НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ МЕСТО В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ МЕСТО В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ

Шпунов А.С. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоговая система является неотъемлемой частью экономики каждой страны. Налоги являются главной статьей бюджетных доходов государства. Деньги от налоговых поступлений идут на погашение государственного долга, социальные нужды, трансфертные платежи и прочее. Средства, полученные от уплаты налогов, составляют главную экономическую силу страны. Без налоговой системы невозможно нормальное функционирование экономики. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Уровень развития налоговой системы показывает экономическую состоятельность и конкурентоспособность той или иной страны. В этой связи практический интерес представляет изучение места Республики Беларусь в мировом рейтинге.

Рейтинг уплаты налогов PayingTaxes - это ежегодный международный рейтинг, который отображает процесс уплаты налогов в 183 странах мира. Данное исследование проводится ежегодно с 2006 года. Сутью этого рейтинга является сравнение всех стран мира по различным критериям, которые непосредственно связаны с простотой ведения бизнеса. На данный момент существует три основных критерия: уровень налогового бремени, индикатор периодичности осуществления налоговых платежей, количество времени, тратящееся предпринимателем на соблюдение налогового законодательства. Основными налоговыми показателями, с помощью которых составляется рейтинг, являются налоги на прибыль или доходы предприятий, налоги на сбор отходов, налоги на передачу собственности, налог на финансовые операции, налоги на транспортные средства и дорожные налоги, налог на прирост капитала, налог на дивиденды и другие. Данное исследование проводится специалистами Всемирного банка и аудиторской компанией PwC, и публикуется ежегодно на официальном сайте Всемирного банка.

По данным рейтинга PayingTaxes Республика Беларусь занимает 63 место в 2015 г. Динамика мест, занимаемых нашей страной, представлена в таблице 1.ог уплата рование

Таблица 1 - Динамика мест, занимаемых Республикой Беларусь в международном рейтинге налоговых стан мира за 2011-2015 гг.

Год

Место

Налоговая нагрузка, %

Количество налоговых платежей, шт.

Количество времени на соблюдение налогового законодательства, часов

2011

156

157

63

172

2012

129

60,7

10

338

2013

133

54,0

10

319

2014

60

52,0

7

183

2015

63

51,8

7

176

Динамика Республики Беларусь в данном рейтинге довольно положительная. За 5 лет республика поднялась на 96 позиций. Следует отметить, что для достижения указанного результата в республике были проведены следующие мероприятия:

Значительно снижены все показатели, особенно налоговая нагрузка. По сравнению с 2011 годом данный показатель был снижен чуть больше чем в три раза. Хоть средняя нагрузка по миру не превышает 40%, белорусский показатель находится на приемлемом уровне.

Значительно упрощена налоговая отчетность.

Предусмотрен ряд положений для унификации налогового и бухгалтерского учетов.

Упрощены и расширены возможности применения системы электронного декларирования (СЭД). Данная система облегчает заполнение налоговых деклараций, автоматизирует предоставление и контроль правильности заполнения данных деклараций, упрощает процедуру декларирования и значительно экономит время налогоплательщиков.

Несмотря на указанные положительные моменты, следует констатировать, что на сегодняшний день налоговая система Республики Беларусь имеет довольно много недостатков. Перечислим некоторые из них.

Во-первых, налоговая система страны перегружена большим количеством налогов. Из-за большого количества налоговых платежей усложняется механизм налогообложения в целом, что зачастую влечет за собой увеличение затрат, также происходит излишний документооборот. К тому же, этот недостаток налоговой системы ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые от фонда заработной платы работников, включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям сбыта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Еще одной проблемой системы является то, что работа налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций, авместо этого необходимо проводить профилактику налоговых нарушений с целью их снижения.

Серьезным недостатком отечественной налоговой системы также является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам. Более того, ситуация усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Надо провести ряд мероприятий, для преодоления недостатков налоговой системы Республики Беларусьи выведения ее на новый уровень, а именно:

Предпринять меры для избегания двойного налогообложения. Республика Беларусь имеет 60 договоров об устранении двойного налогообложения. Однако на сегодняшний момент договора об устранении двойного налогообложения с важными странами в мировой экономике потеряли силу. Для экономики Республики Беларусь было очень полезно возобновить данные соглашения.

Ввести автоматизированную систему уплаты. Сделать эту систему наиболее простой и легкодоступной. Например, создать специальное приложение для сотовых телефонных либо ПК, для того, чтобы налогоплательщик имел возможность осуществить платеж в любое подходящее для него время и в любом месте.

Стоит упростить налоговое законодательство, а также документооборот.

По итогу можно сделать вывод, что налоговая система Республики Беларусь имеет ряд своих недостатков, которые вполне можно исправить в скором будущем. К достоинствам организации налогового процесса в Республике Беларусь можно отнести ответственную государственную политику, согласованную с экономическими и политическими реальностями. Достоинства помогают быть налоговой системе достаточно развитой, чтобы обеспечивать экономику государства и поддерживать ее конкурентоспособность.

Список использованных источников

1. Герасимова, В. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / В. Герасимова // Финансы, учет, аудит. - 2010. - N 7. - С. 13-16.

2. Шулейко О.Л. О направлениях совершенствования налоговой системы Республики Беларусь / О.Л. Шулейко // Актуальные проблемы развития финансово-кредитного механизма в инновационной экономике: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 29-30 ноября 2007 г.

3. Пикулик, А. Как Беларуси попасть в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса? / А. Пикулик, М. Знак, А. Лашук, Е. Ракова, М. Рощина // Белорусский институт стратегических исследований

4. Официальный сайт Всемирного Банка. Доклады: «PayingTaxes 2012», «PayingTaxes 2013», «PayingTaxes 2014», «PayingTaxes 2015», «PayingTaxes 2016».

Просмотров работы: 154