ПРАВА ПАЦИЕНТА: ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЕЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВА ПАЦИЕНТА: ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЕЛЫ

Андриянова Я.Н. 1
1Волгоградский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
У каждого человека есть права и обязанности. Они отражены в Конституции Российской Федерации. Правам и свободам человека отведена вторая глава. К ним относятся: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные. Что касается обязанностей, их отражает ряд статей Конституции РФ. Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15, п.2), уважать права и свободы других лиц (ст. 17, п.3), заботиться о своих детях и нетрудоспособных родителях(ст.38, п.2,3), получать основное общее образование(9 классов) (ст. 43, п.4), заботиться о памятниках истории и культуры(ст. 44, п.3), оплачивать налоги и сборы(ст.57), бережно относиться к природе и окружающей среде (ст. 58), защищать отечество(ст.59). Крайне важно, чтобы права каждого человека уважали, и все граждане соблюдали свои обязанности.

К сожалению, в России на сегодняшний момент имеет место быть несовершенство правовой базы, что является одной из причин, вследствие которых, современное положение всей сферы российского здравоохранения можно охарактеризовать, как достаточно сложно и, порой, противоречивое.

Важнейшим шагом для выхода из сложившийся кризисной ситуации стало принятие в 1993 году Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Данный документ возвел права всех пациентов в ранг закона, гарантом соблюдения которого явилось государство. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан положили начало формированию в обществе правовой системы, создаваемой в рамках принципов и подходов мирового сообщества к обеспечению прав пациента, изложенных в таких основополагающих документах, как Лиссабонская декларация о правах пациента, Ассамблея Всемирной медицинской ассоциации (1981 год), Резолюция Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения о здоровье для всех (1977 год), Амстердамская декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 год) и других.

Как отмечает профессор Сергеев Ю. Д.– член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинского права ММа им. Сеченова (г. Москва), не смотря на пятнадцатилетний период, прошедший с появления Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", проблема реализации прав пациента и сегодня остается крайне актуальной. Необходимость совершенствования законодательной базы российского здравоохранения подчеркивается на конференциях, форумах и медицинских съездах Национального и Всероссийского уровня.

Важнейшей проблемой современного законодательства, регламентирующего оказание медицинской помощи населению страны, как неоднократно отмечали руководители отрасли, ведущие специалисты научных и образовательных учреждений и представители медицинских ассоциаций, является выраженная диспропорция во взаимоотношениях врача и пациента. Так, на стороне пациента, в случае его неудовлетворенности оказанной помощью объединяются многочисленные структуры – от средств массовой информации до судов различной инстанции. В то же время проблема защиты врача, даже при отсутствии признаков небрежности или халатности в его действиях, остается его личным делом, полностью выводящим его из производственной сферы в случае возникновения какого-либо разбирательства или расследования.

В связи с вышеизложенным становится понятно, что создание надлежащего правового режима, регулирующего взаимоотношения врача и пациента, является одной из первоочередных задач, решение которой позволит снять часть имеющихся проблем современного российского здравоохранения и послужит не только развитию отечественной медицины, но и будет являться важнейшим шагом на пути демократического развития всего российского общества.

Представляет интерес Проект Федерального закона «О правах и обязанностях пациента», авторами которого является группа юристов во главе с профессором Сергеевым Ю.Д. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области охраны здоровья граждан и устанавливает основные принципы взаимоотношений врача, лечебного учреждения или организации и пациента в процессе оказания ему медицинской помощи.

В тексте данного закона отдельно приведены определения лица, которое является пациентом и права, которыми пациент обладает:

Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы собственности, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от состояния здоровья.

Права пациента – специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является одним из документов, регулирующих права пациентов. Он устанавливает все основные принципы и положение, которые должны соблюдаться неукоснительно по отношению к каждому человеку, которому оказывается медицинская помощь.

19 статья ("Право на медицинскую помощь" ) данного закона описывает основные права всех граждан во время оказания им медицинских услуг:

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Регулируется в частности статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

К сожалению, не всегда имеется возможность для реализации данного права в полной мере. Например, у жителей, проживающих в отдаленных от крупных населенных пунктов районах,возникают трудности в выборе лечебных заведений и квалифицированных специалистов, ввиду их возможного отсутствия. Также реализовать данное право может быть трудно из-за отсутствия системы информирования пациентов относительно учреждений, в которых можно получить ту или иную медицинскую помощь, и квалификации специалистов ее оказывающих.

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

Пациент в праве рассчитывать, что лечебное учреждение будет соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям со всеми подходящими условиями, подходящими для оказания медицинских услуг

3) получение консультаций врачей-специалистов;

Реализация данного права дает право выбора специалиста, у которого пациент хочет наблюдаться для получения консультаций и получать квалифицированную медицинскую помощь

4) уменьшение страданий и облегчение боли, вызванных заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами, определенных существующим уровнем медицинских знаний и реальными возможностями медицинского и обслуживающего персонала

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью а также некоторые хирургические вмешательства требуется проводить с применением наркоза. Недопустимо, чтобы пациент чувствовал острые боли, следует облегчить их. Это право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания.

