В связи с актуальностью данной проблемы с января 2017г. Росстат, провел обследования рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. По итогам обследования в январе 2017г. численность рабочей силы составила 76,1 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 71,8 млн. человек были заняты в экономике и 4,3 млн. человек не имели занятия, но активно его искали [6].
При поиске работы соискатели обращаются не только в службы занятости населения, но и широко используют другие источники по поиску работы, такие как: интернет, газетные объявления, рассылают резюме по организациям и т.д. Из числа безработных в 2016 году, когда их количество составило 4,2 млн. человек, число обратившихся по вопросу трудоустройства составило всего 4 млн. человек. Следовательно, 200 тыс. человек либо искали работу самостоятельно, либо вовсе не искали ее [7].
В целях более подробного исследования поставленной проблемы нами были произведены расчеты с использованием ряда экономико-статистических методов анализа: структурный (вертикальный), ряды динамики (горизонтальный), трендовый, методы корреляции и регрессии.
Таблица 1.
Трудоустройство населения государственными
учреждениями службы занятости населения РФ за 2000-2016 гг.
Показатели |
Обратившиеся по вопросу трудоустройства |
|||
2000 |
2005 |
2015 |
2016 |
|
Тысяч человек |
||||
Всего |
4745,9 |
6438 |
4290 |
4002,3 |
В том числе: |
||||
Занятые трудовой деятельностью и учебой |
1462,9 |
1397,7 |
826,2 |
777,9 |
Незанятые трудовой деятельностью |
3283 |
5040,3 |
3463,8 |
3224,4 |
Из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) |
2049,1 |
2470,5 |
869,2 |
592,3 |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы: с 2000 года число обратившихся по вопросу трудоустройства увеличилось к 2005 году на 1692,1 тыс. человек, однако с 2005 по 2015 гг. происходило снижение числа граждан, обратившихся в официальные структуры по вопросу трудоустройства на 2 148 тыс. человек, и к 2016 году еще на 287,7 тыс. чел.
Большее количество, из числа обратившихся, приходится на категорию «незанятые трудовой деятельностью» (Рисунок 1).
Рис. 1. Распределение обратившихся в официальные службы по вопросу трудоустройства по отношению к трудозанятости в РФ, %
Категория обратившихся в службу занятости по вопросу поиска работы, занятая трудовой деятельностью, в 2000 году составляла 30,8%, а уже к 2016 году их доля сократилась до 19,4%. Такая ситуация легко объясняется желанием граждан найти дополнительный заработок, а также наличием такого явления, как скрытая безработица, на это указывало ряд авторов, таких как: Котванова С.Г., Горемыкин Е.С. и Пастухова Н.В. и д.р. Скрытая безработица - это состояние, которое характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Доля не занятых трудовой деятельностью или учебой, обратившихся в службу занятости выросла с 69,2% в 2000 году до 80,6% в 2016 году от общего числа граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства. [2,3,7].
Таблица 2.
Ряды динамики по обратившимся по вопросу трудоустройства в РФ, (тыс.чел.)
Обратившиеся по вопросу трудоустройства |
2000 |
2005 |
2015 |
2016 |
Среднее Значение |
4745,9 |
6438 |
4290 |
4002,3 |
4869,05 |
Анализ рядов динамики показал, что за период с 2000 до 2016 гг. число обратившихся по вопросу трудоустройства сократилось на 743 тысяч человек. В среднем за год число обращающихся по вопросу трудоустройства составляет 4 869 тыс. человек. С каждым годом число обратившихся по вопросу трудоустройства в среднем снижается на 247 человек, что составляет 5,6%. С каждым процентом число обратившихся по вопросу трудоустройства в среднем снижается на 44 тысячи человек (Таблица 2).
Для наглядного представления отслеживаемых изменений был использован метод трендового анализа, который дает графическую интерпретацию ряда. (Рисунок 2)
Рис. 2. Динамика трудоустройства обратившихся в государственные учреждения службы занятости по вопросу трудоустройства с 2000 по 2016 гг.
Для целей прогнозирования была выбрана полиномиальная модель тренда, которая описывается следующим уравнением:
y = 1,8909x3 - 11420x2 + 2E+07x - 2E+10.
По данным графика видно, что при прочих равных условиях в ближайшие 2 года будет происходить снижение обращения граждан по вопросу трудоустройства в государственные учреждения службы занятости. В 2017 году ожидаемое количество обратившихся человек составит 3774 тыс., человек, а в 2018 году 3336 тыс., человек. Вместе с тем, сегодня, эксперты всё чаще предрекают массовые сокращения рабочей силы на рынке труда, вызванные неотвратимым внедрением цифровых технологий и переходом национальной экономики к новому экономическому укладу. В связи с чем, в обозримой перспективе, направление сложившегося тренда может коренным образом поменяться.
При расчете коэффициента корреляции был получен результат равный 0,2, что свидетельствует о том, что связь между признаками числа безработных и числа обратившихся по вопросам трудоустройства, слабая и такими факторами можно пренебречь. Коэффициент детерминации показал, что число обратившихся по вопросу трудоустройства на 4,36% зависит от числа безработных, а на 95,64% от других факторов.
Для определения изменения числа обратившихся по вопросу трудоустройства в зависимости от числа безработных, была рассчитана регрессия, её значение составило 0,176, что свидетельствует от том, что с увеличением безработицы на 1000 человек, число обратившихся по вопросу трудоустройства в среднем увеличивается на 176 человек.
