Составление целевых моделей – это начальный этап процесса управления по целям – концепции, широко используемой современным менеджментом.
УПЦ - популярный метод управления, обладающий потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям. Кроме того, УПЦ – ещё и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. УПЦ – это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов.
Управление по целям было известно еще в 40-е годы двадцатого века, но широкое распространение получило в 60-годы благодаря усилиям П.Друкера и профессора Массачусетского университета Дж.С. Одиорна на основе наблюдений за работой преуспевающих менеджеров в ведущих американских компаниях.
В рамках данной работы управление по целям будем рассматривать как метод, который дает возможность улучшить результаты управленческой деятельности и в наибольшей степени подходит руководителям высшего звена управления, вместе с тем его можно успешно применять и ко всей организации, включая и низовой уровень управления.
Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь чёткие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течении планового периода времени. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путём предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Процесс управления по целям состоит из четырех основных этапов:
Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.
Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
Производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
По нашему мнению, рассматриваемый метод призван решать следующие важные проблемы: фокусирование работников на достижение основных целей организации, постановка общих для всей организации целей, лучшее управление материальными, информационными, административными и иными ресурсами организации, представление программы и сроков достижения целей организации персоналу, развитие управленческих и организаторских способностей и навыков сотрудников, выявление индивидуальных способностей работников и тем самым продвижение лучших по службе и пр.
Преимущества данного способа управления состоят в повышении результативности работы, снижении издержек, улучшении условий труда, ускорении продвижения наиболее способных работников и развитие необходимых для организации способностей у подчиненных.
Таким образом, если целеполагание – это начало всякой управленческой деятельности, то её обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей.
Процесс управления организацией по целям осуществляется в несколько этапов:
1)Разработка долгосрочных целей фирмы (стратегическое планирование).
Воснове разработки долгосрочных целей лежит планирование. Перспективное планирование – крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Здесь желательно проводить разработку долгосрочных целей снизу вверх по следующему алгоритму:
подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями;
рассмотрение всех замечаний и предложений;
использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.
Отметим, что данный подход к разработке стратегических планов является более разумным и позволяет усовершенствовать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.
2) Оценка действующей организационной структуры управления.
Следует помнить, что любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет чёткого распределения обязанностей и персональной ответственности.
3)Разработка целей структурных подразделений.
От правильности этих целей зависит успех выполнения всего долгосрочного плана фирмы. Осуществление этих целей ориентировано, скорее, на развитие, чем на достижение результатов. Сущность выполнения данного этапа заключается в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Для координации выбранных целей необходима их оценка и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей).
4) Доведение выбранных целей до подразделений – обоснование построения дерева целей.Сущность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления. В результате такой работы оказывается возможным построение дерева целей (рис.1). Оно представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. Дерево целей строится для каждого уровня управления, а затем производится «сшивание» дерева целей каждого уровня в общее дерево целей организации.
Рис. Древо целей
5) Доведение целей до каждого конкретного исполнителя.
На этом этапе, прежде всего, выясняется возможность реализация сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. Реальная работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных совещаниях.
6) Реализация целей. Данный этап предполагает следующее: закрепление целей за каждым исполнителем; выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей; установление графика необходимых работ; контроль выполнения целей во всей системе управления сверху до низу; своевременность вмешательства в процесс управления на любом уровне управления.
7) Оценка достигнутых результатов.
Оценка достигнутых результатов должна производится снизу вверх с выходом на глобальные цели.
8) Корректировка целей.
Цели корректируются после выявления степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. с учётом достижения целей выбранные ранее цели корректируются. Практически это означает окончание цикла формирования целей.
Список использованной литературы
Бляхман, Л.С. Введение в менеджмент / Л.С. Бляхман, В.П. Галенко, А.В. Минкин. - СПб, 2011. - 406 с.
Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. - СПб.: Питер, 2012. - 551 с.
Веснин В.Р. Менеджмент учебник - 3-е изд., перераб. и доп. / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. - 662 с.