МЕЖВУЗОВСКОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖВУЗОВСКОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

Миргазетдинова А.Р. 1, Матвиенко Е.А. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день большинство российских вузов в своем сотрудничестве активно внедряют сетевые формы взаимодействия. Сетевая организация деятельности в сфере высшего образования может быть использована как для повышения согласованности и эффективности работы подразделений и филиалов одного вуза, так и для межвузовского взаимодействия на региональном, страновом и международном уровнях [3, с.170].

На наш взгляд межвузовское сетевое взаимодействие является на сегодняшний день одним из перспективных направлений развития российского образования. Это обуславливается, прежде всего, тем, что заключение межвузовских сетевых соглашений позволяет эффективно использовать объединенные ресурсы партнеров, а так же повысить конкурентоспособность системы высшего образования в целом.

Сущность межвузовского сетевого взаимодействия состоит в том, что путем объединения усилий происходит внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Речь идет так же об обмене ведущими преподавателями для прочтения соответствующих онлайн-курсов, проведении авторских вебинаров, лекционных и лабораторных занятий по согласованным программам с выполнением заданий сетевых курсов в интерактивном режиме, подготовку полных циклов видеолекций для отдельных дисциплин направлений бакалавриата и магистратуры. Таким образом, при использовании сетевого взаимодействия происходит знакомство с новым современным материалом, новыми преподавателями, с иным содержанием курсов и стилем изложения.

Исходя из сказанного, целью межвузовского сетевого взаимодействия является обеспечение возможности освоения обучающимися основных и дополнительных образовательных программ с использованием ресурсов других вузов путем заключения договора о сетевой форме взаимодействия.

В данном случае предметом договора о сетевой форме взаимодействия является образовательная программа одной (одного) или нескольких дисциплин (модулей) одной образовательной организации, предоставляющей данные ресурсы другой организации на компенсационной основе при условии соблюдения строго определенных стандартов.

На наш взгляд, использование ресурсов других вузов за определенную плату при реализации образовательной программы в сетевой форме имеет характерные черты франчайзинга.

Франчайзинг представляет собой правоотношение по передаче прав, регулирующееся договором коммерческой концессии, по которому правообладатель (франчайзер) передает правопользователю (франчайзи) право производить и продавать товар (или оказывать услугу, выполнять работы) правообладателя с использованием фирменного наименования, товарного знака и иных закрепленных за правообладателем средств индивидуализации его продукции, услуг, работ [2, c.4].

Понятие «образовательный франчайзинг» имеет более широкое распространение за рубежом. Данное понятие включает в себя передачу опробованной системы обучения и использование договора коммерческой концессии как способа передачи системы обучения, а так же установление франчайзером (правообладателем) стандартов образовательной программы, при этом производится строгий контроль за качеством.

Предметом договора коммерческой концессии соответственно может быть право на обучение студентов с использованием рекламы и бренда вуза-франчайзера, право на воспроизведение образовательных услуг определенного вида или это так же может быть право на использование особых методов и методик, разработанных вузом-франчайзером.

Как мы видим цели у межвузовских сетевых соглашений и франчайзинга совпадают. Мы считаем, что в России франчайзинг в сфере образования находит свое применение именно благодаря внедрению методов дистанционного обучения, как нового направления развития системы образования.

Однако, не смотря на то, что принципы образовательного франчайзинга в России заложены в системе дистанционного обучения, имеется ряд проблем, препятствующих его дальнейшему развитию.

Во-первых, в первую очередь мы говорим о том, что п.3 ст.1027 ГК РФ сужает круг возможных правообладателей и пользователей договора коммерческой концессии. Иначе говоря, сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [1]. Соответственно образовательные организации, являющиеся некоммерческими, не могут быть субъектами франчайзинговых отношений.

Во-вторых, закон разделяет предпринимательскую и образовательную деятельность образовательных организаций. Передача франшизы предполагает получение прибыли, а само заключение договора франчайзинга относится к осуществлению предпринимательской деятельности.

Однако данные проблемы можно решить, урегулировав их на законодательном уровне.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав сущность межвузовских сетевых соглашений и франчайзинга, мы пришли к выводу, что сетевые соглашения имеют ряд характерных для франчайзинга черт. Так же мы говорим о том, что дальнейшее развитие франчайзинговых отношений в сфере образования для России является необходимым. Прежде всего потому, что активное развитие образовательного франчайзинга в России будет оказывать положительное влияние не только на форму и объем рыночных услуг высшего образования, но и на его географию. Иными словами, дальнейшее развитие вузовского франчайзинга обеспечит доступность к высшему образованию в тех частях страны, где оно было ранее недоступно [4, c.162].

ЛИТЕРАТУРА

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)-[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/49c2afdf04c1ba13e815aa8b44287cd4b6cac9f5/ (дата обращения: 03.12.2017)

  2. Коваленко А. Образовательный франчайзинг (еще раз о статусе филиала) // Высшее образование в России. 2004. №12. С.3-8

  3. Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза [Текст] : монография / Е. С. Аничкин, М. А. Костенко, А. В. Должиков и др. ; под ред. докт.юрид. наук С.В. Землюкова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та,2015. — 228 с.

  4. Франчайзинг в образовании: монография / Л.И. Ерохина, А.А. Нечитайло, С.А. Нечитайло. – Самара: Изд-во Самар. гос аэрокосм. ун-та,2011. – 176 с.

Просмотров работы: 241