Существует много определений понятия здоровья, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. 3. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно- функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
- здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни(В. П. Казначеев). [1]
Каждое из этих определений несёт единую смысловую нагрузку: сохранение здоровье – важнейшая задача в жизни каждого человека. Однако на свете нет ни одного человека, не испытывавшего проблем с ним, каждый в той
или иной степени нездоров, и первые серьёзные проблемы могут появиться в
самом юном возрасте.
И одной из самых уязвимых групп являются студенты.
Цель работы: изучить причины и способы решения проблем со здоровьем учащихся старших курсов ВУЗов.В рамках данной статьи был проведен опрос учащихся 3-4 курсов Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), выборка составила 164 человека. Результаты опроса:
65% опрошенных испытывают серьёзные проблемы со стороны функциональной системы: заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания вследствие гиподинамии, резкое ухудшение зрения, головные боли вследствие защемления седалищного и шейного нерва, заболевания сердечно-сосудистой системы.
30% опрошенных имеют заболевания со стороны нервной системы, выраженные раздражительностью, рассеянным вниманием, тремором, головными болями и головокружениями вследствие стресса и переутомления, нервными срывами, апатией, хронической депрессией, кожными высыпаниями, повышенной эмоциональностью, бессонницей или сонливостью и другими.
И лишь 5% опрошенных не отмечают серьёзных изменений организма, выделяя только недостаток сна и возрастающий к периоду сессии уровень нервного напряжения. [2]
Рисунок 1 – процентное соотношение студентов с различными формами заболеваний
Выделяется несколько основных причин возникновения таких проблем:
Наследственные факторы;
Чрезмерные нагрузки, связанные с учебным планом;
Гиподинамия;
Прокрастинация, неправильное распределение времени;
Перфекционизм, «синдром отличника», повышенная эмоциональность или нервно-психическая неустойчивость студента;
Различные комбинации вышеописанных факторов.
Для устранения или минимизации влияния этих факторов целесообразно ориентироваться на следующую таблицу:
Таблица 1 – причины заболевания и пути решения
Наследственные факторы |
Минимизация факторов, провоцирующих заболевание |
Чрезмерные нагрузки, связанные с учебным планом |
Составление плана работы, использование матрицы Эйзенхаура, метода Альпы, анализа Цель-Средство |
Гиподинамия |
Повышение двигательной активности |
Прокрастинация, неправильное распределение времени |
Самодисциплина, самомотивация, работа с психологом, составление плана работы, использование матрицы Эйзенхаура, метода Альпы |
Перфекционизм, «синдром отличника», повышенная эмоциональность или нервно-психическая неустойчивость |
Самодисциплина, работа с психологом |
Период обучения в ВУЗе сопряжен с высокими нагрузками, в основном на психологическое состояние студента. Однако при соблюдении простейших правил, таких как использование приёмов тайм-менеджмента, самодисциплина, режим дня, риски ухудшения здоровья сводятся к минимуму.
Список литературы
Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11.
Опрос учащихся 3-4 курсов Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), ноябрь 2017, Бокачева К.А.