ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Физическое воспитание студентов - неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [1].

Сегодня неоспоримым является тот факт, что важными аспектами обновления системы физического воспитания должны стать инновационные подходы на устранение основных причин, порождающих деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры.

Остановимся на ряде инновационных подходах, технологиях, моделях используемых в практике физического воспитания студенческой молодежи.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - изучить и обобщить представленные в специальной научной литературе данные по вопросам использования инновационных технологий в процессе физического воспитания студенческой молодежи.

Для решения поставленных задач использовался анализ научно-методической литературы, а также источников Интернет.

Результаты исследования.

Комплекс организационно-педагогических условий физического воспитания студенток с использованием средств акваэробики в учебном процессе высших учебных заведений определен О.Ю. Фаныгиной [11]. Выделенный комплекс организационно-педагогических условий включает: мотивационные факторы, средства и методы контроля, нормативы физической подготовленности, соответствующие «стабильному» уровню здоровья, алгоритмы разработки программ занятий.

На основании выявления проявлений нарушений двигательной функции позвоночного столба в период ремиссии и на основе учета влияния различных средств физической культуры на кардио-респираторные и психофизические показатели, Т.В. Колтошовой [4], теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика вторичной профилактики данных нарушений у студентов. Автором разработана профилактическая программа «школы оздоровления позвоночного столба» (теоретико-практических, как организованных, так и самостоятельных занятий физической культурой (в воде и на суше), направленных на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков о мерах по снижению обострений имеющихся нарушений и улучшения качества жизни студентов). Экспериментально доказана эффективность разработанной программы вторичной профилактики нарушений функции позвоночного столба для студентов. Особенностью этой программы явилось расширение информированности о факторах риска, повышении мотивации к оздоровлению, продлению периода ремиссии и улучшению качества жизни.

В работе А.Т. Литвина [5] осуществлена систематизация средств двигательной активности, проанализирована их эффективность, представлены оптимальные модели двигательной активности для различных групп населения. В основе разработанных моделей лежит оптимальное сочетание различных видов двигательной активности (бытовой, оздоровительной и рекреационно-оздоровительного спорта) органически увязанное с требованиями здорового образа жизни различных групп населения.

По мнению А. Т. Литвина [5], в зависимости от целевой установки, организационных форм, применяемых средств виды двигательной активности в системе физического воспитания могут быть подразделены на следующие основные группы: подвижные игры, соревновательный спорт, рекреационно-оздоровительный спорт, оздоровительная двигательная активность, профессионально ориентированная двигательная активность, бытовая двигательная активность.

Преимущественное использование средств, относящихся к той или иной группе может определяться множеством факторов — возрастными и половыми особенностями занимающихся, их интересами, материально-техническими возможностями, состоянием здоровья и физической подготовленности и др. Однако вне зависимости от всех этих факторов оптимальный режим двигательной активности должен обеспечивать поддержание нормального функционирования организма, укрепление его жизненно важных органов и функциональных систем, профилактику заболеваний и т.д., то есть способствовать всему тому, что обеспечивает человеку полноценный физический фитнесс. По мнению автора, оптимальный режим специально организованной (кроме бытовой) двигательной активности для различных категорий занимающихся вне зависимости от возраста, пола, интересов, условий и т. п. должен включать три группы средств: 1) упражнения аэробной направленности, способствующие повышению и поддержанию высокого уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 2) упражнения силовой направленности, способствующие укреплению двигательного аппарата — мышечной системы, костной системы, соединительной ткани — связок, сухожилий; 3) упражнения, направленные на развитие гибкости, способствующие улучшению состояния мышечной, соединительной и костной тканей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Одним из направлений современной системы образования является ориентация на включение студентов в самостоятельную творческую деятельность. В физическом воспитании такой формой деятельности является физическое самовоспитание. Включение студенческой молодежи в самостоятельные занятия физической культурой предполагает совместную активную деятельность педагога и студента.

Теоретический анализ специальной литературы, анкетирование студентов позволили А.И. Подлесно-му [8], разработать организационно-методические условия реализации самоконтроля физической подготовленности студентов как фактора повышения мотивации к физическому самоусовершенствованию. К ним автор относит:

сообщение необходимой информации в разных учебных занятий;

разработка методических рекомендаций по использованию методов самоконтроля;

практическое освоение методов самоконтроля на занятиях по физическому воспитанию;

разработка индивидуальной карты самоконтроля «Паспорт профессионально-прикладной физической подготовленности студента-судоводителя»;

разработка 20-бальной оценки плавательной подготовленности студентов;

самостоятельное заполнение «Паспорта профессионально-прикладной физической подготовленности студента-судоводителя» на протяжении года, расчет индексов и выставление оценки успеваемости по физическому воспитанию по прогрессу собственных достижений;

обеспечение наглядной информации о прогрессе достижений студентов на протяжении года.

