ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Берхольц В.В. 1
1Уфимский государственный авиационный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для школьников в России поступление в университет является естественным продолжением обучения. До 80 процентов выпускников подают документы в ВУЗ. Таким образом, большая часть молодых людей в возрасте 17-18 лет сталкивается с проблемами адаптации к новому процессу обучения.

Существует множество определений адаптации. Наиболее обобщенное адаптации гласит, что это приспособление, необходимое человеку для комфортного существования в изменяющихся условиях; что это процесс включения индивида в новую, незнакомую ему, социальную среду [1].

Различные ученые выделяют разные стадии адаптации первокурсников. Воспользуемся одной из них и рассмотрим, как протекает именно протекает процесс на каждой из стадий [2].

1. Физическая адаптация.

2. Психологическая адаптация.

3. Адаптация к учебному процессу вуза (дидактическая).

4. Социальная адаптация

5. Бытовая адаптация

Исследования показывают, наиболее легко у студентов проходит физическая адаптация. Возможно, показатели этого пункта хороши и по причине возможности объективного измерения. Физическая адаптация студента связана с изменением графика учебного процесса, распорядка дня, а иногда и условий проживания. Так, например, при подаче заявлений в ВУЗ, у абитуриента требуется справка о здоровье 086-У. Так же первокурсники в УГАТУ проходят обязательный медосмотр в течение первых трех месяцев обучения. Таким образом, ВУЗ не только прикрепляет студента в студенческую поликлинику, но и дает возможность врачам проконтролировать состояние здоровья первокурсников в процессе адаптации.

Психологическая адаптация играет большую роль в процессе включения студента в новый этап жизни. Этот показатель напрямую коррелирует с тем, чего ожидал абитуриент и насколько эти ожидания были оправданы. Если студент был заинтересован в обучении в данном ВУЗе и его ожидания сбылись, то и психологическая адаптация проходит намного легче. Если по какой-то причине, у студента отсутствует интерес к учебе, на своей специальности он оказался под давлением обстоятельств или его ожидания от учебы не оправдались, то и адаптация происходит гораздо хуже.

Третий вид адаптации связан с приспособлением студентов к новому учебному процессу. В основном этот показатель зависит от прошлых успехов студента в школе. Соответственно, есть студенты, которые учились лучше, хуже и так же по сравнению со школьными годами. Этот вид адаптации является наиболее сложным для студентов, так как связан непосредственно с целью поступления в ВУЗ, и наиболее критично оценивается студентами. Так же третий пункт так же поддается адекватному измерению. Так, например, разница среднего балла за первую сессию и среднего балла в аттестате может служить одним из показателей адаптации студента-первокурсника к реалиям учебы в ВУЗе.

Четвертый показатель- это социальная адаптация. Здесь идет речь об удовлетворенности отношениями со студенческой группой, с преподавателями и другими студентами, вне группы. Для сплочения коллективов первокурсников в УГАТУ проходят посвящения в первокурсники, конкурс на лучшую группу среди первых курсов, а также первокурсников активно вовлекают в Профкомы, спортивные команды УГАТУ. Такая работа направлена на рост количества связей первокурсников и их социальную адаптацию.

Последний пятый показатель-это бытовая адаптация. С таким видом адаптации сталкиваются в основном иногородние первокурсники. Им приходится привыкать к новому месту жительства, самостоятельному выбору продуктов питания и распределению денежных средств. Этот показатель адаптации тесно связан со всеми вышеперечисленными, потому что условия проживания способны влиять на учебный процесс, здоровье и общение студентов.

Первокурсниками приходится проходить несколько этапов адаптации для получения высшего образования. Цель ВУЗа-не только дать знания студенту, но и обеспечить максимально комфортные условия обучения, не допустить проблем со здоровьем и развить в студенте максимальную степень социализации.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина М. А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ [Электронный ресурс] http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s013/s013-062.pdf.

2. Редько Л.Л., Лобейко Ю. А., Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие – М.: Илекса, 2008. – 296 с..

Просмотров работы: 73