РАЗВИТИЕ АУДИТА В КАЗАХСТАНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ АУДИТА В КАЗАХСТАНЕ

Иманбаева З.О. 1, Орынбаева Н.А. 1
1АРГУ им К.Жубанова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аудит– это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

- возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

- зависимость последствий принятых решений от качества информации;

- необходимость специальных знаний для проверки информации;

- частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Цель проверки финансовых отчетов:

-подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

-контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

-подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

-выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делать на основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности является Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности». Согласно этому закону, аудит – проверка в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью. Финансовая отчетность любой организации содержит в себе информацию о ее финансовом состоянии, наличии активов и обязательств, доходности, собственном капитале. На основе этих и других данных пользователи отчетности могут делать выводы не только об имущественном положении, но и перспективах развития организации. Более представительной выглядит отчетность, заверенная аудитором – это повышает доверие к финансовой отчетности. Например, инвестор готов финансировать средства в бизнес, для уверенности в надежности своих вложений он должен иметь представление о текущих и предполагаемых факторах развития бизнеса. С другой стороны, и потенциальный получатель инвестиционных средств заинтересован в дополнительном финансировании. Инвестор рассчитывает на достоверную информацию. Подтверждением ее достоверности служит аудиторское заключение. Также в организации, постановке учета и составлении финансовой отчетности заинтересована администрация компании, ответственная перед пользователями за достоверность ее показателей.

Своевременное принятие второго Закона об аудите способствовало закреплению фактической независимости аудиторов и аудиторских организаций в республике. Согласно требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности» были проведены мероприятия по созданию территориальных палат и Республиканской палаты аудиторов, избранию ревизионной комиссии и образованию квалификационной комиссии по аттестации аудиторов. На сегодняшний момент в стране действуют свыше 100 аудиторских фирм и независимых индивидуальных предприятий, где работают более 3000 специалистов.В перспективе потребность в специалистах аудиторского дела будет возрастать. По расчетам Республиканской Палаты аудиторов численность работников, занимающихся аудиторской деятельностью в стране, должна составлять около 30 тыс. человек. Правовая основа бухгалтерского учета и аудита разработана с учетом требований Конституции, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Налогового кодекса, законов «О банкротстве», «Об акционерных обществах», «Об иностранных инвестициях» и прочих нормативных актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность компаний, фирм и других коммерческих организаций.

При создании аудиторских организаций целесообразно использовать различные формы аудиторских предприятий в виде:

- представительств иностранных аудиторских фирм;

- совместных аудиторских предприятий;

- акционерных обществ и компаний;

- малых частных и индивидуальных предприятий;

- аудирования и консультирования в одиночку.

Целью аудита, как признают сегодня аудиторы развитых стран – это формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов. На сегодняшний день в стране широко развита аудиторская деятельность. Аудит не просто оказывает платные услуги, но и выполняет важную социальную функцию – способствует функционированию нормальных экономических отношений. Аудиторские проверки в сочетании с анализом финансовой деятельности имеют хорошую рентабельность. Первый рейтинг аудиторских групп Казахстана показал: большую часть доходов участникам рейтинга приносят классические аудиторские практики. Однако законодательные инициативы и действия финансового регулятора в отношении аудита могут привести к развитию консалтинговых услуг. На данный момент в Казахстане таких объединений два: ПО «Палата аудиторов РК» (объединяет 96 аудиторских организаций и 402 аудитора) и ПО «Коллегия аудиторов РК» (40 и 111 соответственно). Во-вторых, для получения возможности проведения аудита финансовой отчетности размещающихся на фондовой бирже компаний аудиторская фирма должна быть включена в перечень аудиторских организаций, аккредитованных при Агентстве Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА). Согласно последнему перечню, квалификационным требованиям АРД РФЦА соответствует 33 аудиторских организации (семь компаний из этого списка являются участниками рейтинга). Третье и, наверное, самое главное, на рынке аудита работают компании, которые являются членами международных аудиторских сетей и ассоциаций. Как правило, международный статус позволяет проводить аудит по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и является своеобразным свидетельством качества предоставляемых аудиторских и сопутствующих им услуг. Кроме этого членство в международной сети дает возможность признавать аудит национальных компаний за рубежом. Среди членов «Палаты аудиторов РК» – четырнадцать компаний входят в международные аудиторские сети или объединения. В «Коллегии аудиторов РК» четыре компании являются членами международных сетей. Основным видом деятельности участников рейтинга, как и остальных национальных компаний, является общий аудит – на него приходится большая часть выручки от аудиторских проверок (см. график 2). Конкуренция присутствует и в сегментах аудита страховых компаний и инвестиционного аудита, на их долю приходится соответственно 2% и 4% совокупной выручки от аудита участников рейтинга. Обязательные нормы аудита по МСФО определяют предпочтение большинства банков проходить аудит у западных компаний. Тем не менее есть основание полагать, что посткризисный период и оптимизация клиентом затрат на услуги помогут национальным аудиторским фирмам увеличить долю в сегментах страхового и инвестиционного аудита, оттянув на себя часть объема работ в этих направлениях.

Несмотря на рост доходов, в целом положение дел на рынке большинство участников рейтинга характеризуют как негативное, констатируя снижение спроса на обязательный и инициативный аудит. Одной из причин является снижение платежеспособности клиентов. Инициативный аудит проводится в основном у хозяйствующих субъектов при смене руководства, при купле/продаже бизнеса, а также у владельцев действующих компаний для проверки состояния бухгалтедолю приходится 22% совокупных доходов от консалтинга участников рейтинга (график 1).

Список литературы:

1. Закон РК «Об аудиторской деятельности», Алматы,

2. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности. Алматы, 2007.

3. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита. Алматы, 4.Нурсеитов Д.О. Аудит. Алматы, 2010.

4. audit @ raexpertkz.

5. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07. № 234 (были внесены изменения и дополнения 28.12.2016)

Просмотров работы: 386