В целом, проведённое исследование показало наличие устойчивой тенденции снижения обращающихся за помощью в трудоустройстве в государственные службы занятости. Об этой проблеме также говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter – "Люди не идут в центры занятости, потому что не видят в этом смысла. Вакансий мало, зарплаты низкие, работа предлагается не престижная и в основном в муниципальных структурах. Предложений в коммерческом бизнесе почти нет. Поэтому в службу чаще обращается молодёжь, плохо знающая рынок, и люди пред пенсионного возраста" [5].
Также причины снижение числа обратившихся по вопросу трудоустройства называет Александр Сафонов, профессор, проректор РАНХиГС, который говорит: " «Хорошую работу в службе занятости вряд ли помогут найти (к примеру, в марте 2016 г. статус безработного получили 178 тыс.человек, а были трудоустроены 84 тыс. человек), пособие по безработице маленькое (от 850 руб. до 4,9 тыс. руб.), да и его получить непросто" [5].
Виктор Ляшок сотрудник института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС также высказывается: " На биржу труда идет только каждый четвертый-пятый безработный. Поскольку на бирже труда мало вакансий для квалифицированных специалистов. Все больше объявления о найме водителей, дворников, грузчиков. Компании, которым нужны работники с образованием, чаще выкладывают обращения в сети. Поэтому и большинство безработных ищет новое место на интернет-порталах, а не в службе занятости" [4].
"Сейчас ситуация такая, что основной, фундаментальный дефицит в России – это дефицит рабочих мест достойной занятости, - выражает свое мнение председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, член федерального совета "Партии дела" Юрий Крупнов, - То есть формально, конечно, везде висят огромные списки вакансий, но никто по ним не идёт, потому что они ущербны либо, прежде всего, по зарплате, либо по условиям труда" [9].
В силу всего сказанного, считаем, что институт занятости требует радикальной трансформации. Все проблемы о которых, так или иначе, говорят эксперты являются причиной того что люди не спешат обращаться в службы занятости населения. Так в качестве рекомендаций, нами был разработан перечень мероприятий для Государственного учреждения службы занятости населения:
Провести анализ причин и факторов, почему граждане не считают эффективным посещение государственной службы занятости;
Провести анализ причин и факторов, почему работодатели не заинтересованы выставлять высокооплачиваемые вакансии, требующие высокой квалификации, через государственную службу занятости;
Необходимо повысить роль программ обучения и переобучения в работе государственных служб занятости, что диктуют новые условия цифровизации национальной экономики, быстрого устаревания профессий и появления им на смену ряда новых.
Наладить сотрудничество государственных центров занятости с негосударственными структурами содействия занятости и проф.обучения для совместного решения проблем трудоустройства граждан и решения вопросов структурной безработицы.
Активно внедрять новые услуги для содействия в трудозанятости, например, совместная подготовка видеорезюме, видеопрезентации, видеовакансии и другие новые виды подачи резюме и предоставления вакансий.
Увеличить долю предприятий, сотрудничающих со службой занятости населения, что приведет к увеличению числа предлагаемых рабочих мест для соискателей.
Регулярно предоставлять работодателям информацию, в том числе и с использованием СМИ о положении на рынке труда, активных программах занятости, государственных услугах оказываемых службой занятости, привлекать к этой работе студентов ВУЗов.
Компьютеризировать большую часть процедур используемых службой занятости, что поможет сократить расходы на ее содержание и оптимизировать численность персонала, что также сократит затраты.
Необходимо систематически проводить оценку эффективной работы государственной службы занятости на основе новых показателей и критериев, новые требования современной экономики. Они должны учитывать решение ряда важных задач, таких как: качество трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы; структуру и профессионально-квалификационный профиль банка вакансий; степень его соответствия профессионально-квалификационной структуре безработных; степень оснащенности и компьютеризации рабочего места; квалифицированность и компетентность специалистов оказывающих услуги по поиску работы и т.д. Следует совершенствовать существующие на сегодня методики оценки эффективности деятельности государственных служб занятости, которые, по мнению авторов, исследующих данную тему, недостаточно учитывают различия социально-экономических условий, в рамках которых, действуют органы службы занятости, что отрицательно сказывается на возможности выработать своевременные и действенные меры по совершенствованию государственной политики содействия занятости [8]. Всё это ставит перед службой задачу разработки мер, которые обеспечивали бы адаптацию их деятельности к происходящим во внешнем окружении изменениям, связанных с активным внедрением цифровых технологий, вхождению национальной экономики в новый экономический уклад.
Список литературы:
Белоусова Н. Д., Веслополова Д. С. Анализ состояния безработицы в Приморском крае и пути увеличения занятости населения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 639-643.
Горемыкин, Е. С. Проблемы скрытой безработицы в современных рыночных условиях / Е. С. Горемыкин, Н. В. Пастухова. // Сборник материалов VIII всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием "Россия молодая. – 2016. – № 1. – с. 561.
Котванова С.Г. Неформальная занятость и скрытая безработица : монография Барнаул : Алтайская академия экономики и права (Барнаул) : Наука, 2014. с. 160.
На одного безработного приходится две вакансии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.ugra.kp.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Почему безработные не идут в Центры занятости? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cont.ws/, свободный. – Загл. с экрана.
Турарова О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 567-570.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Хабирова, Я. Р. Основные направления мероприятий по повышению эффективности работы служб занятости населения / Я. Р. Хабирова. // Приоритетные направления развития образования и науки. – 2017. – с. 223-224.
Юрий Крупнов: Пособия по безработице не помогают решить проблемы. Главным вопросом становится создание рабочих мест [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.nakanune.ru/, свободный. – Загл. с экрана.