ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УСЛОВИЯХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УСЛОВИЯХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Алискерова М.М. 1
1Невинномысский Государственно-Гуманитарный Технический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящей части своей работы мы изучаем особенности понятия «личность», которое относится к числу основополагающих для педагогики и психологии. Для этого мы с основными понятиями личности, применяемыми в отечественной и зарубежной психологии для более глубокого изучения темы, обратимся к наследию некоторых отечественных и зарубежных психологов.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, они являются врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятия и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются. Актуальность нашей темы говорит о том, что формирование личности играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Ведь формирование личности может помочь человеку в процессе самосовершенствования и самореализации. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности. Она может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Это когда человек знает, понимает и способен нести ответственность. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого, он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельно мысли, обладает силой воли, с течением времени способен изменяться. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми.

Процесс формирования личности очень сложен, он имеет свои закономерности. Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Если рассмотреть, что человеческая личность формируется в своем единстве генетической и социальной программы, отметим существование субъективных и объективных условий становления личности, ее развития в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

Биологические факторы: наследственность - передача от родителей цвета волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, - общечеловеческие признаки и национальные особенности. В значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности. Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности.

Социальные факторы: семья и целенаправленное воспитание, экономические условия жизни образуют систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно вся окружающая среда человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, - является условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки - мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.

Социализация представляет собой процесс становления личности, пошаговое усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Воспитание так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, выделяет параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания.

Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, причем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира.

Социализация - это вхождение в общество, поэтому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в начальные года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей - создание собственной семьи.

Отмечу, что большое влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

На формирование личности человека имеет влияние воспитательного воздействия окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей. После объективного рассмотрения, у меня возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения. Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни [1].

Крупными представителями социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и вначале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард - подражательностью, Лебон - психическим заражением, Мак-Дугалл - инстинктами.

Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих исследованиях. По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 - 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения. Основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858 - 1917) выдвинул ряд психологических основоположений. Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892 - 1974). Морено разработал метод социометрии - систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах, выявляя личностные симпатии и антипатии [5].

Структура социальной психологии, определяется, прежде всего, объектами сферы человеческой деятельности и методами исследования.

Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами я подвела общие выводы данной работы. Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути [4].

Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базовой частью личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

Список литературы:

Научные монографии

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006.

3. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1994.

4. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006.

5. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2007.

6. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006.

7. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005.

8. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005.

Статьи из журналов и сборников научных трудов

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии.

10. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.

11. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006.

13. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1

Просмотров работы: 252