ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гуменный А.С. 1
1Невинномысский Государственно-Гуманитарный Технический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается феномен вторичной занятости студентов в процессе обучения, имеющий сложную структуру и оказывающий неоднозначное влияние на профессиональное образование студентов. Отмечается то, что трудовая деятельность с одной стороны - помогает решить студенту материальные проблемы, с другой стороны - входит в серьезное противоречие с учебным процессом очной формы обучения, предполагающим регулярное посещение студентами занятий. Причина в том, что это понятие охватывает целый ряд аспектов или направлений. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы.

В современных социально-экономических условиях глобального мирового экономического кризиса проблема вторичной занятости студентов приобретает актуальность для студенческого сообщества во всем мире. Вторичная занятость - это дополнительная работа, осуществляемая помимо основной профессиональной деятельности. Так как для студентов очной формы обучения основным видом деятельности является профессиональное обучение, то вторичной занятостью для них считается любая работа, которую они совмещают с процессом обучения в ВУЗе. У студента рассматриваются такие элементы как пол, возраст, курс и форма обучения, наличие стипендии, место жительства. Вторичной занятости студента так же входят характеристики материального положения студента и его семьи, причины и влияние на самореализацию, значимость трудовой деятельности студента. Отметим то, что работа помогает решить студенту материальные проблемы, позволяет получить необходимый социальный опыт осуществления контактов с работодателем и опыт работы. Вместе с тем у вторичной занятости имеется и другая сторона. Работающие студенты часто выполняют малоквалифицированную работу, далекую от их специальности и никак не способствующую их профессиональному росту, и не всегда получаемое материальное вознаграждение за работу является для студента жизненно необходимым. При этом следует учитывать, что вторичная занятость все же входит в серьезное противоречие с учебным процессом очной формы обучения, предполагающим регулярное посещение студентами занятий.[2]

Совмещая учебу с временными подработками в сферах не связанных с избранной специальностью. Как правило, такая трудовая деятельность является вынужденной. Она мотивирована как материальными трудностями, так и стремлением к самостоятельности, независимости от родителей. Однако такие устремления студенческой молодежи часто сопровождаются рядом серьезных проблем, связанных в первую очередь с недостатком времени для успешной учебы. Часто на работу студенты тратят больше времени и усилий, поэтому усвоение базовых теоретических знаний находится на достаточно низком уровне. В зависимости от трудовой деятельности в период получения образования в ВУЗе, с её помощью студент может писать учебные работы, получать опыт и знания по будущей профессии. Развиваться в важном для него направлении, если специализация совпадает с получаемой в ВУЗе специальностью, что положительно влияет на учебную деятельность, либо в целях саморазвития в интересующем его направлении, не связанном с будущей специальностью, для личностного развития. Студенты, которые хотят найти работу в данный период времени по специальности, получаемой в ВУЗе, поработав в данной сфере, извлекли для себя определенные знания и умения и стремятся к дальнейшему развитию, но уже связанному с выбранной специальностью. Исходя из этого, подтверждается правильно подобранная трудовая деятельность, в период получения образования в ВУЗе положительно влияет на учебную деятельность, а так же на стремление к саморазвитию студента.

Если студент имеет трудности в учебном процессе, вызванные совмещением с работой, то вторичная занятость является негативным фактором, отрицательно влияющим на образование, который необходимо устранить – уволиться, не учитывая постоянство вторичной занятости. Не всегда есть возможность подстроить рабочий график так, чтобы не пропускать учебу. Безусловно, пропуски есть у большинства студентов. Пропуская занятия в ВУЗе, появляются пробелы в знаниях, что ведет к возникновению трудностей в образовании. Некоторые это умеют устранять, некоторые – нет. Те, кто имеет проблемы в учебе, параллельно занимаясь вторичной занятостью, и не умеют их решать, увольняются для того, чтобы уделить больше времени решению проблем образования. Студенты, которые нуждаются в работе, не раз пропускали. И так же большой процент имеют проблемы в обучении, вызванные той же причиной, но практически все они стараются справиться с их разрешением, не прибегая к увольнению. Безусловно, факт наличия пропусков обучения и факт наличия проблем в учебе, вызванных совмещением с вторичной занятостью, негативно влияют на процесс обучения в целом. Создается ситуация выбора: или учеба или работа. К сожалению, из-за академической неуспеваемости многие отчисляются [3]. В таком контексте прекращение учебной деятельности и переход к трудовой деятельности является большой карьерной ошибкой. Ценность высшего образования в современном обществе остается неоспоримой. Большая часть относит свои семьи к среднему достатку, причем большинство из них снимают жилье, помимо этого, как показывает статистика, чем ниже достаток семьи, тем реже оказывается материальная поддержка со стороны родителей студентам. Чтобы обеспечивать себя средствами для существования, студенты начинают временно подрабатывать, а со временем работать постоянно. Мы так же рассмотрели статистику мотивов поиска работы. Большинство имеет желание или необходимость материально себя обеспечивать: кто-то хочет иметь личные деньги, а кому-то приходиться себя обеспечивать средствами для существования. Кто-то желает улучшить материальное положение семьи, а кто-то обязан поддерживать материально свою семью. Только у кого-то это желание и стремление, а у кого-то важная жизненная необходимость. Из этого следует, что гипотеза подтвердилась: материальные факторы влияют на потребность студентов во вторичной занятости – потребность в работе. Можно сказать, что каждый второй студент подрабатывает, при этом имеют постоянную работу, временную работу, а кому-то приходится подрабатывать, где придется. И только каждому третьему студенту удается сочетать работу и учебу вполне успешно.