Так, обязанности медицинских учреждений первичной медико-санитарной помощи в части обезболивания онкологических больных подтверждаются Методическими рекомендациями "Выявление злокачественных новообразований и оказание медицинской помощи онкологическим больным" (утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2007 N 9588-ВС). В соответствии с ними, к основным задачам поликлиник (лечебно профилактических учреждениях по месту жительства) при оказании онкологической помощи относят оказание паллиативной помощи онкологическим больным в амбулаторных условиях и в стационаре (по рекомендациям онкологических учреждений). При этом законом определено, что паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Она может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

Список всех прав пациента должен быть доступен для ознакомления, соблюдение прав должно применяться на практике.

В силу своих профессиональных обязанностей со своей стороны врач должен быть готов разъяснять пациенту вопросы, касающиеся прав пациента. Это означает, что врачам, точно так же как и пациентам, требуется четко представлять, какие права должны быть обеспечены лицу, получающему медицинскую помощь.

Сведения о состоянии здоровья человека представляют, в первую очередь, интерес для него самого, поэтому требуется обеспечить беспрепятственное ознакомление пациента с информацией, касающегося состояния его здоровья и процессах лечения, в полной и доступной форме. Лица, которым предоставляются сведения — это сам пациент (если он специально не распорядился не информировать его по этим вопросам), лицо, назначенное пациентом в качестве своего представителя, а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация предоставляется их законным представителям (родителям, опекунам)

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. Информирование пациентов и их родственников является частью ежедневных профессиональных обязанностей врача. Согласно должностной инструкции лечащего врача отделения, врач обязан в определенные часы принимать посетителей, сообщать им о состоянии больных и получать от них необходимые сведения.

Если пациент или его представитель обратится к лечащему врачу, постовой медицинской сестре в период нахождения в стационаре, либо к медрегистратору поликлиники ему обязаны предоставить для ознакомления медкарту, а администрация любой медицинской организации, где человек получал услуги, обязана по письменному его требованию предоставить ее копию.

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

Каждый пациент, находящийся на лечении в стационарных условиях, имеет право на получение качественного питания.

Питание должно быть регулярным, осуществляться по графику и включать в себя дневную норму питательных веществ и витаминов, необходимых для нормально жизни пациента и его выздоровления

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

Врачебная тайна — медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Разглашением врачебной тайны является сообщение таких сведений хотя бы одному лицу. При этом не имеет значения, кому они стали известны: знакомому, сослуживцу потерпевшего либо посторонним лицам. В отношении членов семьи пациента действуют специальные правила, оговоренные, например, статьями 13, 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Разглашение врачебной тайны может быть совершено как в устной, так и в письменной форме — в частности, по телефону, путём публикации в печати или другими источниками. Сообщение медицинским работником сведений о состоянии здоровья самому пациенту не является разглашением врачебной тайны с правовой точки зрения и не образует состав преступления.

8) отказ от медицинского вмешательства;

В частности, регулируется статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Право на отказ пациента от медицинского вмешательства можно разделить на два вида: полный и частичный

Полный отказ означает то, что пациент отказывается госпитализироваться или разрывает отношения с медучреждением (требует выписки). Частичный отказ от лечения является следствием права на ИДС. При частичном отказе пациент не соглашается с каким-то конкретным предложением врача, но продолжает лечение у него. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

- при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

Право на возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи, является универсальным правом человека. Его реализация обеспечивает гарантии социально-экономической защиты от последствий некачественных услуг.

Пациент вправе в судебном порядке добиваться возмещения вреда, которое он понес по причине некачественного лечения, неудовлетворительных условий стационара.

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

Пациент должен иметь дополнительные гарантии того, что все его законные интересы и права будут защищены. Определен круг лиц, при помощи которых пациент может защищать свои права. Родители являются законными представители ребенка. Им не требуется никакая доверенность, никакое особое разрешение, чтобы представлять интересы своего ребенка. Он может находиться все время пребывания ребенка в стационаре. Поскольку совершеннолетие наступает с 18 летнего возраста, то это право соответственно действует до 18 лет.

Право на гуманное и уважительное отношение к пациенту предполагает уважение к его родственным чувствам и чувствам его близких, а также понимание его потребности быть поддержанным в тяжелой жизненной ситуации.

Беспрепятственный доступ к пациенту иных лиц может быть ограничен как отдельными медработниками, так и должностными лицами — это, например, условия карантина по гриппу или случай, когда пациент находится в отделении реанимации, или просто время суток, в которое не осуществляется впуск посетителей в медицинское учреждение. Право на допуск к пациенту представителя снимает для последнего все варианты ограничений, которые действуют в отношении не имеющих доверенности обычных посетителей.

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Действующая формулировка права подразумевает защищаемую законом возможность иметь в медицинских учреждениях отдельные помещения для отправления религиозных культов. Указана единственная причина, по которой выделению подобного помещения может воспрепятствовать больничная администрация — это случай, когда такие действия могут привести к нарушению нормального функционирования учреждения.

