ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Хабаху Ш.А. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход России к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной защиты населения.

Развитие системы социального обслуживания различных категорий населения как самостоятельного направления социальной защиты было обусловлено возрастающей потребностью в предоставлении различного рода социальных услуг, помощи и поддержки. Кризис экономики переходного периода обострил общественные противоречия и способствовал появлению новых категорий граждан, нуждающихся в социальных услугах, что, в свою очередь, повлияло на развитие новых типов учреждений социального обслуживания и социальных технологий работы с различными категориями граждан. В системе социального обслуживания населения произошла существенная модернизация в целях удовлетворения потребности общества в социальной поддержке, особенно семьи и детей, как самостоятельных объектов социальной политики РФ.

В настоящее время приходится констатировать факт роста числа подростков «группы риска». Дети «группы риска» – это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. В данном аспекте актуальной является деятельность социального работника по индивидуальному сопровождению подростков «группы риска» в учреждениях социального обслуживания.

Сфера деятельности социального работника достаточна разнообразна. При самой жесткой ее регламентации перед социальными работниками возникают сложные задачи и проблемы. В условиях учреждений социального обслуживания от социального работника требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого подростка. Работа с подростками «группы риска» является одной из самых тяжелых в психологическом плане.

Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия [1].

Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации [1].

Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности [1].

Под индивидуальным сопровождением подростков «группы риска» понимается технология деятельности социального работника, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью индивидуального сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды. Таким образом, индивидуальное сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход.

Важнейшее положение системно-ориентационного подхода - опора на внутренний потенциал развития подростка, на право его как субъекта субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития, необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги [3].

К основным рекомендациям по разработке программы деятельности социального работника по индивидуальному сопровождению подростков «группы риска» можно отнести следующие: - взаимодействие социального работника и подростка, должно быть направленно на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; - организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); - помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении подростка «группы риска»; сопровождение семьи подростка «группы риска» (информационная поддержка, консультирование); организацию и предоставление бесплатного питания в школе; обращение в районные, городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения [2].

В рамках индивидуального сопровождения подростка «группы риска» развитие социально-эмоциональной компетентности подростка – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия.

Таким образом, основными направлениями деятельности социального работника по индивидуальному сопровождению подростков «группы риска» в учреждениях социального обслуживания являются: а)ранняя диагностика подростков «группы риска». По мнению Н.А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения: дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом; дети, находящиеся в условиях депривации; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей; б)консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами; в) Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей; г) организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб; д) патронаж детей «группы риска». 6) Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Список использованной литературы:

  1. Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков групп риска. Программа сотрудничества ЕС/ под. ред. Панченко Е.Н. Майкоп., 2011.

  2. Никитина, Л. Е.Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов/Л. Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2012. – 234 с.

  3. Никончук, А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы // Социально-педагогическая работа №3, 2011. – С. 11-18.

Просмотров работы: 128