеринарная санитария являются молодыми науками. Однако зоогигиенические мероприятия, основанные на наблюдениях и опыте, проводились еще в глубокой древности. Многие писатели, экономисты древности признавали, что лучше охранять здоровье животных прилежным уходом, чем лечить болезни лекарствами. Санитарные же мероприятия, направленные на профилактику и ликвидацию болезни животных, также были известны еще в глубокой древности, со времен Гиппократа. Однако научное обоснование они получили лишь в 19в., после открытий Л.Пастера.

В связи с чем, целью нашей работы явился анализ развития зоогигиены и ветеринарной санитарии в Древней Руси.

Анализ исторических данных показывает, что развитие ветеринарии в России, как и во многих странах происходило постепенно, начиная от народного врачевания и наблюдения за скотом и постепенно переходя в более обоснованную и профессиональную форму.

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота. В 8-9 веках у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы окружались плетнем. Хлев делился на секции для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий лошадей стали широко использовать в качестве тяговой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

Чтобы понять какой была Русь на рубеже 9 века, следует обратиться к культурологии. До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа — здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого — неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались задобрить. Во время праздников, опасности, болезни приносили в жертву животных. Храмов у язычников не было, были святилища. Языческий бог Волос был, по воззрению древних славян, покровителем стад. Во время эпизоотии к нему обращались с молитвами и жертвоприношениями. Это говорит не только об обоготворении животных, но и служит показателем важного значения животных в жизни древних славян.

Людьми, имевшими, по мнению древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельству­ют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

О первых серьёзных этапах развития ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 году археолог Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов 7-9 века, а позднее при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в 8 – 9 веках уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным. Таковы были предпосылки развития ветеринарии в древней языческой Руси.

9 век в истории Руси характерен, многими изменениями как в плане самого государства, так и развития ветеринарии. Происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а позднее на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. Образуется Киевская Русь, затем — Великий Новгород, Ростово-Суздальское княжество, Московское княжество и др. Возникают города, развиваются ремесла и торговля. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов.

Впервые при выборе территории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.

В 9 веке восточные славяне объединились в могучее феодальное государство — Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и развивались города — ремесленные и торговые центры.

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности.

Скот, как и земля, являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованые железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широком смысле, означала княжескую казну, скот — деньги.

На Руси в 9 -12 веков скотоводство у славян находи­лось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу .Феодалы заботились о развитии молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и птицеводства. Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнаруживали ножницы для стрижки овец. В княжеских и боярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой — в теплых помещениях (хлевах, кошарах и т. д.). В русских летописях упоминаются профессии животноводов — конюхи, пастухи, чабаны и др.

Лошадей и крупный рогатый скот, принадлежавших князьям, боярам и другим скотовладельцам, метили тавром (пятнили).

В стране уделялось большое внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном деле. В эту эпоху заготавливали сено для кормления скота в стойловый период. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, которые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры, мясо домашней птицы, различные мясные продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых животных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и больным людям.

Крестьяне, имевшие мало скота, в основном питались мясом диких животных. Впоследствии христианская церковь ввела строгий пище­вой режим, запретила употребление в пищу несъедобного мяса: медведя, голубей, сусликов, хомяков, мертвечины.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или на городском рынке, что нередко приводило к массовому распространению заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.

Количество скота в крупных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. В летописях упоминается также о княжеских пастухах, конюхах, овчарах. В Киевской Руси, Великом Новгороде, а также в других славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и животноводческого сырья являлись крестьяне — смерды. Многие крестьяне вовсе не имели рогатого скота, что вынуждало их идти в кабалу к князю за пользование его скотом.

В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадьми, которых забирали для комплектования дружин.

В 988 году при Владимире Святославовиче было принято христианство, объявленное официальной религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христианства укрепило экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого.

Несмотря на то, что Русь с принятием христианства шагнула далеко вперёд, приобщившись к достижениям Византии и Европы, ветеринария носила ещё достаточно стихийный характер, хотя уже сильно отличалась от языческих представлений о врачевании скота. Период 9 – 13 веков ознаменован возникновением зачатков профессиональной ветеринарии на Руси. Рассмотренная выше обобщённая история Руси, её быт, уклад и, в частности, взаимосвязь сельскохозяйственных животных и человека, говорит нам о том, что развитие ветеринарии было неизбежно и во многом жизненно необходимо.

Лечением животных, в этот исторический период, занимались коновалы и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, и др. Пастухи понимали, что нельзя пасти скот ран­ним утром на покрытых росой пастбищах, богатых клевером и люцерной, так как у коров и овец часто после этого наблюдается вздутие живота, общее угнетенное состояние и падеж. Пастухи избегали пастбищ, где росло много полыни, они знали, что у коров, отведавших такой травостой, молоко приобретает горький вкус. Свой практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входивших в состав обширного русского государства. В народной ветеринарии широко использовались раз­личные лекарственные формы растительного, животного и минерального происхождения. Археологические находки показывают, что русская земля была обильна лекарственными растениями и давала богатый выбор для их лечебного применения.

