Рейтинг уплаты налогов PayingTaxes - это ежегодный международный рейтинг, который отображает процесс уплаты налогов в 183 странах мира. Данное исследование проводится ежегодно с 2006 года. Сутью этого рейтинга является сравнение всех стран мира по различным критериям, которые непосредственно связаны с простотой ведения бизнеса. На данный момент существует три основных критерия: уровень налогового бремени, индикатор периодичности осуществления налоговых платежей, количество времени, тратящееся предпринимателем на соблюдение налогового законодательства. Основными налоговыми показателями, с помощью которых составляется рейтинг, являются налоги на прибыль или доходы предприятий, налоги на сбор отходов, налоги на передачу собственности, налог на финансовые операции, налоги на транспортные средства и дорожные налоги, налог на прирост капитала, налог на дивиденды и другие. Данное исследование проводится специалистами Всемирного банка и аудиторской компанией PwC, и публикуется ежегодно на официальном сайте Всемирного банка.
По данным рейтинга PayingTaxes Республика Беларусь занимает 63 место в 2015 г. Динамика мест, занимаемых нашей страной, представлена в таблице 1.ог уплата рование
Таблица 1 - Динамика мест, занимаемых Республикой Беларусь в международном рейтинге налоговых стан мира за 2011-2015 гг.
Год |
Место |
Налоговая нагрузка, % |
Количество налоговых платежей, шт. |
Количество времени на соблюдение налогового законодательства, часов |
2011 |
156 |
157 |
63 |
172 |
2012 |
129 |
60,7 |
10 |
338 |
2013 |
133 |
54,0 |
10 |
319 |
2014 |
60 |
52,0 |
7 |
183 |
2015 |
63 |
51,8 |
7 |
176 |
Динамика Республики Беларусь в данном рейтинге довольно положительная. За 5 лет республика поднялась на 96 позиций. Следует отметить, что для достижения указанного результата в республике были проведены следующие мероприятия:
Значительно снижены все показатели, особенно налоговая нагрузка. По сравнению с 2011 годом данный показатель был снижен чуть больше чем в три раза. Хоть средняя нагрузка по миру не превышает 40%, белорусский показатель находится на приемлемом уровне.
Значительно упрощена налоговая отчетность.
Предусмотрен ряд положений для унификации налогового и бухгалтерского учетов.
Упрощены и расширены возможности применения системы электронного декларирования (СЭД). Данная система облегчает заполнение налоговых деклараций, автоматизирует предоставление и контроль правильности заполнения данных деклараций, упрощает процедуру декларирования и значительно экономит время налогоплательщиков.
Несмотря на указанные положительные моменты, следует констатировать, что на сегодняшний день налоговая система Республики Беларусь имеет довольно много недостатков. Перечислим некоторые из них.
Во-первых, налоговая система страны перегружена большим количеством налогов. Из-за большого количества налоговых платежей усложняется механизм налогообложения в целом, что зачастую влечет за собой увеличение затрат, также происходит излишний документооборот. К тому же, этот недостаток налоговой системы ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые от фонда заработной платы работников, включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям сбыта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.
Еще одной проблемой системы является то, что работа налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций, авместо этого необходимо проводить профилактику налоговых нарушений с целью их снижения.
Серьезным недостатком отечественной налоговой системы также является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам. Более того, ситуация усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Надо провести ряд мероприятий, для преодоления недостатков налоговой системы Республики Беларусьи выведения ее на новый уровень, а именно:
Предпринять меры для избегания двойного налогообложения. Республика Беларусь имеет 60 договоров об устранении двойного налогообложения. Однако на сегодняшний момент договора об устранении двойного налогообложения с важными странами в мировой экономике потеряли силу. Для экономики Республики Беларусь было очень полезно возобновить данные соглашения.
Ввести автоматизированную систему уплаты. Сделать эту систему наиболее простой и легкодоступной. Например, создать специальное приложение для сотовых телефонных либо ПК, для того, чтобы налогоплательщик имел возможность осуществить платеж в любое подходящее для него время и в любом месте.
Стоит упростить налоговое законодательство, а также документооборот.
По итогу можно сделать вывод, что налоговая система Республики Беларусь имеет ряд своих недостатков, которые вполне можно исправить в скором будущем. К достоинствам организации налогового процесса в Республике Беларусь можно отнести ответственную государственную политику, согласованную с экономическими и политическими реальностями. Достоинства помогают быть налоговой системе достаточно развитой, чтобы обеспечивать экономику государства и поддерживать ее конкурентоспособность.
Список использованных источников
1. Герасимова, В. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / В. Герасимова // Финансы, учет, аудит. - 2010. - N 7. - С. 13-16.
2. Шулейко О.Л. О направлениях совершенствования налоговой системы Республики Беларусь / О.Л. Шулейко // Актуальные проблемы развития финансово-кредитного механизма в инновационной экономике: материалы международной научно-практической конференции, Минск, 29-30 ноября 2007 г.
3. Пикулик, А. Как Беларуси попасть в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса? / А. Пикулик, М. Знак, А. Лашук, Е. Ракова, М. Рощина // Белорусский институт стратегических исследований
4. Официальный сайт Всемирного Банка. Доклады: «PayingTaxes 2012», «PayingTaxes 2013», «PayingTaxes 2014», «PayingTaxes 2015», «PayingTaxes 2016».