Сложно не согласиться с Е.В. Лунгу, которая отмечает, что принцип гуманизма тесно переплетается с принципом законности и также подлежит реализации в уголовно-исполнительных отношениях2. Данный принцип реализован в уголовно-исполнительном законодательстве в отношении осужденных-инвалидов в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов3.
Так, с 1 января 2016 года ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) гарантируется медицинская помощь, освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечение условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Отметим, что на 1 января 2017 года в исправительных учреждениях отбывали наказание 20 963 осужденных инвалидов, что составило 4% от общего количества осужденных. Из них осужденных инвалидов, нуждающихся в средствах реабилитации, насчитывалось 2 552 человек. Количество осужденных, получивших первичную инвалидность в процессе отбывания наказания, в 2016 году составило 940 человек (18,7% от общего числа осужденных инвалидов)4.
Согласимся с мнением Г.А. Гадиева: основой социальной политики по отношению к осужденным инвалидам должно стать реабилитационное направление как главное в формировании психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности инвалида для последующей его реализации в различных сферах деятельности5. Основными направлениями социальной работы с осужденными инвалидами являются:
- социальная диагностика;
- выявление степени ограничения их жизнедеятельности;
- обеспечение техническими средствами реабилитации;
- документирование, оказание им помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов;
- бытовое и трудовое устройство освобождаемых инвалидов6.
С 7 января 2017 года вступили в действие новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ИУ), утвержденные Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее - Правила)7, в которых впервые содержатся положения об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов, которые включены в отдельный раздел XXVIII "Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами" (п. п. 192 - 199). Согласно Правилам "администрация ИУ размещает осужденных-инвалидов I и II групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в местах общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время" (п. 192). Впервые от построения освобождаются осужденные инвалиды I или II группы с учетом медицинских показаний.
Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача медицинского подразделения уголовно-исполнительной системы (п. 104 Правил); осужденные инвалиды могут иметь при себе технические средства реабилитации, одиночные камеры (п. 196 Правил). Осужденные-инвалиды участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях по желанию (п. 199 Правил). С целью реализации ст. 101 УИК РФ согласно п. п. 194 - 196 Правил, во-первых, администрация ИУ обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Впервые осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, в том числе нуждающимся в постоянном уходе, разрешается передвигаться по территории ИУ вне строя. При посещении администрацией ИУ и другими лицами мест нахождения осужденных-инвалидов при наличии медицинских показаний осужденные могут не вставать (п. 197 Правил). Осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, при наличии медицинских показаний обеспечивается возможность ежедневной помывки (п. 198 Правил).
Проведенное в 2016 году анкетирование начальников исправительных колоний из различных субъектов РФ, в которых отбывают наказание осужденные-инвалиды (Кемеровская область, Красноярский край, Омская область, Приморский край, Челябинская область, Алтайский край, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край) показало следующие результаты. На вопрос: "Какие сложности вы испытываете при исполнении наказания в отношении инвалидов" были получены ответы, в которых отмечались проблемы по следующим направлениям деятельности: медицинское обслуживание (46% опрошенных); обеспечение средствами реабилитации (38%); конвоирование (15%); обеспечение улучшенными жилищно-бытовыми условиями (20%); обеспечение повышенными нормами питания (8%); трудоустройство инвалидов (54%); соблюдение инвалидами распорядка дня (8%); обеспечение доступной среды в исправительном учреждении (38%); закрепление за инвалидами других осужденных с целью оказания инвалидам помощи при принятии пищи, душа, туалета и т.д. (20%); иное (8%); обеспечение образования (0%); воспитательная работа с инвалидами (0%).
При разработке Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295, утвердившего новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, некоторые проблемы были решены. Государственная уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика с 7 января 2017 года во многом шагнула вперед, изменив правовое положение осужденных-инвалидов.
Таким образом, во-первых, уголовно-исполнительное законодательство России установило существенные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов I и II группы.
Во-вторых, проведенный анализ практики исполнения наказания в отношении инвалидов подтвердил, что материально-бытовые условия содержания осужденных инвалидов с каждым годом улучшаются, создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам общего пользования, находящихся на территории исправительных учреждений.
В-третьих, вопросы обеспечения и защиты прав осужденных инвалидов тесно связаны с реализацией принципа гуманизма и дифференциации исполнения наказания, закрепленных в УИК РФ.
В-четвертых, с целью реализации права осужденного на реабилитацию в ИУ предлагаем дополнить ст. 12 УИК РФ "Основные права осужденных" частью 6.2: "Осужденные инвалиды имеют право на бесплатное получение в безвозмездное пользование необходимых технических средств в рамках утвержденной программы реабилитации или абилитации".
В-пятых, учитывая, что осужденные-инвалиды в местах лишения свободы привлекаются к труду исключительно по их желанию, а также то, что согласно ст. 112 УИК РФ осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по желанию, считаем необходимым внести изменения в ст. 103 УИК РФ и дополнить ее частью 2.1: "В случае если в индивидуальную программу реабилитации осужденного инвалида будет включено требование о необходимости осуществления трудовой деятельности, администрация исправительного учреждения обязана обеспечить его рабочим местом по имеющейся у него специальности или направить на обучение и переподготовку".
Список литературы
1. Эртель Л.А. Нормативно-правовое регулирование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 20 - 29.
2. Лунгу Е.В. Принципы законности, гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительных отношениях как способ реализации общих конституционных правоотношений // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4. С. 142 - 149.
3. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Фед. закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2280.
4. Статистическая форма 1-МЕД. Итоговые данные за 2016 год.
5. Гадиев Г.А. Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации инвалидов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 27 с.
6. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 27 - 30.
7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
1 Эртель Л.А. Нормативно-правовое регулирование медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 20 - 29.
2 Лунгу Е.В. Принципы законности, гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительных отношениях как способ реализации общих конституционных правоотношений // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4. С. 147.
3 О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Фед. закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2280.
4 Статистическая форма 1-МЕД. Итоговые данные за 2016 год.
5 Гадиев Г.А. Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации инвалидов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 24.
6 Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 29.
7 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.