12) получение информации о поставщике медицинских услуг, о профиле, объеме, качестве и способе предоставления соответствующих услуг

Пациент в праве получить информацию, касающуюся учреждения, которое предоставляет ему медицинскую помощь, а также подробности всех предстоящих медицинских мероприятий

13) медицинское страхование (обязательное и добровольное) в соответствии с действующим законодательством

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

14) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала

Данная норма на первый взгляд может казаться декларативной, поскольку невозможно заставить врача быть внимательным и гуманным, а обслуживающий персонал отвечать за недопустимое поведение.

Данная норма непосредственно касается принципов медицинской этики, который в современном обществе должно отводиться серьезное значение в процессе работы всего персонала медицинского учреждения. Порой за нарушение этих норм может налагаться и дисциплинарная ответственность, а за рубежом за нарушение можно лишиться права заниматься медицинской деятельностью, т. е. лишиться права быть врачом. Впрочем, частнопрактикующий врач и сегодня может лишиться лицензии, если его соответствующая вина будет доказана в суде.

Данные нормы регулируются в первую очередь Международным кодексом медицинской этики (1949 года).

15) альтернативное медицинское мнение и получение рекомендаций других специалистов по собственному желанию или по просьбе его законного представителя в установленном законодательстве порядке

Каждый пациент (или его законный представитель) в праве получать рекомендации и медицинское мнение не только своего лечащего врача, но и других квалифицированных специалистов, если необходима такая возможность. Пациент в праве распоряжаться полученными рекомендациями так, как посчитает нужным. Лечащий врач не в праве запретить пациенту консультироваться с другими специалистами в данной области медицины.

16) на независимую экспертизу оказываемой медицинской и лекарственной помощи в соответствии с федеральным законодательством

Пациент имеет право на независимую экспертизу медицинской и лекарственной помощи, оказанной ему, а также результатов всех медицинских мероприятий и результатов лечения.

Пациент — не проситель и не иждивенец, а врач — не благодетель из милости. Уважительное отношение к пациенту — это не снисхождение, которое врач может проявлять или не проявлять. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей того человека, который выполняет служебные обязанности врача.

Помимо прав у каждого пациента имеются обязанности, который он должен соблюдать, чтобы оказанная ему квалифицированная медицинская помощь был действенна и эффективна. Кроме того, соблюдение обязанностей позволяет установить нормальную коммуникацию между пациентами и медицинскими работниками лечебного учреждения.

Обязанности пациента представлены в главе 4 статье 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Также, в сферу обязанностей пациента включают:

1) Заботу о своем здоровье и ведение здорового образа жизни, исключающие преднамеренные действия, наносящие ущерб здоровью пациента и здоровью других лиц;

2) Соблюдение мер предосторожности при контактах с другими лицами, включая медицинских работников, в случае, когда пациенту известно, что он страдает заболеванием, представляющим социальную опасность;

3) Полное информирование медицинского работника обо всех перенесенных и имеющихся у него заболеваниях, о наличии у него болезней, представляющих социальную опасность, в том числе в случаях добровольного донорства крови, биологических жидкостей, органов и тканей;

4) Соблюдение правил поведения, установленных для пациентов в медико-санитарном учреждении, а также выполнение предписаний врача в период амбулаторного и стационарного лечения;

5) Исключение употребления фармацевтических препаратов и лекарственных веществ без назначения и согласия лечащего врача, в том числе алкоголя в период лечения в медико-санитарном учреждении;

6) Уважение прав и достоинства других пациентов и персонала лечебно-профилактического учреждения;

7) В случае грубого нарушения пациентом правил лечения и поведения в медико-санитарном учреждении, повлекшего за собой материальный и моральный ущерб, он несет ответственность согласно законодательству.

Данная норма, так же, как и норма, обязывающая пациента заботиться о своем здоровье, скорее носит декларативный характер. Гораздо корректнее будет сказать, что гражданин, находящийся на лечении, обязан содействовать медицинской организации в надлежащем исполнении договора и качественном оказании ему медицинских услуг. Данное суждение основано на применении к договору на оказание услуг положений договора подряда (статья 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Каждый пациент должен осознавать, что нарушение режима может привести к снижению качества оказываемой медицинской услуги и повлечь за собой невозможность ее завершения в установленный сроки, либо отрицательно сказаться на здоровье пациента.

Таким образом, становится понятно, что проблема соблюдения прав и обязанностей пациентов крайне важна. На сегодняшний день имеются правовые документы, закрепляющие права пациентов, регулирующие их обязанности. Но крайне важно, чтобы данные законы не просто существовали на бумаге, но и применялись на практике.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.)

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Акопов В.И. Медицинское право. М., 2004

4. Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. СПб., 2002;

5. Методические рекомендациями "Выявление злокачественных новообразований и оказание медицинской помощи онкологическим больным" (утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2007 N 9588-ВС).

6. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011)

7. Макаров А.В. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг. М 2005.

Просмотров работы: 210