РАСТЕНИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАСТЕНИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ

Колосова Е.В. 1, Воронина О.Н. 2
1ННГАСУ
2ООО "АЛЦ "Архиленд"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие усадьба (от «садить», «сажать») в русской архитектуре неразрывно связывает комплекс построек и приусадебный парк или сад. Первые усадьбы появились в XV веке и скорее напоминали обычные крестьянские дворы. В петровское время появился новый тип усадьбы – дворцово-парковый ансамбль, как произведение садово-паркового искусства и архитектуры. Масштабные ансамбли включали в себя многочисленные постройки, дворец, обширный сад или парк с естественными или искусственными водоемами, фонтанами и шутихами.

Как выразился литератор И.М. Долгорукий, усадьбы представляют собой некое «государство в государстве», и, несомненно, усадьба – отдельное явление русской жизни. Через неё, словно сквозь призму, проходили культура, искусство, мода, время, мировоззрение, рождая что-то «своё» обособленное и неповторимое. Особенно это отражалось в Природе усадьбы, или как её еще называли – Натуре. Известно множество трудов историков литературы и искусства: К.В. Пигарева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Кочетковой, О.В. Докучаевой, В.С. Турчина, И.И. Свириды и других, которые изучали образы этой самой Природы [3]. Но Природа сама по себе – очень сложная составляющая русской усадьбы, её отдельные элементы не возникали сами собой, над ними трудились руки мастеров.

Многое можно сказать о «христоматийных» объектах садово-паркового искусства, таких как крупные резиденции. Владельцы прибегали к услугам специалистов-садоводов и архитекторов, чтобы создать поражающие воображение парки. Все материалы архивировались, сохранялись чертежи, производились описания. А это очень ценный материал для нашего времени, позволяющий наиболее точно восстановить старинные усадебные парки. Особенно сейчас это актуально, когда стали всерьез заниматься восстановлением памятников истории и культуры, однако многие материалы частично или полностью утеряны. В таких случаях восстановление производят по всем имеющимся материалам: сохранившимся картинам, фотографиям, фундаментам, письмам, заметкам, устным рассказам, привязываются ко времени существования, присущему тому времени стилю, сохранившимся растениям. Интересным вопросом в восстановлении является ассортимент растений, который зависел от стилистики усадебного ландшафта.

Каждый стиль нес в себе определенную программу, имел свои характерные особенности. Следование стилю было неотъемлемым атрибутом дворянской культуры. Согласно данным специальных исследований, почти до конца XVIII в. провинциальная усадьба находилась в центре села. Только с приходом классицизма и сентиментализма усадьба было смещена к окраине села в «естественную» природу, но архитектурный комплекс органично вписывался [6].

В ХVII - ХVIII вв. усадебные парки создавались в регулярном стиле (барокко) с четкими линиями, построенные на симметрии. Характерны были боскеты, партеры, беседки, оранжереи, романтические сооружения, напоминающие постройки из различных стран, украшали сад скульптурой. Первая информация о появлении лекарственных и декоративных растений относится к монастырским и митрополитским садам, позже цветочные культуры вводятся и в боярские сады. Использовались там неприхотливые цветы: васильки, маки, колокольчики, фиалки, незабудки, ноготки; из красивоцветущих кустарников известен шиповник. В ассортименте других московских садов упоминаются: божье дерево (Полынь лечебная / Artemisia abrotanum), лилии белые (Лилия белоснежная / Lilium candidum), рожи алые (Штокроза розовая / Alcea rosea), мымрис (Миррис душистый / Myrrhis odolata), орлик (растение рода Аквилегия / Aquilegia), гвоздика душистая и репейчатая (могла быть Гвоздика перистая / Dianthus plumarius), мята, касатики (ирисы), калуфер (Пиретрум бальзамический / Pyretrum balsamita), иссоп (Иссoп лекaрственный «синий зверобой» / Hyssopus officinalis). Кроме того известно, что множество деревьев и цветов выносили из оранжерей. В 1666 царь Алексей Михайлович заложил ряд декоративных садов, характерных регулярной планировкой. Здесь встречались боскеты из плодовых деревьев и кустарников, узорчатые партеры с душистыми растениями, в составе которых упомянуты тюльпаны, нарциссы золотые и белые, тимьян, майоран, сереборинник (шиповник). В рисунках цветников Измайлова использовались сельскохозяйственные культуры: горох, гречиха, овес, имевшие декоративный эффект. Красочные партеры появляются при Петре I, усложняется их рисунок и ассортимент: пионы, красные лилии, фенхель, портулак, шалфей, рута, голландская гвоздика, еще позднее ирисы ангостифолиум (Ирис тонколитсный / Iris tenuifolia) и грине (скорее всего, Ирис бородатый), примула. В ассортименте однолетников календула, нигелла, бальзамин, астра, настурция, левкои, скабиоза (василек), вьюнок, флокс перпетуа (возможно, Флокс метельчатый / Phlox paniculata), амарант; многолетники и двулетники: ахиллея птармика (Тысячелистник птармика / Achillea ptarmica), маргаритки, гисперис (Ночная фиалка / Hesperis matronalis), кампанула (растение рода Колокoльчик / Campanula), сопонария (растение рода Мыльнянка / Saponaria), аконит, аквилегия, люнария (растение рода Лунник / Lunaria), лихнис хальцедоника (Зорька обыкновенная / Lychnis chalcedonica), коронария (Горицвет кожистый / Lychnis coronaria), солидаго (растение рода Золотарник / Solidago), горечавка. В заказах из-за рубежа известны лаванда, сиринга испаника (растение рода Сирень / Syringa), клематис флореплену (Клематис махровой формы), лакфиоль (Желтушник Чери / Erysimum × cheiri), тоберозы (Полиантес клубненосный / Polianthes tuberosa), тюльпаны и крокусы. Обсадка цветочных рисунков производилась можжевельником, барабарисом, брусникой вместо европейского самшита. Позднее ассортимент цветочных значительно расширяется засчет выведения новых сортов [5].

