ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САО "НАДЕЖДА") - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САО "НАДЕЖДА")

Клименко Д.С. 1
1Хакасский технический институт - филиал СФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Страхование как сфера предпринимательства является относительно молодым сегментом российского бизнеса. Оно проникает во все его сферы, снижая риск потерь экономических субъектов, обеспечивает независимость финансовых результатов операций этих субъектов от различного рода случайных явлений. Функциональное значение страхования – защита от финансовых «провалов» - является чрезвычайно важной для современного рынка. Поэтому необходимость развития отечественного страхового рынка очевидна.

Финансовая устойчивость и платежеспособность страховщика означает его безусловную способность исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования. В отличие от сферы производства, где товаропроизводитель сначала несет затраты на выпуск продукции, а затем компенсирует их за счет выручки от ее реализации, страховщик прежде аккумулирует средства, создавая необходимый страховой фонд, и лишь в дальнейшем несет затраты, связанные с ликвидацией убытков по заключенным договорам страхования.

Платежеспособность страховой компании является главным объектом контроля со стороны органов страхового надзора. Такой контроль осуществляется путем проверки финансовой отчетности и соблюдения установленных показателей, характеризующих финансовую устойчивость страховщиков.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов в виде инструкций, положений, указаний и «разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно ведется работа по актуализации издаваемых директив. Наблюдается тенденция ужесточения требований к финансовой устойчивости страховых компаний. В результате чего идет процесс концентрации капитала, поглощение крупными компаниями мелких, отзыв лицензий у компаний, не отвечающих новым стандартам.

Существующие методики оценки страховых компаний, в том числе и рейтинги, в первую очередь анализируют абсолютные финансовые показатели: собственный капитал и приравненные к нему средства, страховые выручки, страховые выплаты и т.д. Однако наибольший интерес представляют относительные финансовые показатели, которые вне зависимости от абсолютных дают возможность оценить финансовое состояние страховой компании и сравнить потенциал и тенденции развития страховщиков с различными абсолютными показателями.

Целью курсовой работы является изучение методов оценки стоимости страховой компании и его показателей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятия и цели оценки бизнеса;

  2. Рассмотреть финансовые показатели страховой организации;

  3. Сформировать систему коэффициентов и разработать методику оценки финансового состояния страховой компании;

  4. Провести анализ финансовой устойчивости страховой компании;

  5. Разработать предложения по улучшению финансовой деятельности страховой компании;

  6. Оценить финансовую устойчивость Страхового акционерного общества «Надежда».

Объект изучения курсовой работы – САО «Надежда»

Предметом изучения является методы оценки САО «Надежда» и его показатели.

Работа состоит из: введения, двух разделов, заключения, списка литературных источников, приложения.

1.Оценка стоимости страховых компаний 1.1. Основные понятия и цели оценки бизнеса

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. [5]

Существуют два предмета оценки бизнеса:

- оценка фирм, которая может основываться (но не обязательно) на оценке их имущества;

- оценка «бизнес - линий» (старый русский термин для них - дело; в немецком языке - Geschaeft) как совокупности прав собственности, технологий и активов, обеспечивающих ожидаемые с некоторой вероятностью будущие доходы. Оценка бизнес – линий в хозяйственной практике способна иметь пять основных целей:

1) оценить все бизнес – линии фирмы для того, чтобы суммой их стоимости (плюс рыночная стоимость указанных выше нефункционирующих активов) охарактеризовать подлинную рыночную стоимость данной фирмы как действующего предприятия;

2) определить ориентировочную обоснованную максимальную (способную служить в соответствующих торгах для продавца стартовой) цену, по которой держателю составляющих бизнес-линию контрактов можно продать третьим лицам свою контрактную позицию (права по контракту) в виде контрактной цессии (если она не запрещена в самом контракте, то, согласно Гражданскому кодексу любой страны с рыночной экономикой, в том числе и РФ, это возможно и без согласования с контрагентом по контракту);

3) оценить целиком однопродуктовое предприятие (фирму), цена которого совпадает (без учета нефункционирующих активов) с оценкой его единственной бизнес- линии;

4) оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рас- сматриваемой бизнес- линией (что, в свою очередь, может быть использовано в целях отбора инвестиционных проектов для финансирования);

5) установить ориентировочную обоснованную рыночную стоимость уставного (собственного) капитала предприятия, учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта и имеющего для этого решающие конкурентные преимущества, но еще не приступившего к реализации оцениваемого проекта.[6]

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.

Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). В любом случае их деятельность регулируется Федеральным законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных. А также объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.[1]

Оценку бизнеса проводят в целях:

• повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

• определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

• определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям.

При оценке бизнеса используются следующие виды стоимости:

1) рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект может быть продан на определенную дату на открытом конкурентном рынке, при условии, что покупатель и продавец обладают всей необходимой информацией, действуют разумно и не находятся под влиянием чрезвычайных ситуаций. (эффективный рынок – нет необходимости продать срочно)

Рыночная цена формируется при соблюдении следующих условий:

- стороны сделки не обязаны продавать или покупать объект;

- стороны действуют в своих интересах и обладают всей существенной информацией об объекте;

- объект продается на открытом рынке путем публичной оферты (предложение заключить сделку, не может быть отозвана, термин из гражданского законодательства);

- стоимость объекта и платеж выражены в денежной форме;

- срок экспозиции объекта на рынке достаточен для привлечения покупателей;

- стороны действуют разумно, то есть цена сделки является наибольшей для продавца и наименьшей для покупателя из достижимых;

- стороны не принуждаются к заключению сделки.[3]

2) инвестиционная стоимость – это стоимость объекта для конкретного лица при установленных инвестиционных целях использования объекта.

3) ликвидационная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой объект может быть продан, при условии, что продавец обязан совершить сделку за период более короткий, чем принято для данного рынка (банкротство, продажа заложенного имущества и другое).

4) кадастровая стоимость – это стоимость, определенная законодательно установленными методами массовой оценки, например, для налогообложения.

5) залоговая стоимость – это стоимость, по которой объект оценивается в качестве залога.

6) арендная стоимость – это стоимость объекта, исходя из которой рассчитываются арендные платежи.[3]

1.2. Страховые инструменты и механизмы их использования

Стоимость, защита, риск и услуга – это основные понятия, которые используются при страховании в рыночной экономике.

Понятие услуги является фундаментальным в страховании. Особенностью любой услуги является невидимый, неосязаемый характер. В то же время услуга всегда передается покупателю через производственную деятельность производителя услуги, причем эта деятельность должна быть экономически полезной, а ее результаты (услуги) иметь возможность выступать в качестве товара. Это является существенным моментом в вопросе об услугах в страховом бизнесе.[4]

Страховщик продает страхователю обещания. При этом исполнение контракта может быть подтверждено только со временем. Работа страховщика состоит в том, чтобы убедить потенциальных страхователей, что им надо купить страховой полис и что они заключают хорошую сделку, при которой им придется, заплатив страховой взнос, не иметь в дальнейшем проблем с получением страховой выплаты и получить хорошее обслуживание. Это является существенным моментом в вопросе об услугах в страховом бизнесе. На каждой стадии заключения договора и в продолжение всего срока действия договора страхования клиент должен чувствовать, что он особенный, что за свои деньги он получает подходящую именно ему защиту и по оптимальной цене, а также что руководство страховой компании эффективно управляет компанией и всегда ставит интересы клиента на первое место.

В основе страхования лежит понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В развитии этого понятия выделяются три ступени:

- риск определяется в самом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственных действий субъекта;

- риск можно определить как вероятное отклонение фактических результатов от их плановых ожиданий;

- риск как распределение вероятностей неблагоприятных результатов.

Вероятностные распределения ущербов часто называют чистыми рисками. В этой связи различают чистые риски и риски спекулятивные. Чистые риски связаны со случайными событиями, влекущими за собой только убытки или ситуацию, при которой положение остается тем же самым, не улучшается. Это риски, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, кражами, пожарами и т.д. Спекулятивные риски предполагают возможность получения как негативных, так и положительных результатов. К ним относятся все формы вложения денежных средств.[5]

Третьим ключевым понятием является защита. Многие черты этого понятия косвенно были раскрыты при рассмотрении понятия риск. Передача риска не может предотвратить травмы или болезни, поэтому с помощью одного лишь страхования человека нельзя защитить от опасностей, угрожающих его жизни. Что можно реально защитить - так это имущество и/или имущественные интересы лица (или корпоративной организации). Понятие защита включает в себя обеспечение страхователя денежными средствами (или, в некоторых случаях, эквивалентное возмещение - такое, как, например, право авиационного страховщика на замену «утраченного» самолета идентичной моделью), позволяющими восстановить имущество страхователя после происшедшего страхового события таким, как если бы страхового события не случилось.

Четвертым, самым важным понятием в страховом деле является вопрос о его стоимости.

