МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ АСПИРАНТАМИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ АСПИРАНТАМИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Даутов Р.А. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно требованию ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации, педагогическая практика аспирантов является обязательной частью образовательной программы, одним из важных видов учебно-воспитательного процесса, в котором осуществляется непосредственная подготовка аспирантов к их профессиональной научно-педагогической деятельности [1].

В рамках прохождения педагогической практики, аспиранты могут проводить практические и лабораторные занятия в группах студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров.

Для аспирантов, чья трудовая деятельность не связана с преподаванием или другой работой в пределах ВУЗ-а, педагогическая практика становится большим испытанием, которое заставляет серьезно волноваться из-за отсутствия опыта в подобной сфере. Однако, существуют правила, придерживаясь которых, любой аспирант сможет успешно пройти все эти испытания.

Первое правило – планирование. Это означает, что перед тем, как приступить к проведению занятий, необходимо составить план прохождения практики совместно с научным руководителем. На данном этапе нужно составить расписание, в котором должны быть отражены количество занятий, время и место проведения, вид занятий (практические или лабораторные работы), тематика.

Следующим этапом является планирование каждого занятия в отдельности. Для этого необходимо ознакомиться с учебным планом, рабочими программами и учебно-методическим обеспечением дисциплин. Для каждого занятия следует сформировать цели и задачи и предусмотреть приемы достижения цели и решения поставленных задач.

Также к планированию относится и решение организационных вопросов. Например, сколько методических материалов необходимо в зависимости от количества студентов, соответствует ли выделенная учебная аудитория или лаборатория целям и задачам занятия, установлено ли в компьютерах нужное программное обеспечение и др.

Второе правило – репетиция. Это означает, что каждое занятие необходимо отрепетировать до того, как провести его перед студентами. Для чего это необходимо? Это нужно для того, чтобы скорректировать время, отведенное по плану на объяснение темы, решение определенных задач или выполнение заданий.

Если занятие должно пройти с использованием мультимедийного оборудования, заранее следует убедиться в его исправности, пробовать запустить презентационные или другие материалы в данном оборудовании, чтобы быть уверенным в отсутствии проблем с совместимостью.

Нужно иметь решения всех задач, которые должны будут решать студенты на данном занятии. Это облегчит процедуру проверки студенческих работ и поможет аспиранту быстро ответить на вопросы, возникшие у обучающихся в ходе решения задач.

Если предстоит провести лабораторное занятие, то так же необходимо сделать репетицию. Для этого нужно самостоятельно выполнить все действия, которые указаны в методических указаниях к лабораторной работе. Это даст представление о том, какие трудности могут возникнуть в ходе выполнения работы, и позволит проверить исправность оборудования и приборов.

Третье правило – работа над ошибками. Для совершенствования своих навыков в области преподавания необходимо анализировать каждое проведенное занятие. Для этого можно вести аудиозапись собственных занятий или использовать другие приемы. Также нужно прислушиваться к мнению и замечаниям других присутствующих, например, научного руководителя, других преподавателей, аспирантов. В ходе анализа следует обратить внимание на следующие моменты:

- уложились ли в отведенное время;

- выполнены ли все запланированные мероприятия;

- нет ли отступлений от темы и др.

Выполнение этих простых правил позволит каждому аспиранту без опыта преподавательской деятельности легко и без волнений пройти педагогическую практику.

Литература:

  1. Программа педагогической практики / Составители: Иванова А.Д., Лакман И.А., Уфа: УГАТУ, 2015.-15 с.

Просмотров работы: 100