Деревья и кустарники подстригали, задавали им четкую форму, создавали из них боскеты, в основном это были липы, барбарисы, некоторые спиреи. Аллеи из березы, ясеня, клена, дуба, ели, вишни, лиственницы, яблони, были одной из главных тем парковой культуры, но самой распространенной культурой была липовая многорядная аллея.

В последней трети XVIII в. приходит эпоха классицизма, который основывался на естественной красоте природы. Богатый опыт по созданию цветочных композиций описан в книге Иммера Э.И. «Чертежи цветников, садов и планы оранжерей и теплиц» (1888 г). Там приводятся конкретные схемы размещения растений в клумбы (а как известно, круглые клумбы считались символом русской усадьбы) и входные партеры, схемы посадки растения, схемы оранжерей и территорий. Среди видов встречаются уже самые разнообразные, разных форм цветочные растения (латинские названия автора книги): Зеа японика фолис вариегатис (Кукуруза японская пестролистная), перилла нанкинезеа лациниатис (Перилла нанкинская), цинерария маритима (Цинерария приморская), флокс друмонди грандифлора (Флокс Друммонда крупноцветковый), амарантус меланхолис (Амарант трехцветный), астры «Виктория», лобелия специфоза (Лобелия прекрасная), канна атропурпуреа (Канная индийская краснолистная), лобелия «Император Вильгельм», Вербена, тропеолум (Настурция), виолла триколор лутеа (Фиалка Виттрока, «Анютины глазки») и множество других, хорошо поддерживающих композицию [4].

Для больших парков характерны одновидовые группы из дуба черешчатого, сосны обыкновенной, тополя белого, березы повислой, клена остролистного, ели обыкновенной, лиственницы сибирской, рябины обыкновенной, вяза, ясеня [7].

Композиции были замкнутые с регулярными фрагментами, полицентрические компактные. Активно использовались каменные валуны и гроты. В усадебных комплексах на обширных лужайках создавались кулисы, куртины, рощи, массивы. Веранды и беседки оплетались виноградом, жимолостью и хмелем [2].

Из всего многообразия усадебных парков можно выделить два вида: декоративный плодовый сад и усадебный парк для отдыха и эстетического наслаждения (мог быть регулярный или пейзажный). Декоративные плодовые сады выполняли значительные утилитарно-хозяйственные функции. Для них характерна четкость и регулярность, разделение на строго прямоугольные участки широкими аллеями. Обязательный элемент сада – периметральная обсадка границ усадьбы и рва дубом черешчатым с караганой (усадьба генерала Скобелева в с. Заборово Рязанской области) или липой мелколистной (усадьба Юсуповых в с. Мыза Ардатовского района Нижегородской области), иногда обрамленная рвом (усадьба Пушкиных в с. Львовка Большеболдинского района). Перед посетителем открываются пространства, формируемые разреженными посадками фруктовых деревьев (усадьба А.С Пушкина в с. Болдино). Все утилитарно продумано, каждый сад функционально связывался с водоемами (парк Бестужевых-Рюминых в с. Кудрешки Богородского района). Встречаются и уникальные композиционные решения, к которым можно отнести боскеты ромбовидной формы (в парке усадьбы Братьев Баташевых в г. Выкса - восстановлены в 2016 г. при участии автора статьи), а также широко распространенные в Европе многолучья и веерные перспективы. Там же в усадьбе Братьев Баташевых встречается стрижка и формовка кроны, широкие многорядные липовые аллеи, активное преобразование рельефа с устройством водных партеров и островов. Создаются полукружья из близко посаженных лип и дубов (в парке Рогожка или Подвязье) или кедров и лиственниц в парке в с. Кудрешки [1].