В экономической теории предполагается, что стоимость измеряется в терминах «меновой стоимости» вещи, которая сводится к цене, по которой она продается на рынке.

Взимаемая страховщиком страховая премия должна корректироваться с учетом инфляции при каждом возобновлении страхования (что обычно происходит ежегодно) и, кроме того, обеспечивать, чтобы общий фонд, (который складывается из всех страховых премий, выплачиваемых застрахованными клиентами) был достаточным для выплаты всех компенсаций по законным страховым претензиям, которые возникнут в течение периода действия полисов, уплаты всех административных расходов, а также мог бы принести прибыль владельцам страховой компании.[4]

Основными субъектами страхования согласно ст.6 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются:

Страховщик – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившее в установленном этим законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховщик - один из главных субъектов страхового рынка, который за определенную цену (страховые взносы, премии) продает клиентам услугу по страховой защите их интересов. Для этого он из полученных взносов (премий) создает денежные страховые резервы и фонды;[2]

Страхователь, согласно п.1 ст.5 Закона, юридическое лицо и дееспособное лицо, физическое лицо, является другим главным субъектом страхового рынка. Он покупает у страховщика услугу по страховой защите своих интересов по цене, согласованной в размере страхового взноса (премии). В международном страховании страхователь называется полисодержателем;[2]

Застрахованное лицо – это, согласно п.2 ст.5 Закона, «третье лицо», в пользу которого страхователь заключил договор страхования со страховщиком. Застрахованным может быть и сам страхователь, если он страхует собственные интересы и за это уплачивает страховщику взнос (премию). Застрахованными могут быть и не страхователи, а те лица, которых он застраховал: его дети, иные родственники; наемные работники, которых застраховал предприниматель;[2]

Выгодоприобретатель – это, согласно п.З ст.5 Закона, назначенное страхователем физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат по договорам страхования. Страхователь не может заменить ответственности выгодоприобретателя после наступления страхового случая, выполнения выгодоприобретателем какой-либо обязанности по договору страхования, предъявления выгодоприобретателем требований о выплате к страховщику;[2]

Согласно ст. 4 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объектами страхования считаются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, во-первых, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (объекты личного страхования); во-вторых, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (объекты имущественного страхования); в-третьих, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физических лиц, а также вреда, причиненного юридическому лицу (объекты страхования ответственности);[2]

Страховая ответственность – это понятие, обозначающее обязанность страховщика выплатить страхователю, застрахованному лицу страховое возмещение или страховое обеспечение в определенной сумме, если произошли страховые случаи, записанные в общих условиях, правилах и договоре добровольного страхования или в законодательстве для обязательного страхования;[4]

Страховая стоимость – действительная стоимость застрахованного имущества, исчисляемая различно, в зависимости от действующего в стране законодательства и объекта страхования. Если страховая сумма равна страховой стоимости, то имущество застраховано полностью, если меньше - то часть ответственности остается на собственном риске страхователя;

Страховая сумма – денежная сумма, на которую страхователь страхует объект страхования, то есть сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость, поскольку, согласно ст. 10 Закона, страхование на величину этого превышения недействительно;[2]

Страховой интерес – мера материальной заинтересованности страхователя в сохранении имущества и/или дохода (своего или третьих лиц) с помощью страхования. При заключении договора страхователь обязан иметь страховой интерес или иметь в виду его появление до наступления страхового случая; Страховой тариф - ставка страхового взноса (платежа) с единицы страховой суммы или с объекта страхования. По обязательным видам страхования устанавливается законодательно, по добровольным - страховщиком, возможно, по согласованию со страхователем;

Страховой ущерб (убыток, вред) – потери страхователя, выраженные в натуральной или денежной форме, причиной которых послужила реализация страхового риска. Различают прямой ущерб в виде наступившего изменения состояния объекта страхования и косвенный или скрытый, проявляющийся как следствие прямого ущерба.[4]

Инструментами страхования являются документы, с помощью которых осуществляется экономическая деятельность между страховщиком и страхователем. Основными из таких документов являются: договоры страхования и перестрахования, декларации страхования, детальный сертификат, извещение о наступлении страхового случая, акты о несчастном случае, индоссаменты, ковер-нот, комбинированные полисы и другие.

Между страхователем и страховщиком заключается договор страхования, устанавливающий их взаимные права и обязанности по конкретному виду страхования. Договор страхования в пользу третьего лица устанавливает право требования для третьего лица, которое в заключении договора не участвовало. Исполнение такого договора может требовать как сторона, заключившая его, так и третье лицо, в пользу которого обусловлено исполнение, если иное не предусмотрено законом, договором и не вытекает из существа обязательств.

