ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ложкова Е.И. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы: Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием и интересом занимались в школе. Это вызывает интерес и у родителей учащихся. Учителя знают, что школьника невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям безразлично и, не осмысливая потребности к ним. Поэтому школой должна выполнять задачу по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [4].

Исследование проводилось в 8-х классах МОУ «Куркинская СОШ № 2», выборка составила 13 человек. Целью исследования явилось изучение мотивации обучения в подростковом возрасте.

С этой целью нами были подобраны следующие методики:

  1. Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудач опросник МУН А.А.

  2. Диагностика социальной и познавательной мотивации модифицированный опросник МУН А.А.

  3. Методика изучения мотивации обучения Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова

  4. Матюхина «Диагностика структуры учебной мотивации школьника»

Учитывая, что формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из основных проблем современной школы, недостаточную отработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а также актуальность данной темы, обусловленной развитием содержания обучения, постановкой задач самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаем данную тему актуальной и значимой.

Для того, чтобы изучить мотивы учения школьников, нужно проводить систематические наблюдения за характером учебной деятельности детей и подбирать диагностические программы с учетом исследования всех компонентов мотивации учебной деятельности [1].

По результатам опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) у учащихся 8 класса преобладает мотивация успеха (77 %). Личности этого типа активны, ответственны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обстоятельствах, так и от случайного везения при завышенных.

Анализ данных модифицированного опросника А.А. Реана, направленного на оценку уровня социальной и познавательной мотивации (МУН) показал, что у учащихся 8 классов преобладает социальный мотив (62 %).

В широком смысле социальный мотив проявляется в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, также может быть отнесено желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

В узком смысле – состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Результаты, полученные при проведении методики по оценке уровня учебной мотивации М. И. Лукьяновой показали, что только два ученика (9,7 %) имеют очень высокий уровень учебной мотивации. Такие школьники четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Также двое (9,7 %) учащихся восьмого класса имеют высокий уровень учебной мотивации. Учеников со средним уровнем оказалось больше всего (46%). У таких учащихся в среднем положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, и посещают ее, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и сам учебный процесс их мало привлекает.

Оставшиеся трое (23 %) подростков имеют сниженный уровень учебной мотивации. Эти ребята посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Таким образом, у учеников 8 класса в основном присутствует средний уровень мотивации учебной деятельности.

Анализ данных методики, направленной на диагностику структуры учебной мотивации школьника (М. В. Матюхина) показал, что у детей 8 класса учебно-познавательные мотивы находятся на среднем уровне (41 %). Такие учащиеся ориентированы на усвоение способов добывания знаний, у них преобладают интересы к самостоятельному приобретению знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Ученики считают, что учеба в их возрасте - самое главное дело.

Мотивы самоопределения составляют 26 %. Для подростка характерно усиленное развитие способности к самоопределению как осознанию индивидом перспектив развития своей личности, которое опирается на своеобразие социальной ситуации развития этого возрастного этапа. В рамках личностного самоопределения подросток строит свои жизненные планы и выбирает главные цели жизнедеятельности, а в рамках профессионального самоопределения он ищет основные условия и средства реализации этих планов и достижения намеченных целей.

Также присутствуют мотивы достижения успеха (17 %). Ученик ставит пред собой цель, активно включается в деятельность, выбирает средства, способы, направленные на достижение этой цели и достигает определённого успеха; мотивы долга и ответственности (16 %) заставляют школьников продолжать усилия по овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками, чтобы, несмотря на отсутствие непосредственного интереса к данному заданию, все же достичь необходимых результатов.

Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании:

  • по типу – мотивация успеха (77 %);

  • по виду – социальный мотив (62 %);

  • по уровню – средний (46 %) и сниженный (23 %) уровни.

Мотивы саморазвития и достижения, познавательный мотив, позиция школьника к восьмому классу ослабевают, эмоциональные и коммуникативные мотивы незначительно возрастают после небольшого спада в середине подросткового возраста. Это говорит о том, что у подростков пропадает интерес к содержанию, процессу учебной деятельности; и что он не видит цели обучения.

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогу методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения, а школьному психологу – специальную программу по её формированию [3].

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.

Заинтересованность учащегося в обучении в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний – от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива [4]. Ответственность за свое будущее – от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.

Список литературы

  1. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения// Субъект и личность в психологии саморегуляции/под ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2009.

  2. Ильин Е.П. Моܙтивы и моܙтивации // С-Пб., ПИТЕР – 2010. – 512с.

  3. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya... (дата обращения: 24.09.2017).

  4. Млоܙдик И.Ю. Соܙвременные дети и их несоܙвременные роܙдители, или О тоܙм, в чем так непроܙсто признаться – М.: Генезис, 2012г. – 232с.

  5. Оܙсипоܙва И. Фоܙрмироܙвание учебноܙй моܙтивации шкоܙльникоܙв // Лучшие страницы педагоܙгическоܙй прессы. – 2009.

Просмотров работы: 190