В пейзажных усадебных парках главным является архитектоника зеленых насаждений, большое значение придается полянам. К пейзажным приемам можно отнести букетную посадку лип (парк Красная Горка), полукруглые аллеи (парк Морозиха), создание плакучей формы кроны дерева.

Описания очевидцев свидетельствуют, что усадебные постройки утопали в кустах сирени, жасмина и роз. Часто плотные насаждения цветущих кустарников и вьющихся растений почти полностью скрывали их от глаз (усадьба Скобелева в с. Заборово, усадьба Лермонтова в Тарханах).

В современной русской усадьбе стало больше красок , изменился состав зеленых насаждений, применяются сорта с белоокаймленной окраской листьев, такие как дерен белый «Элегантисима», клен остролистный «Друмонди», а также клены с пурпурной окраской листвы клен остролистный «Роял Ред», которых не было в прошлые столетия. Сохраняются основные структурные элементы усадьбы, такие как аллеи и боскеты из липы, а также арки и берсо из рябины, лиственницы, березы. Применяются штамбовые привитые формы растений, которые поддерживают форму без стрижки, клены, вязы, березы, карликовые спиреи и типичные уже пузыреплодник, барбарис, боярышник и, наконец, розы и гортензии. Сохраняются и развиваются традиции применения травянистых растений в тенистых местах в качестве бордюров хосты (усадьба в Останкино) и в качестве покрытий в тени астильбы, барвинок, пахисандры, сныть и т.д.

Значение усадебной культуры в истории России немаловажно. Те, что сохранились до наших дней, стали ценными архитектурно-ландшафтными памятниками, музейными объектами парками общего пользования. Многие усадьбы находятся в запустении, историческая планировочная структура искажается при зарастании сорной растительностью, старые деревья выпадают. Некоторые усадьбы попадают под застройку случайными сооружениями. Отдельные исторические здания усадеб за столетия разрушились или сгорели или лежат в руинах (усадьба Пашкова в с. Ветошкино, усадьба Рукавишниковых в с. Подвязье). Реконструкция и использование иных привела к полному уничтожению (усадьба в Зименках).

Работа по воссозданию усадебных парков требует внимательного и профессионального рассмотрения всей совокупности сложных вопросов природного комплекса и особенностей ландшафтного искусства при участия ландшафтных архитекторов, историков, реставраторов и других специалистов.

Списокиспользованных источников

1. Баулина В.В. Сады и парки Горьковской области / В.В. Баулина. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. - 223 с.

2. Вергунов А.П. Русские сады и парки / А. П. Вергунов, В. А. Горохов; Отв. ред П. И. Лапин, Л. Н. Андреев; [АН СССР, Гл. ботан. сад]. - М. : Наука, 1988. - 412,[3] с.

3. Евангулова О.С. Художественная "Вселенная" русской усадьбы [Электронный ресурс] : монография / О.С. Евангулова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прогресс-Традиция, 2003. — 304 c. — 5-89826-140-0

4. Иммер Э.И. Чертежи цветников, садов и планы оранжерей и теплиц / Сост. Э. И. Иммер. - 4-е доп. изд. - М.: Э. И. Иммер и сын, 1889 (обл. 1888). - [71] с.: ил., 6 л. черт.; 30 см. - То же. - 5-е изд. - 1895. - [72] с.: ил., 6 л. ил.; 29 см. - То же. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Унив. тип., 1909. - [80] с.: ил., 9 л. ил. - То же. - 7-е изд., испр. и доп. - 1906. - 8 л. ил.

5. Максименко М.В. Использование ассортимента цветочных растений в русских регулярных парках [Электронный ресурс] : статья журнала Лесной вестник, МГУЛ, 2008.

6. Пономарева М.В. Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта [Электронный ресурс] : статья по культурологии, 2012.

7. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады: Историко-дидактический очерк инженера Арнольда Регеля: Изд. Г.Б. Винклер. - Спб., 1896. - 448 с.

Просмотров работы: 918