Кроме того страхователь пишет заявление (декларация страхования) об объекте страхования и о характере риска. Оно включает обычно сведения о его местонахождении, стоимости, состоянии, порядке хранения или исполнения, а также качественные характеристики (марка, модель, сорт, структура, состав и т. д.).[8]

После наступления страхового случая страхователь извещает страховщика специальным документом, в законно установленной форме. Страхователь сообщает сроки с указанием необходимых сведений о причинах, месте и времени наступления страхового случая, а также других сведений, необходимых для принятия решений об урегулировании претензий страхователя.

В свою очередь страховщик выписывает ковер-нот - документ для извещения страхователя о том, что его инструкции по заключению договора страхования выполнены, в подтверждение совершенного агентом страхования в пользу страхователя.[5]

1.3. Финансовые показатели страховой организации

Для оценки финансового положения Страховой организации проводится на основе финансовой отчетности (Приложение А,Б) и используются следующие группы показателей:

- показатели финансовой устойчивости;

- показатели ликвидности и платежеспособности;

- показатели рентабельности и убыточности;

- показатели развития страховой деятельности и политики перестрахования.

1. Показатели финансовой устойчивости.

А) Уровень собственного капитала – это отношение собственных за исключением нематериальных активов к величине пассивов. Данный показатель характеризует уровень финансовой устойчивости. Нормативные требования: 15-50%.

Низкий удельный вес собственных средств характеризует большой объем финансовых обязательств компании и, соответственно, возможные проблемы по выполнению новых обязательств. Кроме того, такой уровень собственных средств снижает устойчивость предприятия, так как делает его прибыль (и показатели эффективности деятельности) более зависимыми от внешних факторов. Это обусловлено двумя факторами: переходом большей части капитала к кредиторам, диктующим условия, и сокращением возможностей по привлечению дополнительных источников финансирования. Уровень собственного капитала менее 50% свидетельствует о том, что большая часть предприятия уже принадлежит не его собственникам, а кредиторам, которые могут диктовать свои условия. Высокий уровень собственного капитала (фактического) позволяет говорить о значительном запасе прочности и о широких возможностях привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (чем меньше доля заемных средств, тем больше вероятность получения средств из дополнительных источников финансирования). Уровень собственного капитала, равный 130%, достаточен для соблюдения требований финансовой устойчивости. Однако для первоклассных компаний он может быть несколько выше, чтобы даже случайные колебания рыночной конъюнктуры не смогли повлиять на их финансовую устойчивость.[9]

Б) Отношение собственных средств к страховым резервам – показатель определяет достаточность (адекватность) собственного капитала по отношению к объему принятых страховой компанией на себя рисков, выраженных в виде страховых резервов-нетто. Нормативные требования – менее 30%.

В) Уровень долговой нагрузки – позволяет оценить величину заемных средств, которую страховая компания привлекает для своей деятельности, а также величину кредиторской задолженности, которые являются прямыми обязательствами страховой компании. В среднем для страховой деятельности не характерна значительная величина заемных средств, так как страховая компания должна осуществлять свою деятельность и покрывать обязательства за счет собственных средств, а также за счет сформированных резервов. Привлечение страховой компанией заемных средств свидетельствует либо о недостаточности собственных средств страховой компании, либо о неэффективной политике по формированию страховых резервов. Нормативные требования – не более 25%.

2. Показатели ликвидности и платежеспособности.

А) Коэффициент ликвидности – это специальный параметр, который рассчитывается на основании бухгалтерской отчетности компании по форме №1. Путем вычисления коэффициента ликвидности появляется шанс определить реальную эффективность работы предприятия. Показатель характеризует способность компании отвечать по всем требованиям за счет ликвидных активов. Нормативные требования – не менее 50%.[6]

Б)Коэффициент текущей платежеспособности – дает оценку возможности предприятия погашать свои долги, показывая сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль краткосрочной кредиторской задолженности. А так же показывает насколько страховые выплаты и расходы по страхованию перекрываются. Нормативные требования – не менее 80%.[9]

3. Показатели рентабельности и убыточности.

А) Коэффициент общей рентабельности – это важнейший показатель, по которому судят о способности предприятия контролировать себестоимость выпускаемой продукции, а так же о политике ценообразования. Данный показатель называют показателем конкурентоспособности. Показатель характеризует рентабельность финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Нормативные требования – не менее 1%.

