КРИЗИС ЮНОШЕСКИХ ОЖИДАНИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КРИЗИС ЮНОШЕСКИХ ОЖИДАНИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ридзель О.Ю. 1
1Невинномысский Государственно - Гуманитарный Техничесский Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неоднократно сталкивались с переломными периодами за время своего развития? Причины таких состояний могут быть разными. Но самой распространённой, является Ваше субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события мы воспринимаем с разной эмоциональной окраской. Кто-то посмотрит на ситуацию деструктивно, а кто-то всеми красками радуги. Нам хотелось – бы рассмотреть этот вопрос объективно и найти способ преодоления кризиса.

Проблема кризиса идентичности и особенностей его проявления в различном возрасте остаётся одной из самых актуальных.

На основании критериев мы хотим разделить нормативный возрастной кризис и собственно кризис идентичности. Однако какие-либо особенности в динамике идентичности у испытуемых с различным уровнем ее кризиса обнаружено не было. Мы пришли к выводу, что динамика переживания оказывается одним из компонентов выбранного испытуемым пути протекания подросткового кризиса в целом и разделить кризис идентичности и нормативный кризис не представляется возможным.

Кризис внутри личности – психологическая проблема, которая периодически встает перед человеком. В подростковом возрасте он проявляется наиболее остро. Ни в одном другом возрасте нет настолько сильных эмоциональных положительных и негативных переживаний, как в подростковом.

Одна из причин данного кризиса и конфликтов с окружающими в подростковом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Пытаясь избежать данной проблемы, некоторые юноши и девушки слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда, данный аспект находит выражение в «негативной идентичности», при которой индивидуум принимает опасную или социально нежелательную роль. К счастью, без какой-то части серьезного кризиса, большинство развивает одно из нескольких возможных позитивных «Я».

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование. Подобный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

В подростковом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью. Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума. Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей, самооценки и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Для более глубокого понимания того, что такое кризис идентичности, мы предложим Вам рассмотреть, каковы его проявления в период юности:

1. Это боязнь близкого общения с другими людьми, самоизоляция, формирование только формальных отношений. Неуверенность в своих силах, которая проявляется либо в полном отказе от учебы, либо в чрезмерном усердии к ней.

2. Потеря гармонии со временем. Проявляется боязнь будущего, в желании жить только сегодняшним днем или в стремлении только предстоящего, не задумываясь о сегодняшнем.

3. Ну и конечно, отсутствие идеального «Я», что приводит к поиску кумиров и их полному копированию.

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все больше проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Тяжелый кризис идентичности можно предотвратить разными способами.

Родителям и взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком недостигаемые цели. Поддерживать детей, когда они сталкиваются с трудностями. Помогать раскрывать потенциал и поддерживать в начинаниях. Стоит приучать с малого возраста к ответственности.

Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания - с возможностью испытать несколько приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информацию о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в которой они развиваются.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Статусом достигнутой идентичности обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследования и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Чувство идентичности не всегда является осознанным. Оптимальное чувство переживается просто как чувство психосоциального благополучия. Это ощущение «себя в своей тарелке» и внутренней уверенности в признании со стороны авторитетов.

Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроектировать на будущее. Молодой человек должен чувствовать связь между тем, чем он стал за долгие годы детства, и тем, чем он может предположительно стать в будущем; между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, окружающие. Поэтому подростки болезненно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми.

При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство внутренней идентичности, при неблагоприятном - спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.

Необходимым условием для формирования идентичности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Большая часть подростков, проводит много времени в компании себе подобных. В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими. Подростки помогают себе на время избавиться от дискомфорта и чувства неопределенности, формируя группы и копируя самих себя, свои идеалы и своих врагов, они также постоянно проверяют себя на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей.

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время этого периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.

В данной статье нами были проанализированы представления об идентичности в рамках психоаналитической парадигмы. В рамках концепций выделены основные способы формирования идентичности в подростковом возрасте, условия, необходимые для формирования идентичности и факторы на нее влияющие. Также мы рассмотрели различные варианты отклонений при формировании идентичности и их возможные последствия.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. - Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.

2. Антонова Н.В. - Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопросы психологии. 1996. № 1.

3. Крайг Г., Бокум Д. - Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

4. Эриксон Э. - Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006.

Просмотров работы: 307