Иными словами, правосудие – это вид правоохранительной деятельности, который исполняет специально уполномоченный орган в строгом процессуальном порядке от имени государства в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел.
Такое явление как правосудие заключает в себе несколько принципов его осуществления. Одним из них является обеспечение каждому лицу права на обращение в суд за защитой своих законных интересов. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свобода человека являются высшей ценностью для государства, также государство признает своей обязанностью соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Реальное воплощение данного принципа в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Слабая и неразвитая судебная власть является фактором торможения развития России во всех сферах жизни. Для ученных в сфере юридических наук понятно, что данная модель правосудия в Российской Федерации не полностью соответствует современным требованиям, привело это к тому, что общество перестало доверять суду, а, следовательно, снизилось доверие судьям. Специалисты в сфере юриспруденции утверждают, что этому стало причиной недоразвитый механизм реализации политического права граждан принимать участие в осуществлении правосудия. Поэтому граждане доверяют присяжным, а не профессиональным судьям, потому что судьи могут быть каким-то образом заинтересованы в исходе дела.
Присяжные заседатели - это уникальный институт судебной системы, состоящий из обычных граждан для осуществления правосудия. Отбор присяжных заседателей приносит некоторые проблемы, так как порождаются несовершенством процедуры отбора кандидатов в присяжные заседатели и формирования их коллегии. Например, могут выбрать таких граждан, которые заинтересованы в исходе дела. В частности, не исключено попадание в состав присяжных заседателей граждан, которые уже отбывали срок или имеющие непогашенную судимость.
Судебная власть в Российской Федерации действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Согласно Федеральному конституционному закону «О Судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых граждан в роли присяжных и арбитражных заседателей для осуществления правосудия. Данная система самостоятельности судов и независимости судей создана для осуществления независимого судебного постановления, исключая какое-либо давление или воздействие со стороны.
Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое государство. Признаками правового государства является наличие Основного Закона страны, независимость Суда, приоритет прав и свобод человека и гражданина, приоритет Международного права и т.д.
Важной целью для демократического государства является обеспечение права граждан на судебную защиту. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту: граждане РФ, иностранные граждане (ст. 62), военнослужащие и лица, находящиеся в тюремном заключении. Однако при судебной защите прав нарушаются ее принципы, осуществление судебной защиты нарушает законодательство, под влиянием государственных органов и со стороны других объектов. Гражданин довольно регулярно сталкивается в процессе судебной защиты прав и интересов человек и гражданина с коррупцией и взяточничеством в самих судебных органах.
Из работ В.М. Жуйкова 2 выделяются следующие факторы, которые оказывают влияние на обеспечение доступа граждан к правосудию:
Устройство судебной системы;
Распределение полномочий между судами в этой системе;
Процедуры рассмотрения дел в судах;
Процедуры обжалования судебных постановлений;
Исполнение судебных постановлений.
Устройство судебной системы Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе « О Судебной системе Российской Федерации». Данная система не зависит от других ветвей власти, поэтому она должна обеспечивать объективность и непредвзятость при судебной защите прав и интересов каждого человека, но, к сожалению, обнаруживаются нарушение этих прав.
Можно сделать выводы о доступе граждан к осуществлению правосудия, посмотрев на устройство судебной системы государства. В Российской Федерации системы судов общей юрисдикции и других судов действуют независимо и самостоятельно, следовательно, такое устройство судебной системы может стать поводом для нарушения обеспечения единства судебной практики.
Из-за того, что федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют разные объемы полномочий, это приведет к затруднению доступа к правосудию, так как в этих судах будет по-разному рассматриваться дела и жалобы.
В своей работе «Право на справедливое судебное разбирательство» О. И. Рабцевич выделяет следующие факторы, отрицательно влияющие на доступ граждан к правосудию.
1. Слишком сложная процедура обращения в суд.
2. Высокая стоимость судопроизводства и государственные пошлины.
3. Обязанность вносить залог при обращении в суд.
4. Большая загруженность судей.
5. Продолжительные сроки рассмотрения дела.
6. Необоснованные отказы правоохранительных органов в возбуждении дела и т.д.
Адвокат Европейского суда по правам человека по России Сергей Штукатуров отметил, что очень много жалоб, поступающих в канцелярию суда от граждан России, признаются неприемлемыми и не передаются на рассмотрение именно из-за неправильного заполнения. Поэтому услуги адвокатов на правильное заполнение бумаг имеют высокую стоимость, и не каждый гражданин может себе позволить услуги специалиста, что и затрудняет участие в правосудии.
С момента подачи до момента слушания, как правило, проходит месяц. А далее многое зависит от разных факторов, в том числе от готовности экспертизы. По общему правилу, на проведение судом всех процессуальных этапов отводится максимум 2 месяца. При этом исчисление срока начинается с момента предъявления искового заявления в суд.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс [http://www.consultant.ru/law/].
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" Федеральный закон от 20.08.2004 N 113;
ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";
В.Ю.Гулакова, Е.А. Иванченко, К проблеме ограничения института понятых в уголовном судопроизводстве России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. №2(6). С. 202-205
О. И. Рабцевич, Право на справедливое судебное разбирательство. Казань:2003. -26 с.;
https://cyberleninka.ru/article/v/problemnye-voprosy-mehanizma-realizatsii-prava-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-na-uchastie-v-otpravlenii-pravosudiya;
https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-mehanizma-realizatsii-prava-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-na-uchastie-v-otpravlenii-pravosudiya;
1 Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник – М.: Юристъ, 2005.- с 89.
2 Виктор Мартенианович Жуйков - заместитель Председателя Верховного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.