Б) Рентабельность собственного капитала – коэффициент равный отношению чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. Данными для расчета служит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Показатель характеризует рентабельность капитала. Слишком высокая рентабельность может свидетельствовать о нерыночности компании. Нормативные требования – 2-80%.[8]

В) Показатель уровня выплат - представляющий собой процентное отношение суммы выплат к поступившим страховым платежам, позволяет приближенно оценивать финансовые результаты осуществления того или иного вида страхования. Данный показатель в пределах конкретного отчетного периода весьма приблизительно отражает показатель убыточности потому, что не учитывает целый ряд важнейших экономических параметров, например, заявленных в прошлом периоде, но неурегулированных убытков, произошедших, но не заявленных в отчетном периоде убытков, дополнительные выплаты по судебным решениям в пределах срока исковой давности и т.д. Показатель характеризует эффективность ведения бизнеса. Стабильно большое значение свидетельствует о неэффективности, а маленькое - о вероятной недобросовестности компании. Нормативные требования – 5-60%

Г)Уровень операционных расходов – уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования. Данный показатель определяет долю премий, направленную на расходы по ведению бизнеса. Нормативные требования – не более 50%.[8]

4. Показатели развития страховой деятельности и политики перестрахования.

А) Динамика премии – показатель характеризует динамику развития страховых операций в течение 1 года. Слишком активный рост может быть следствием демпинга. Нормативные требования –5-70%.[9]

Общая эффективность деятельности страховой компании характеризуется показателями финансовых результатов. Финансовая деятельность страховой компании оценивается на основе анализа ее финансовых результатов. Финансовый результат от деятельности страховой компании складывается из трех элементов: финансовый результат от проведения страховых операций, финансовый результат от проведения инвестиционной деятельности и финансовый результат от прочей деятельности.[10]

Конечный финансовый результат деятельности компании - это балансовая прибыль или убыток. Прибыль является одним из важнейших показателей финансового результата деятельности страховой компании. Она служит основным источником увеличения собственного капитала компании, выполнения обязательств перед бюджетом, кредиторами, выплаты дивидендов инвесторам.

Убыток от страховой деятельности еще не является показателем неудовлетворительной работы компании. Некоторые страховые компании снижают страховые тарифы в целях привлечения клиентов. Общие финансовые результаты зависят от доходности финансовых вложений, поэтому необходимо сопоставлять финансовые результаты по всем составляющим.[11]

2. Анализ финансовых показателей САО «Надежда» 2.1. Характеристика САО «Надежда»

Страховое акционерное общество «Надежда», именуемое в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом Российской Федерации, иным действующим законодательствам Российской Федерации на основании решения акционеров под наименованием Закрытое акционерное страховое общество «Надежда».

5 мая 1999 г. осуществлена реорганизация в форме присоединения Закрытого акционерного общества Красноярской страховой акционерной компании «Возрождение» к Закрытому акционерному страховому обществу «Надежда». Закрытое акционерное страховое общество «Надежда» является правопреемником Закрытого акционерного общества Красноярской страховой акционерной компании «Возрождение».

15 декабря 2014 года решением акционеров утверждена редакция Устава с новым наименованием Общества – Страховое акционерное общество «Надежда».

Полное наименование Общества: Страховое акционерное общество «Надежда».

Сокращенное наименование Общества: САО «Надежда».

Место нахождения Общества: Россия, Красноярский край, город Красноярск.

Сведения об уставном капитале

Уставный капитал Общества составляет 411 788 000 (Четыреста одиннадцать миллионов семьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами. Он разделен на обыкновенные именные акции в количестве 1 029 470 (Один миллион двадцать девять тысяч четыреста семьдесят) штук номинальной стоимостью 400 (Четыреста) рублей 00 копеек каждая.

Руководство Общества:

Филиппова Маргарита Владимировна – генеральный директор;

Шеходанова Наталия Юрьевна – финансовый директор, первый заместитель генерального директора;

Козлова Наталья Евгеньевна – заместитель генерального директора по правовым вопросам;

Чичикина Елена Владимировна – заместитель генерального директора по страхованию;Дрянных Евгений Геннадьевич – заместитель генерального директора по безопасности.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности в сфере страхования, а также развитие страхования для обеспечения всесторонней и полной защиты имущественных прав и интересов граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Предметом деятельности Общества является страховая деятельность:

- по страхованию имущественных интересов, связанных с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней);

- по страхованию имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества);

- по страхованию имущественных интересов страхователя (застрахованного лица), связанных с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических лиц, юридических лиц (страхование финансовых рисков);

- по страхованию имущественных интересов, связанных с риском возникновения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе с риском неполучения ожидаемых доходов (страхование предпринимательских рисков);

- по страхованию имущественных интересов, связанных с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации; риском наступления ответственности за нарушение договора (страхование гражданской ответственности).