Некоторые девушки, так же как и юноши заняты на постоянной или временной работе, совмещая ее с учебой, но подработки имеют реже, чем юноши. При этом девушкам труднее сочетать работу и учебу.

Нами были выявлены несколько факторов. Такие как, график работы, нехватка личного времени для выполнения домашних заданий, узкая спецификация рабочей деятельности, или наоборот, должность, ограничивающаяся стандартами, так же материальное положение студента становится вынуждающим мотивом к трудоустройству.

Так же выявили позитивные и негативные аспекты вторичной занятости студента. Можно определить, что трудовая деятельность негативно влияет на возникновение трудностей в процессе обучения, а так же на пропуски занятий. Но взглянув на это с другой стороны, правильно подобранная работа во время обучения в ВУЗе дает возможность набраться опыта, попрактиковаться. Определённая часть являются студентами коммерческого образования, причем часть из них вынуждены сами его оплачивать. Меньшая часть студентов получают стипендию. Из них ещё меньшая часть, которая была бы вполне удовлетворена ее размером. Так же, основное количество студентов получают материальную поддержку от родителей, но больше половины из них достаточно редко. Примерно в равном количестве материальное положение своих семей относят к низкому уровню дохода.

Основными причинами трудоустройства являются мотивы, связанные с улучшением материального положения самого студента по каким-либо факторам.

Пропуская учебу из-за трудовой деятельности, лишь у половины возникали трудности в образовании, вызванные совмещением с работой. Не смотря на это, только незначительное количество будут планировать увольняться из-за проблем, связанных с совмещением работы с учёбой. К большей части относятся ребята, нуждающиеся в материальной необходимости [1].

Выявленные данные очень обрадовали, так как подтвердили все интересующие гипотезы. Первая гипотеза заключалась в том, что правильно подобранная трудовая деятельность в период получения образования в ВУЗе положительно влияет на учебную деятельность, а так же на стремление к саморазвитию. И она подтвердилась. Студенты, которые хотят работать в данный период времени по специальности, получаемой в ВУЗе, извлекают для себя определенные знания и умения, стремясь к дальнейшему развитию, но уже связанному с выбранной специальностью. Сутью второй гипотезы является негативное влияние вторичной занятости на учебный процесс, выражающееся в возникновении проблем в учебе и пропусках занятий. Гипотеза так же подтверждена. Те, кто имеет проблемы в учебе, параллельно занимаясь вторичной занятостью, и не умеют их решать, увольняются для того, чтобы уделить больше времени решению проблем образования. Пропуская занятия из-за потребности в работе, студенты имеют проблемы в обучении, но многие стараются справиться с их разрешением, не прибегая к увольнению. Некоторые их умеют восполнять, некоторые – нет. Смысл третий гипотезы заключается в том, что материальное положение влияет на потребность студента во вторичной занятости – потребность в работе. И она так же подтверждена аргументами. Различные факторы, влияющие на материальное положение, такие как место жительства, материальное положение семьи, наличие и частота материальной поддержки от родителей, влияют на потребность студента во вторичной занятости – потребность в работе, а точнее в получении заработной платы. Подведя итог анализа мотивов поиска работы, мы выявили, что студент имеет желание или необходимость материально себя обеспечивать. Помимо глобальных мотивов, существует еще масса личных причин, по которым студенты вынуждены трудоустраиваться. Целью исследования была выявлена значимость трудовой деятельности, а так же положительные и негативные аспекты.

Список литературы:

1. Герчиков В.И. Феномен работающего студента (Социологические исследования).

2. Константиновский Д.Л, Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А.: исследование вторичной занятости студентов (Социологический журнал).

3. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности. Современные исследования социальных проблем. (Электронный научный журнал).

Просмотров работы: 1337