МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

Угольцов А.А. 1, Котухов А.Н. 1
1Белгородский Государственный Технический Университет им.В.Г.Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сущность данного метода заключается в том, что транспортная задача решается путём некоторых преобразований плана перевозок, которые являются переходами от одного плана перевозок к другому, пока не будет найден оптимальный план [1].

Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов [5]:

  1. Построение матрицы перевозок;

  2. Проверка данных задачи на закрытость;

  3. Составление опорного плана;

  4. Проверка опорного плана на вырожденность;

  5. Нахождение потенциалов;

  6. Проверка опорного плана на оптимальность;

  7. Перераспределение поставок;

  8. Если оптимальный план найден, то переходим к п. 9, если нет – к п. 5;

  9. Расчёт общих затрат на перевозку груза.

Исходные данные задачи (таблица 1 и 2) вводим в матрицу, представляющую собой таблицу, в которой по строкам располагаем сведения о потребителях груза, по столбцам – о поставщиках. В верхнем правом углу каждой клетки матрицы проставляем расстояние от поставщиков к потребителям [2].

Исходные данные:

Таблица 1– Грузопотоки между пунктами транспортной сети, т.

Пункт отправления

Пункт назначения

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Всего

А1

645

860

       

1505

А2

   

430

430

   

860

А3

       

645

 

645

А4

         

1290

1290

Всего

645

860

430

430

645

1290

4300

Таблица 2 – Матрица кратчайших расстояний между пунктами, км

Пункт отправления

Пункт назначения

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

А1

9

7

6

6

4

2

А2

6

6

3

5

3

3

А3

5

7

2

6

4

6

А4

2

4

5

6

7

9

Матрица с проставленными в ней исходными данными представлена в таблице 3 и называется заданным планом перевозок [3].

Таблица 3 – Заданный план перевозок

 

A1

A2

A3

A4

Потребность в грузе, т

 

αi βj

       

Б1

 

645

9

 

6

 

5

 

2

645

               

Б2

 

860

7

 

6

 

7

 

4

860

               

Б3

   

6

430

3

 

2

 

5

430

               

Б4

   

6

430

5

 

6

 

6

430

               

Б5

   

4

 

3

645

4

 

7

645

               

Б6

   

2

 

3

 

6

1290

9

1290

               

Наличие груза, т

1505

860

645

1290

4300

Пренебрегая подробными расчетами, получается оптимальный план в табл.4.

Таблица 4 – Оптимальный план

 

A1

A2

A3

A4

Потребность в грузе, т

 

αi

βj

6

5

6

3

Б1

- 1

 

9

 

6

 

5

 

2

645

-

 

-

 

-

 

645

 

Б2

1

 

7

 

6

 

7

 

4

860

-

 

215

 

-

 

645

 

Б3

- 4

 

6

 

3

 

2

 

5

430

-

 

-

 

430

 

-

 

Б4

0

 

6

 

5

 

6

 

6

430

215

 

-

 

215

 

-

 

Б5

- 2

 

4

 

3

 

4

 

7

645

-

 

645

 

0

 

-

 

Б6

- 4

 

2

 

3

 

6

 

9

1290

1290

 

-

 

-

 

-

 

Наличие груза, т

1505

860

645

1290

4300

2156+21290+2156+6453+4302+2156+6452+6454 = 13115 т км

Чтобы оценить эффективность решения транспортной задачи методом потенциалов необходимо найти среднее расстояние перевозки заданного (lср0) и оптимального плана (lср1), которое вычисляется по формуле [4]:

, (1)

где

Qi

объём груза, т;

 

li

расстояние перевозки, км.

км

Уменьшение среднего расстояния перевозки ∆l вычисляется по формуле:

(2)

Таким образом, оптимальный план эффективнее заданного на 55,47%, что позволяет снизить стоимость перевозки одного и того же объёма груза. Недостатком метода потенциалов является сложность в вычислениях и преобразованиях.

Список литературы:

  1. Решение транспортных задач [Текст] : учебное пособие / А. В. Семериков. – Ухта : УГТУ, 2013. – 58 с.

  2. Таха Х. А. Введение в исследование операций / Х. А. Таха ; пер. с англ. – 7-е изд. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. – 912 с

  3. Волков И. К. Исследование операций / И. К. Волков, Е. А. Загоруйко. – М. : Издательство «МГТУ им. Баумана», 2004. – 435 с.

  4. Кремер Н. Ш. Исследование операций в экономике / Н. Ш. Кремер. – М. : Издательство «ЮНИТИ», 2006. – 407 с.

  5. Кожин А.П. Математические методы в планировании грузовыми автомобильными перевозками. - М.: Высш. шк., 1979. - 304 с.

Просмотров работы: 113