САО «Надежда» правомочно осуществлять страхование по следующим видам страхования, предусмотренным ст. 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- медицинское страхование;

- страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

- страхование средств железнодорожного транспорта;

- страхование средств воздушного транспорта;

- страхование средств водного транспорта;

- страхование грузов;

- сельскохозяйственное страхование (страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

- страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

- страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

- страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

- страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

- страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

- страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующей опасные производственные объекты;

- страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

- страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

- страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

- страхование предпринимательских рисков;

- страхование финансовых рисков;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

Страховую деятельность;

Инвестиционную деятельность с целью развития страхования и расширение потенциальных коммерческих возможностей Общества, а также создания благоприятных условий для достижения уставных целей, повышения финансовой устойчивости, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Общества;

Другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

11 октября 1991 года в городе Красноярске было учреждено страховое общество «Надежда». За 25 лет работы «Надежда» заняла достойное место на страховом рынке Красноярского края, а по отдельным направлениям — на рынке Сибирского федерального округа и Российской Федерации. Общество имеет дочернюю страховую организацию АО МСО «Надежда», работающую в Красноярском крае и Хакасии на рынке ОМС, и собственный медицинский центр «Надежда» (ООО «МедВизит»), позволяющий оказывать высококачественные услуги по ДМС. Все три компании входят в состав группы компаний «Надежда». География «Надежды» становится все шире. Из региональной компании с красноярской пропиской она стала крупным национальным страховщиком, представленным в 9 регионах нашей страны. Всего в компании работает 11 филиалов и более 55 представительств.

2.2. Оценка финансовых показателей САО «Надежда»

Анализ финансового состояния предприятия является важнейшим условием успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

Проведение финансового анализа необходимо как самому предприятию для оценки стратегии и тактики своей деятельности (внутренний более детализированный анализ), так и его партнерам - банкам, страховщикам, клиентам, инвесторам, акционерам и т.п. (внешний анализ).

В анализ финансовой деятельности любой страховой компании входит:

а) оценка структуры и динамики активов и пассивов баланса предприятия;

б) оценка достаточности страховых резервов;

в) анализ динамики основных показателей доходов и расходов компании по видам страхования иным, чем страхование жизни;

г) анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.

В данной курсовой работе акцент делается на финансовую устойчивость предприятия, которая является одним из важнейших показателей финансового состояния компании. Основой финансовой устойчивости страховщика является наличие оплаченного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. А так же на ликвидность и платежеспособность предприятия, ее рентабельность и убыточность и развития страховой деятельности и политики перестрахования.

Для оценки финансового состояния страховой организации целесообразно ограничиться небольшим числом коэффициентов, характеризующих различные аспекты деятельности страховых компаний (таких как платежеспособность, прибыльность, ликвидность и другие).

Показатели финансовой устойчивости:

(1.1)

Рисунок 1 – Соотношение расчетного показателя уровня собственного капитала с нормальными требованиями.

По результатам расчета и диаграммы видно, что уровень собственного капитала в организации находится в пределах нормы (15-50%) и составляет 28,8% за анализируемый период 2016 г. Так же следует отметить, что организация занимает устойчивое финансовое положение учитывают все риски как с кредиторами так и с дебиторами.

Рисунок 2 – Соотношение расчетного показателя отношение собственных средств к страховым резервам с нормальными требованиями.

По представленным данным на рисунке 2 и формуле 1.2, показано, что расчетный показатель находится в пределах норма (не менее 30%) и составляет 45,9% , делаем вывод о том, что организация имеет достаточного собственного капитала для своих риском, и отрицательно не скажется на финансовой устойчивости организации.

Рисунок 3 – Соотношение расчетного показателя уровня долговой нагрузки с нормальными требованиями.

По представленным данным на рисунке 3, видно, что рассчитываемый показатель находится в пределах нормативного требования (не более 25%) и доля заемных средств в пассивах составила 6,2%.

Показатели ликвидности и платежеспособности:

Рисунок 4 – Соотношение расчетного показателя коэффициента ликвидности с нормальными требованиями.

