Для реалий современной России актуальным остается вопрос эффективности западной традиции образования, путь развития которой был выбран после отказа от советской системы. Внедряются новые подходы, системы и технологии. Компетентностный подход, интерактивные технологии, новые комплексы обучающих программ – подобные понятия стали привычными для современного исследователя и современного педагога, которому необходимо выстраивать учебные программы в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы приоритетным направлением развития образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [2]. В соответствии с программой большое внимание, на сегодняшний день, уделяется профессиональному образованию, повышению конкурентоспособности российского образования в мире, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося. В связи с этим задачами современной системы образования РФ становятся развитие человеческого потенциала и обеспечение равной доступности образовательных услуг. Вовлечение в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование системы непрерывного образования являются приоритетными направлениями развития образования в ближайшие годы. Приобретает ключевое значение понятие инклюзивного образования, которое определяется как «образование, которое, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции» [1].
Эффективность подобных изменений мы можем измерить только спустя много лет, когда поступившие N-ом году первоклассники реализуют себя в профессиональной сфере. Требования и стандарты внедряются непоследовательно и неравномерно и в то же время меняют устоявшуюся и зарекомендовавшую себя систему.
Многие нововведения необходимо рассматривать в комплексе с уровнем образования. К примеру, если внедрение дистанционных технологий эффективно для профессиональных кадров, которым необходимо повышение квалификации и переподготовка, то подобные технологии совершенно не подходят для абитуриентов, только что окончивших общеобразовательные учреждения.
Стоит отметить, что фактор трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности вуза. По данным мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году средний процент трудоустройства выпускников вузов обозначился на уровне 75%[3]. Однако возникает закономерный вопрос: сколько трудоустроенных выпускников вузов работают по своей профессии? На данный момент, не существует общей статистики, описывающей ситуацию в сфере трудоустройства выпускников на должности, соответствующие полученной в вузе профессии. Например, данные мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации по трудоустройству выпускников иллюстрируют только факт наличия работы у выпускников, долю трудоустроенных специалистов, получивших образование по той или иной укрупненной группе направлений подготовки. По Республике Башкортостан наиболее многочисленной по выпускникам группой профессий является «Экономика и управление»: выпущено 8486 человек, доля трудоустроенных составляет 81% [3]. Исследований по сбору статистических данных о том, сколько специалистов/бакалавров/магистров работают на соответствующих образованию должностях не указано. Таким образом, трудно отследить эффективность той или иной направленности (профиля) на рынке труда.
В связи с отсутствием официальной статистики мы смеет только предполагать, что диплом вуза не всегда гарантирует трудоустройство на должность, соответствующую профессии, полученной в вузе. «С одной стороны, образование, кажется, способствует профессиональной карьере, с другой – затраченное на него время и труд чаще всего не получают эквивалента возврата» [5].
На наш взгляд, образование необходимо выстраивать комплексно, где дисциплины взаимосвязаны друг с другом и один предмет дополняет другой. В этом случае у обучающихся выстраивается система знаний, которая в дальнейшем закрепляется на практике в виде умений и навыков (ЗУНы). И только на основе сформированных ЗУНов можно говорить о таких на сегодняшний день популярных в образовательной среде явлениях как компетенции и компетентностный подход.
К сожалению, во многих образовательных организациях допускаются несистематизированные программы, не на всех профилях обучающиеся имеют возможность получить систематизированное образование. Наличие опыта является важным критерием при трудоустройстве. Однако многие программы уделяется недостаточно времени на практическое погружение в профессиональную сферу. На наш взгляд, восьми недель производственной практики в школе недостаточно, чтобы студент педагогического университета смог в должной степени научиться технологиям работы учителя.Необходимые профессиональные навыки выпускник вынужден приобретать непосредственно на рабочем месте и зачастую на должности, которая не соответствует его образованию. Также стоит согласиться с тем, что «конъюнктура рынка меняется, исчезает потребность в специалистах определенного профиля и появляется потребность в людях иной профессии, что предполагает необходимость постоянного совершенствования своих навыков» [4].
Поэтому, образование должно быть основой для последующего трудоустройства выпускников. Только в этом случае все нововведения, изменения и трансформации будут эффективными. Просто освоить учебную программу для нынешнего школьника/студента недостаточно, ему еще и нужно, как бы это просто не звучало, найти работу по специальности, что в современном мире сделать довольно сложно. Вероятно, что ориентир на производственную практику и прямое сотрудничество с работодателем является наиболее эффективным механизмом для «взращивания» специалистов нового поколения.
Список литературы:
Брызгалова С.О., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями [Текст] // Социальное образование. – 2010. – №3. – С. 14-20
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/. – (дата обращения: 07.12.2017)
Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. – Режим Доступа: http://vo.graduate.edu.ru/booklet#/?year=2015&year_monitoring=2016&board =0®ion=80&district=4. – (дата обращения: 08.12.2017)
Старыгина А.М. Глобальные тенденции в мировом образовании как причина модернизации отечественной образовательной системы. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – С. 284-288
Фортунатова В.А., Никитина А.А. Идеология коммодификации и стратегия современного образования // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2017. – №1. – Т. 16. – С. 54-61