Начиная с 9 века в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» — клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» — гребень эпидемической или эпизоотической волны («...и бысть сам напор»). В 9 -14 веках русские лекари знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

В лексиконе появляются слова и характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор — старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотии — применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая на­пасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

В этот период появились первые законодательные акты о мерах борьбы с эпизоотиями

Анализ материалов Полного собрания русских летописей и других летописных сочинений 11-14 веков показывает, что в этот период русскому народу были известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных полезней от домашних животных человеку (например бешенства, сибирской язвы). Был известен вред некоторых паразитических насекомых: мух, комаров, клопов, тараканов, вшей и др. Из паразитов домашних животных были известны блохи клещи, глисты и др. Русский народ знал вредителей — грызунов: мышей, крыс, кротов и пр. Среди ядовитых насекомых и животных были известны скорпионы и ядовитые змеи. Все эти паразитические насекомые и животные объединились в понятие «пакости», «гадове», «нечистоты», «гнус», и их рекомендовалось из домов и дворов изгнать при помощи различных народных средств.

Первое на Руси упоминание о болезнях животных известно из Никоновской летописи в которой имеется запись. Древние русские летописцы отмечают, что чаще острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода, бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя Владимира Святославовича свирепствовала в 1042 г.: Известно об эпизоотии в Новгороде в 1204 г. Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, — зооантропонозы — наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпизоотиях в Древней Руси далеко не отражают полной картины этого стихийного бедствия.

Эпидемии и эпизоотии возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из Индейской стороны от Солнца Града. Показаны пути распространения через Псков, Новгород и Смоленск. Как и в других странах, широкому распространению эпизоотии способствовали перемещения кочевых племен, непрекращающиеся войны, связанные с передвижением на большие расстояния значительного количества скота, неумение противодействовать распространению заразных болезней и неурожаи, приводящие к голоду скота. Известно, что в пределах весьма разобщенных населенных пунктах Руси эпизоотии не распространялись с таким размахом, как в Западной Европе.

В 9-14 веках на Руси была создана отечественная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественно-исторического и медицинского направления.

Наиболее ранними памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого русского князя Святослава Ярославовича и содержали медико-гигиенические сведения. В одном из фрагментов сборника, например, не рекомендовалось употреблять в пищу, молоко коров после первого отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь и гной, так как оно могло стать причиной желудочно-кишечных заболеваний.

К числу первых переводных рукописей относится и трактат «Физиолог»— сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческом источнике описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шестоднев» Иоана, которая появилась на Руси в конце 11 века или в начале 12 века, наряду с богословскими сочинениями кратко излагалась анатомия человека, заимствованная из греческих оригиналов. В Шестодневе содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие, бронхи, сердце, печень, селезенка.

Медицинские и ветеринарные познания приобретались и широко распространялись при помощи рукописных лечебников, которые содержали сведения о свойствах лечебных трав и о способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения людей, в лечебниках содержались и сведения о лечении животных.

Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели правильные представления в области санитарии, гигиены. В 9 -13 веках в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охране их здоровья, была одной из первоочередных задач.

Характеризуя этот период нашей истории, следует отметить, что до 10 века в Древней Руси представления о болезнях животных, прежде всего, были связаны с действием «злых сил», проявляющих себя в любой воображаемой форме, а начиная с 11 -13 веков появляются зародыши настоящей науки.

В середине 13 века Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом (1240-1480) пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и эпизоотии. Утрачены были древнейшие литературные произведения специального характера, не имевшие такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период 13 -14 веков в большинстве не сохранились.

Восточная часть Римской империи отличалась от западной большим развитием торговли и ремесленной промышленности, большим развитием городов, их экономическим процветанием. Эта преобладающая экономическая роль стран Востока возросла после падения Западной Римской империи и сохранения Восточной Римской империи под названием Византийской.

Дальнейшее развитие зоогигиены и ветеринарной санитарии относится к периоду капитализации сельского хозяйства на рубеже 15-16 веков.

Список литературы

1. История ветеринарной медицины [Электронный ресурс] : (учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине С1.В.1 История ветеринарной медицины) : специальность 111801 Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ, Каф. инфекционных болезней, зоогигиены и ВСЭ; [сост.: Р. Г. Фазлаев, С. Е. Фазлаева]. - Уфа: [Башкирский ГАУ], 2012. - 111 с. -Режим доступа: http://biblio.bsau.ru/metodic/20609.doc

2 Андреева, А. В. Кафедра инфекционных болезней, зоогигиены и ветсанэкспертизы : история и современность (1935-2015 гг.) [Электронный ресурс] / А. В. Андреева, О. Н. Николаева, Е. П. Дементьев; [под ред. А. В. Андреевой]; М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. - 196 с. - Режим доступа: http://biblio.bsau.ru/metodic/32842.pdf

3 Никитин И.Н. История ветеринарии [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Никитин. - Казань: Казанская акад. вет. медицины, 2002. 50 б) дополнительная литература (в т.ч. периодические издания) 1 Минеева Т. И. История ветеринарии [Текст]: учеб. пособие / Т.И. Минеева. - СПб.; М. ; Краснодар : Лань, 2005.

4.Минеева Т. И. История ветеринарии [Текст]: учеб. пособие / Т.И. Минеева. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2005.

Просмотров работы: 850