По результатам формулы 1.4 и данным диаграммы, стоит отметить, что коэффициент ликвидности выполняет нормативные требования (не менее 50%) и составляет 113,7% это говорит нам о том, что организация способна отвечать по всем требованиям долгосрочных и краткосрочных обязательств, за счет своих ликвидных активов.

Рисунок 5 – Соотношение расчетного показателя коэффициента текущей платежеспособности с нормальными требованиями.

Данные рисунка 5 показывают, что коэффициент текущей платежеспособности не соответствует нормативным требования (не менее 80%) и составляет 117,3 и говорит нам о том, что страховая компания покрывает выплаты и расходы страховыми премиями, что может повлиять на рентабельность компании в последующие периоды функционирования.

Показатели рентабельности и убыточности:

Рисунок 6 – Соотношение расчетного показателя коэффициента общей рентабельности с нормальными требованиями.

По данным расчета 1.6 и рисунка 6, следует отметить, что компания находится в пределах нормы (не менее 1%) и составляет 1,01% и рентабельна за анализируемый период.

Рисунок 7 – Соотношение расчетного показателя рентабельности собственного капитала с нормальными требованиями.

Исходя из данных представленных на рисунке 7, следует отметить, что рентабельность собственного капитала, находится в заданных нормативных границах (2-80%) и составляет 3,78%. Это говорит нам о том, что компания эффективно использует собственный капитал, и о хорошем ее взаимодействии с внешней средой.

Рисунок 8 – Соотношение расчетного показателя уровня выплат с нормальными требованиями.

По данным расчета формулы 1.8, делаем вывод о том, расчетного значение показателя соответствует заданным нормативным требованиям (5-60%) и составляет 57,7 %, это свидетельствует о том, что компания ведет бизнес добросовестно и эффективно и это уменьшает ее риски перед обязательствами.

Рисунок 9 – Соотношение расчетного показателя уровню операционных расходов с нормальными требованиями.

Из расчетных данных в формуле 1.9, следует что, уровень операционных расходов соответствует норме (не более 50%) и составляет 20,4%, расчет этого показателя свидетельствует нам о том, организация определяет долю премий для ведения бизнеса за покрытие этих расходов.

Показатели развития страховой деятельности и политики перестрахования:

Рисунок 10 – Соотношение расчетного показателя динамики премий с нормальными требованиями

В расчетах по формуле 1.9, было определено, какова доля премий идет на покрытие операционных расходов, а по формуле 1.10, вычислим какова динамика премии. Данное расчетное значение представлено на рисунке 10, и показано, что показатель динамики премий соответствует норме (5-70%) и имеет среднее значение 20,5% и свидетельствует о стабильной динамики страховых операции в течении анализируемого периода 2016 года.

С точки зрения оценки финансовой устойчивости страховая компания САО «Надежда» является платежеспособной компанией, независимой от заемных источников средств, способной адекватно и в срок оплачивать поступающие претензии. В то же время необходимо отметить, что целесообразно проводить оценку финансовой устойчивости показателей страховой компании ежеквартально, чтобы своевременно выявить отклонения от нормативных значений и вырабатывать действия, способствующие восстановлению финансовой устойчивости компании.

Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что в 2016 году САО «Надежда» была высокодоходной, платежеспособной и финансово устойчивой компанией, но с рисками своих страховых премий, выплатами, и расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхование как экономическая категория представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных, случайных и неблагоприятных явлениях (рисках). Страхование обеспечивает нормальное общественное воспроизводство на всех уровнях.

Главное, что дает страхование - это спокойствие, защищенность, уверенность и стабильность. Чем больше в стране заключено договоров страхования, тем меньше нагрузка приходится на государственные, региональные и другие финансы, следовательно, у государства имеется прямой интерес поддерживать страхование.

Для того, чтобы российский страховой рынок превратить в цивилизованный, государство должно оперативно решить вопросы с законодательной базой, налогообложением, обеспечением защиты интересов страхователя.

Очень важным является вдумчивый подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платёжеспособности. При этом не стоит забывать о том, что финансовая устойчивость страховой компании является одним из основных критериев оценки ее деятельности.

В данной курсовой работе рассматривались финансовые показатели страховой компании на примере Страхового акционерного общества «Надежда», её финансовая устойчивость и показатели платежеспособности и ликвидности, показатели рентабельности и убыточности и показатели развития страховой деятельности и политики перестрахования за анализируемый период 2016 год.

Страховое акционерное общество «Надежда» - динамично развивающаяся страховая компания. Она относиться к универсальным страховым компаниям и осуществляет операции по прямому страхованию и перестрахованию.