С. А. Романченко [9] разработана программа по коррекции телосложения студенток, включающая средства и методы тренировки с учетом соматотипа на основе использования компьютерных технологий. Софт компьютерной программы включает следующие блоки:

индивидуальные значения соматоскопирования по 20 показателям;

семибальные шкалы оценки для каждого соматотипа;

определение индивидуального соматотипа (тонкокостный, нормокостный, ширококостный) и определение соответствующей педагогической оценки в баллах;

выявление отклонений от нормы внутри соматотипа (определение «проблемных зон» с графическим представлением, показывающим эти отклонения;

вывод практических рекомендаций в виде текста по каждому из показателей с комплексом специальных упражнений, методики их применения, сформированных по направленному воздействию на соответствующие биозвенья тела занимающихся.

О.Н. Московченко [7] разработана, научно и экспериментально обоснована концепция оптимизации физической нагрузки на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния занимающихся физической культурой с применением компьютерных технологий.

Выводы.

Согласно проанализированным данным современная система обучения в вузе характеризуется высокой интенсивностью образовательного процесса, информационной насыщенностью. Студенты много времени проводят в аудиториях, библиотеках, компьютерных классах, значительное время занимает подготовка к учебным занятиям дома. Все это не может не влиять негативно на состояние различных систем организма.

Обобщая литературные данные можно констатировать, что ситуация еще усугубляется и тем, что у большинства студентов с ослабленным здоровьем отсутствует интерес к физической культуре. Как правило, такие студенты не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают занятий физической культурой. В связи с этим, по-прежнему остается важной задача повышения их двигательной активности.

Одним из перспективных направлений совершенствования систем физического воспитания студентов является разработка современных информационно-методических систем.

Литература

1. Бака Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Роман Бака. - СПб.: Стратегия будущего, 2008. - 140 с.

2. Булич Э.Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов - К.: Олимпийская литература, 2003. -424 с.

3. Веленский М. Я. Построение процесса физического воспитания студентов на основе личностно-развивающего подхода / М. Я. Веленский // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2006. - №2. - С. 16 - 34.

4. Колтошова Т. В. Вторичная профилактика нарушений функции позвоночника у студентов средствами физической культуры: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00. 04 / Т. В. Колтошова. - Омск: ОГТУ, 2006. - 24 с.

5. Литвин А.Т. Исторические предпосылки и теоретико-методологические основы современной системы физического воспитания: автореф. дис. на соиск. научн. степени канд. наук по физ. вос. и спорта: спец. 24.00.02 - „Физическая культура, физическое воспитание различных групп населения"/ А.Т.Литвин. - Киев, 2008. - 22 с.

6. Лубышева, Л. И. Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ / Л. И. Лубышева, А. Н. Кондратьев // Теория и практика физ. культуры. — 2006. — № 3. — С. 5-13.

7. Московченко О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) / Автореф. дис. док. пед. наук. / Мо-сковченко О.Н. - Москва - 2007. - 23 с.

8. Подлесний О.І. Самоконтроль у фізичному вихованні як засіб підвищення мотивації до професійно-прикладної фізичної підготовки студентів-судноводіїв: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. виховання і спорту: спец. 24.00.02 «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / О.І. Подлесний. – К., 2008. – 22 с.

9. Романченко С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. на здобуття наук. автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00. 04 ступеня / С. А. Романченко. – 2006. – 20 с.

10. Турчина Н. І. Педагогічні особливості моделей фізичного виховання студентів вузів на різних курсах навчання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. виховання і спорту: спец. 24.00.02 – „Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення” / Наталія Ігорівна Турчина ; Національний університет фізичного виховання і спорту України. – К., 2009. – 24 с.

11. Фаныгина О. Ю. Коррекция физической подготовленности студенток вуза в процессе занятий оздоровительными видами плавания: дис... канд. наук по физ. воспитанию и спорту: 24.00.02– „Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення” / Фаныгина О. Ю. — К., 2004. — 282 с.

 

 

Просмотров работы: 562