МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Бакланова М.А. 1, Шевцова А.Г. 1
1Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Транспорт давно уже вошел в нашу жизнь и стал ее неотъемлемой частью. С его помощью осуществляется перевозка грузов и пассажиров, доставка от места к месту. Взаимосвязь между районами Российской Федерации (РФ), благодаря ежегодной модернизации транспортных коммуникаций, обеспечивает простоту доставки и целостность всех территорий. Ее развитие стоит на одном из самых первых позиций. Эта отрасль является связующим звеном и дополнением во всех видах производства. Становление инфраструктуры на более приоритетный уровень сопутствует конкурентоспособности и развитию социальной и экономической сферы нашего общества

Важным является обеспечение наиболее безопасных условий труда для водителей. Активная безопасность – это комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий. К активной безопасности относят его тяговые и тормозные свойства, устойчивость, управляемость и проходимость.

К основным системам, направленным на активную безопасность автомобиля относится антиблокировочная система (АБС), которая предотвращает процесс блокировки колес при торможении автомобиля. Для того чтобы произвести остановку автомобиля на высокой скорости недостаточно осуществить нажатие н педаль акселератора, в таком случае колеса автомобиля не оборудованного АБС заблокируются и начнут скользить по поверхности дороги. Транспортное средство в таком случае может стать неуправляемым и при отсутствии у водителя соответствующих навыков прерывистого торможения произойдет занос. В опасной ситуации водитель может не успеть обдумать метод торможения, что может привести к ДТП. В таком случае и предусматривается в конструкции автомобиля АБС.

Антипробуксовочная система (АПС) построена на основе АБС. Она предназначена для предупреждения пробуксовки колес в диапазоне разных скоростей. На более низкой скорости система позволяет передавать к ведущим колесам автомобиля крутящий момент их подтормаживаем. Главное достоинство-это возможность проходить повороты без заноса, снижать пробуксовку при разгоне, а также гарантия более эффективного замедления автомобиля.

На основе двух вышеперечисленных систем на современных автомобилях устанавливается электронный стабилизатор курсовой устойчивости автомобиля. Обрабатывая сигналы, подаваемые от АБС и АПС, положение руля давления тормозной системы и значение угловой скорости, система сопоставляет действия автомобиля с тем, что принято программой [2].

В процессе дальнейшего развития АБС была разработана система распределения тормозных усилий. Она помогает управлять автомобилем на протяжение всей его эксплуатации. При применении резкого торможения на неоднородном дорожном покрытии ТС может развернуть, это происходит вследствие того, что коэффициент сцепления с дорогой у колес различен, а подаваемое тормозное усилие равное. Концепция распределения выравнивает усилия и позволяет улучшить управляемость и контроль автомобиля.

Система экстренного торможения распознает опасные ситуации, анализируя скорость нажатия на педаль тормоза. Если это значение превышено, то автоматически добавляется тормозное усилие, помогая применить максимальную силу системы. Более современная разработка оборудована радаром, который фиксирует впереди идущее транспортное средство. Если велика вероятность аварии, при резком уменьшении расстояния между автомобилями или какими-либо объектами, то благодаря автоматическому торможению, система замедляет или останавливает автомобиль [3].

Помимо этого, есть еще и вспомогательные средства для повышения активной безопасности. Чтобы справиться с проблемой кругового обзора автопроизводители на протяжении нескольких лет устанавливают особые инфракрасные или ультразвуковые датчики парковки. Совместно с ними устанавливаются видеокамеры, изображение с которых выводится на переднюю панель автомобиля для более удобной эксплуатации. Еще одним новшеством является система кругового обзора. Подобное оборудование применяется как для парковки, так и для более обширного спектра действий. Камеры, установленные по четырем сторонам автомобиля, при проезде «слепых» перекрестков, могут обеспечить обширную обзорность водителю. Для начинающих автомобилистов подобная система обеспечивает лучшее восприятие габаритов собственного транспортного средства.

Система распознавания дорожных знаков направлена на предупреждение водителя, с какой скорость на данном участке дороги ему необходимо двигаться. Данная система состоит из видеокамеры, блока управления и средств вывода информации для водителя. Видеокамера, расположенная на ветровом стекле, снимает участок перед автомобилем и передает информацию о встретившихся на пути дорожных знаках на блок управления. Электронный блок распознает информацию, содержащуюся на дорожных знаках, и выводит ее на оборудованный информационный дисплей. Такая система повышает безопасность движения автомобилей и снижает количество дорожно-транспортных происшествий [1].

Во многих случаях дорожно-транспортные происшествия происходят из-за небрежности водителей. Зависит это от их физического состояния, усталости и истощенности. В основной группе риска водители, занимающиеся дальними перевозками. При монотонной езде на протяжении 5 часов скорость реакции замедляется в среднем в два раза. Для контроля за водителями и предотвращения сна за рулем была разработана система распознавания усталости (рис. 1). Контроль осуществляется с помощью датчиков, которые оценивают траекторию движения автомобиля, положение головы человека управляющего транспортным средством, а также манеру поведения за рулем – разница в ускорении и замедлении за час после начала движения. При обнаружения каких-либо отклонений срабатывают оповестительная сигнализация, которая разбудит водителя.

Рисунок 1 – основные отклонения при усталости водителя.

Важным в процессе управления автомобилем является предоставление необходимой информации для всех участников дорожного движения. Информативность подразделяют на три вида: внутренняя, внешняя и дополнительная. Внутренняя предоставляет сведения, требуемые для управления транспортным средством. Она складывается из условий обзорности, которая позволяет водителю получать информацию о дорожной обстановке. Панель приборов, рычаги управления и кнопки должны быть расположены так, чтобы для их использования затрачивался минимальный промежуток времени. Внешняя информативность скалывается из обеспечения данными других людей, с целью взаимодействия между ними. В нее входит наружная световая сигнализация, подача звуковых сигналов и других знаков. Дополнительная информативность характеризуется возможностью эксплуатации транспортного средства в ограниченной видимости, которая зависит от устройств освещения, позволяющих улучшить восприятие дорожных условий.

Рациональная конструкция автомобиля является одним из условий повышения безопасности. Значительную роль представляют условия комфортного вождения, обогрев лобового стекла и боковых зеркал, во избежание их замерзания, стеклоочистители фар. Важным является увеличение заметности автомобиля на дорогах в темное время суток, что достигается путем нанесения световозвращающих красок на номерные знаки.

Все вышеперечисленные устройства направлены на интенсивное предотвращение дорожно-транспортных происшествий. Формирование комфортных условий в ходе управления транспортным средством, повышения уровня безопасности и совершенствование систем, посредством введения новейших технологий, существенно облегчающих процесс вождения. Активная безопасность автомобилей, выпускаемых на сегодняшний день, активно развивается и совершенствуется. Интенсивное внедрение новых разработок позволяет обезопасить участников движения и оптимизировать транспортные процессы.

Список литературы

1. Ломакин В.В., Покровский Ю.Ю., Степанов И.С., О.Г. Гоманчук. Безопасность автотранспортных средств: Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Ломакина. – М: МГТУ «МАМИ», 2011. – 299 с.

2. Бакланова М.А., Шевцова А.Г. Обзор инновационных разработок в области автомобилестроения. Организация и безопасность дорожного движения: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. – 401 с.

3. Яхьяев Н.Я. Безопасность транспортных средств: Учебник для высш. учеб. заведений / Н.Я.Яхьяев. — М. : Издательский центр «Академия»,2011. — 432 с.

Просмотров работы: 124