По показателям финансовой устойчивости и платежеспособности и ликвидности следует отметить, что САО «Надежда», является платежеспособной компанией, независимой от заемный средств, способной в срок оплачивать свои страховые обязательства. А по показателю страхования и перестрахования показано, что сумма страховых обязательств на отчетную дату составляет 1 771 381 092 рублей. Так же был выявлен разрыв ликвидности (91,3 млн.) между активами и обязательствами по срокам погашения по сроку от 6 месяцев до 5 лет и общей суммы активов достаточно для покрытия обязательств.

Портфель организации на 84% состоит из автострахования. Соответственно, основные риски связаны именно с видами автострахования. По ОСАГО наблюдается сильный рост портфеля заключенных договоров в связи с введением в продажи электронных полюсов. Этот новый вид продаж, несет в себе значительные риски увеличения убыточности за счет роста самой убыточности, связанные с мошенничеством застрахованных и т.д. Рост убыточности по ОСАГО составляет 73% бизнеса организации. В связи с ростом убыточности следует решать данную проблему.

После анализа финансовых коэффициентов (таких как уровень собственного капитала, отношение собственных средств к страховым резервам, уровень долговой нагрузки, коэффициент ликвидности, коэффициент текущей платежеспособности и др.), а также оценки платежеспособности рассматриваемого предприятия Страхового акционерного общества «Надежда» был сделан вывод, что страховая компания платежеспособна, может выполнять имеющиеся в данный момент обязательства, ее финансовое состояние устойчивое. Источником для расчета показателей послужил бухгалтерский баланс, и отчет о финансовых результатах.

Платежеспособность Страхового акционерного общества «Надежда» обеспечивается наличием достаточных страховых резервов (не ниже нормативного уровня), правильной инвестиционной политикой их размещения, оплаченным уставным капиталом. Уверенность в финансовой устойчивости страховой компании создает предпосылки для продления и расширения бизнеса.

В целях улучшения деятельности компании и повышения ее финансовой устойчивости и платежеспособности используются следующие направления деятельности:

  1. Оптимизация перестраховочной защиты;

  2. Использовать в работе соотношение между видами страхования согласно разработанным процентам;

  3. Инвестирование средств, страховых резервов в гарантированные финансовые инструменты;

  4. Страхование здоровья иностранных туристов;

  5. Страхование онлайн платежей в сети Интернет

  6. Информирование населения о нарушениях, допускаемых субъектами страховых отношений;

  7. Организация консультаций и семинаров, как для страховщиков, так и для страхователей с целью ознакомления с принципами и новыми подходами к ведению страхового дела, осуществлению маркетинга;

  8. Сотрудничество и взаимодействие страховщиков с учебными заведениями, например, проведение олимпиад по страхованию среди студентов и школьников, организация стажировок студентов, готовых работать в страховых компаниях и др.

Внедрение данных рекомендаций должно привлечь в компанию новых клиентов, повысить показатели ее деятельности и обеспечить более стабильную финансовую устойчивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. От 29.07.2017) // Cправочно – правовая система «Консультант Плюс»

  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 17.05.2007) // Справочно – правовая система «Гарант»

  3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.Ф. Беллендир – М.: ДИС, 2012. - 398 с.

  4. Архипов, А.П. Основы страхового дела. Уч. пособие. / А.П, Архипов, В.Б. Гоммель - М.: «Маркет ДС», 2014. - 413 с.

  5. Ахвледиани, Ю.Т. Страхование / Ю.Т. Ахвледиани, под ред. В.В.Шахова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 511 с.

  6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Т.Б. Бердикова - М: ИНФРА-М, 2014 - 268 с.

  7. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности. Учебник. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2015 - 164 с.

  8. Куликов, С.В. Финансовый анализ страховых организаций. / С.В. Куликов - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 221 с.

  9. Методика оценки финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации - Москва: 2017 г.// [Электронный ресурс]: https://www.otpbank.ru/f/retail/insurance/insurance_company/metodika_ocenki_strah_organizacii.pdf

  10. Родионова, Я.С. Финансовая устойчивость страховой организации и факторы ее обеспечения./ Я.С.Родионова – КемГУ Кемерово: 2014 г. //[Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=23739917

  11. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности страховой организации./ К.В. Щиборщ – Дубна: 2017 г.//[Электронный ресурс]: http://www.auditfin.com/fin/2002/1/fin_2002_11_rus_04_01.pdf

Просмотров работы: 309