КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии является проблема формирования общения детей с задержкой психического развития. Данная проблема тесным образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.

Рассматриваемый контингент детей составляет пятьдесят процентов в группе неуспевающих школьников в начальных классах. Именно сниженные показатели успеваемости и стали причиной, по которой данная многочисленная группа начала исследоваться в шестидесятые годы двадцатого века и продолжает исследоваться до сих пор [4].

Особенности общения детей с ЗПР рассматривали такие отечественные психологи, как Артемьева Т.П., Васильева Е.Н., Дмитриева Е.Е., Защиринская О.В., Карпова Г.А, Слепович Е.С., Тригер Р.Д., и др. [2],[5],[6].

Это дети, у которых нарушен нормальный темп психического развития, проявляющийся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют его возрасту) [4]. Нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессия, бегство, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации) затрудняют процесс общения. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Выготским Л.С., который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [1]. Общение является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга [8].

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение (Гавриш Н.) [6].

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.

Задачи интегрированных занятий для детей дошкольного возраста [6]:

- формирование целостного восприятия окружающего мира;

-развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;

- приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;

- развитие творческих способностей.

По мнению Комаровой Т.С. интегрированные занятия направлены на формирование у детей навыков и умений при помощи разно­образных средств выразительности , а также могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление [4].

На основании теоретического анализа исследования различных ученых (Лукиной Г.А., Постоевой Л.Д., Томашевской Л.В.) следует отметить специфику интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях [4], [6], [9]. Рассмотрим их в таблице 1.

Таблица 1

Специфика интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях

Критерии

Особенности интегрированных занятий

Определение

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

Задачи

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Содержание

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Участники

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

Интеграции

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное развитие + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольной организации

Виды занятий

• Обобщающее занятие.

• Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

• проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

Вышеописанная таблица позволяет в полном объеме раскрыть специфические особенности проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях.

Преимущество проведения педагогами интегрированных занятий состоит в использовании различных методов и приемов:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др;

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интегрированное занятие включает в себя приемы, которые направлены на раскрытие содержания определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, являющиеся взаимопроникающими и взаимодополняющими.

Стоит отметить, что структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии.

Требования к структуре интегрированных занятий [6]:

- четкость, компетентность, сжатость учебного материала;

- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

- взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии;

- систематичность и доступность изложения материла;

- необходимость соблюдения временных рамок занятия;

В структуру интегрированного занятия входит: вводная, основная и заключительная части.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Обобщив выше изложенное, следует отметить, что общение имеет огромное значение в формировании психики ребенка, ее развитии и становлении культурного поведения. В общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности и к самому себе. При недостаточном общении темп формирования коммуникативных умений, психических процессов замедляется.

Через общение с детьми ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и его социализации.

Таким образом, дети с ЗПР нуждаются в благоприятных для формирования общения педагогических условиях и коррекционно-педагогическом воздействии.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 146., ил. – (Акад. пед. наук СССР).

  2. Дмитриева, Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Особенности личности и деятельности ребенка с задержкой психического развития. – 2006. – С. 124-128

  3. Ибрагимова, Г. Р. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Г. Р. Ибрагимова, Н. П. Рассказова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. сб. ст. по материалам LI междунар. научн.-практ. конф. - № 6 (51). – М., Изд. «Интернаука», 2016. – С. 118-193.

  4. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Методическое пособие. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Серия "Библиотека программы "От рождения до школы".

  5. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 66. – (Высшее образование).

  6. Постоева, Л. Д. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет [Текст]: книга. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

  7. Слепович, Е. С. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. С. Слепович, Т. И. Гавриленко. - Электрон. текстовые дан. - Минск.: Вышэйшая школа, 2012. – 512 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372&sr=1 - Загл. с экрана.

  8. Сучасне заняття в дошкільному закладі/ за ред. Н.В. Гавриш. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496с.

  9. Томашевская, Л. В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду [Текст]: книга. – М.: «Детство-Пресс», 2010. – 96 с.

  10. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: книга / Р. Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. — 192 с.: ил. — (Детскому психологу).

Просмотров работы: 145