Важным и перспективным является развитие интегрированных производственных комплексов, куда наряду с гибким автоматизированным производством входит система автоматизированного проектирования рабочих режимов оборудования и создания продукции [2].
Перспективным направлением становится разработка и внедрение роторных линий, показывающих высокие показатели производительности, благодаря сокращению транспортных операций и безостановочному потоку предметов обработки к вращающимся и соприкасающимся автоматам.
Наивысшей формой поточного производства является автоматизированное производство, где вместе совмещаются основные признаки поточного производства с его автоматизацией. В автоматизированном производстве работа оборудования, аппаратов, агрегатов и различных установок происходит автоматически по установленной программе, а рабочий персонал лишь осуществляет контроль за их работой, устраняет отклонения от заданного процесса, производит наладку автоматизированного оборудования. Различают частичную и комплексную автоматизацию.
При частичной автоматизации персонал полностью освобождается от работ, связанных с выполнением технологических процессов. В контрольных транспортных операциях при обслуживании оборудования полностью или частично сокращается ручной труд.
Прикомплексно-автоматизированном производстве технологический процесс изготовления продукции, управление этим процессом, контрольные операции, транспортировка, удаление отходов производства и т.д. выполняются без участия человека, но обслуживание оборудования ручное.
Основным элементом автоматизированного производства являются автоматические поточные линии (АПЛ) [3].
Автоматическая поточная линия - это система согласованно работающих и автоматически управляемых машин-орудий, транспортных и контрольных устройств, выполняющих в определенной последовательности операции по обработке, контролю и перемещению предметов (деталей) с операции на операцию вплоть до окончания обработки и обеспечивающий автоматическое превращение исходных материалов (заготовок) в готовое изделие. На АПЛ рабочий выполняет функции наладки и контролирует работу оборудования, а также функцию загрузки линии заготовками.
Автоматические комплексы с замкнутым циклом производства изделия - ряд связанных между собой автоматическими транспортными и погрузо-разгрузочными устройствами автоматических линий.
В автоматизированные участки (цехи) входят автоматические поточные линии, автономные автоматические комплексы, автоматические транспортные системы, автоматические складские системы; автоматические системы контроля качества, автоматические системы управления и т.д.
В условиях постоянно изменяющегося нестабильного рынка (тем более многономенклатурного производства) одной из главных задач является повышение многофункциональности автоматизированного производства, с тем чтобы максимально удовлетворять нужды, требования и запросы потребителей, быстрее и с минимальными затратами осваивать выпуск новой продукции.
Автоматические поточные линии особенно эффективны в массовом производстве.
Применение же универсального оборудования, т.е. неавтоматического, увеличивает трудоемкость изготовления, а значит и цену, что неприемлемо для рынка. Эта задача решается при создании гибкой производственной системы, в которой происходит объединение всего разнообразия изготовляемых деталей в группы обработки; интеграция оборудования и материальных потоков (заготовок, деталей, изделий, приспособлений, оснастки, основных и вспомогательных материалов), процессов создания и производства изделий от идеи до готовой продукции (происходит слияние воедино основных, вспомогательных и обслуживающих процессов производства), управление на основе системы УВМ, баз данных, прикладных программ, САПР, АСУ.
Список использованных источников
Хачатурян Н. М. Организация производства на предприятиях; Феникс - Москва, 2013. - 288 c.
Ишмуратов Г. В. Система управления и организация промышленных предприятий. К.: КГТУ 2011. - 212 с.
Туровец О. Г., Бухалков М. И., Родионов В. Б. и др. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Под ред. О. Г. Туровца. - М.: Инфра-М, 2012. - 367 с.