В мире насчитывается более 20 тыс. профессий, такое многообразие зачастую ставит в тупик вчерашних школьников. Нередко при выборе профессий люди руководствуются модой, мнением родителей, престижем профессии, но только не соответствием профессии и собственной психологии.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы.
В рамках современной культуры задачи профессионального развития, на которые ориентированы профессиональные установки индивида, достаточно стереотипны, и принимая или формулируя для себя ту или иную задачу, индивид уже имеет определенные критерии, или нормативы, ее разрешения. Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок.
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссupation). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками, помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. [1]
Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется. Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский, художественный. [2]
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический, интеллектуальный, социальны, конвенциональный, предпринимательский, художественный.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 1). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой.
Рисунок – 1 Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.
Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. [3]
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П).
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т).
3. Человек – человек (Ч).
4. Человек – знаковая система (3).
5. Человек – художественный образ (X).
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание).
2. Преобразующие профессии (П).
3. Изыскательские профессии (И).
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р).
2. Профессии машинно-ручного труда (М).
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А).
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:
1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б).
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о).
3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н).
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м).
Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими.
Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики в их работе, внутренних и внешних средств труда.
Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде таблицы, столбцы которой соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а строки - условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования.
Таблица 1 – Обзорная «карта профессий»
Учебное заведение, форма профессиональнойподготовки |
Тип профессий (по главному предмету труда) |
||||
П(живая природа) |
Т(техника, неживая природа) |
Ч (человек, сооб щества) |
З(знаковые системы) |
Х(художественныйобраз) |
|
Обучение непосредственно на производстве, в профессионально-техническом училище |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Техникум, училище, профессиональная школа |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Институт, университет, академия |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Предложенная обзорная классификация профессий подразделяет весь мир профессий на 15 зон. Это значительно уменьшает неопределенность выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.
Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (например, зоны 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. [3]
Список использованных источников
Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
Зеер Э.Ф. психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.