О.В. Ляшин в своих исследованиях предлагают следующую классификацию социальных технологий: технологии поиска стратегии управления; технологии социального моделирования и прогнозирования; информационные технологии; внедренческие технологии; обучающие инновационные технологии; технологии прошлого опыта. «Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами» [1, c. 78].
П.Д. Павленок выделяет две группы технологий в социальной работе: функциональные и частные. Автор «к функциональным технологиям социальной работы автор относит: социальная терапия и методы ее осуществления; социальная адаптация; социальная реабилитация; социальное консультирование; социальное посредничество; социальная коррекция; социальная диагностика; психологические методы в социальной работе; социальное прогнозирование; социальная профилактика; социальное проектирование; социальная экспертиза; методы групповой работы; социально-экономические методы социальной работы; социально-педагогические методы; организационно-управленческие технологии в социальной работе; технологии связи с общественностью [2, c. 67].
В процессе исследования нами была разработана технология социальной работы по преодолению виктимности детей из малоимущих семей.
Проектирование технологии состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного.
Цель технологии социальной работы по преодолению виктимности детей из малоимущих семей - успешная адаптация детей из малоимущих семей в социуме.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Кошехабльский комплексный центр социального обслуживания населения.
В процессе наблюдения и социального патронажа 5 семей на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения нами были определены основные проблемы малоимущих семей: задержка или отсутствие выплаты ежемесячного пособия на ребенка; большинство семей не имеют представления, в какие органы необходимо обратиться за помощью; отсутствие информационной поддержки малоимущих семей; задержки очередей на путевки в профилактории, санатории, детские оздоровительные лагеря.
Методы использованные в процессе выявления актуального состояния респондентов: патронаж семей, наблюдение за членами семьи в ходе патронажа и беседа с ними, тестирование родителей (тест-опросник родительского отношения (ОРО)), методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой. В результате патронажа пяти малоимущих семей, нами было выявлено 12 подростков в возрасте от 11-14 лет, чье поведение характеризуются как отклоняющееся. Большинство плохо учатся в школе, прогуливают уроки, имеют вредные привычки, состоят на учете в ПДН. По результатам посещения малоимущих семей нами определены жилищно-бытовые условия их проживания, а именно для них характерно: санитарно-гигиеническая запущенность жилья (52,1 %), неорганизованный быт (35,1%); аварийное состояние жилья (12,81%).
Результаты обследования жилищно-бытовых условий так же показали, что практически все подростки живут в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем (57,5%), ведут асоциальный образ жизни (20%), занимаются попрошайничеством (22,5%).
Доход каждой семьи ниже прожиточного уровня и в основном складывается из случайных заработков и детских пособий. У детей, как правило, нет зимней одежды, необходимых продуктов питания, а также нормальных бытовых условий для жизни. Часто в таких семьях собираются пьяные компании, устраиваются драки и скандалы. Родители воспитанию своих детей не уделяют внимания, относятся к ним с безразличием. Такое поведение родителей очень сильно влияет на отклонение в поведении подростков. Психологическая обстановка в таких семьях очень тяжелая, между детьми и родителями нет атмосферы взаимопонимания и доброжелательности.
Также на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для выявления актуального состояния респондентов нами использовались методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой.
Для большинства числа респондентов было характерно: необщительность, замкнутость; эмоциональная неустойчивость; беспринципиальность, неорганизованность, безответственность, гибкие установки по отношению к социальным нормам; неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Они легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. Поведение подростков характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого себя. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Респонденты постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки со стороны окружающих. Респонденты склонны к агрессивному виктимному поведению.
Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что малоимущая семья, характеризующаяся неблагополучным (асоциальным) образом жизни является серьезным фактором, оказывающим влияние на формирование виктимности детей. И этот фактор следует учитывать при проектировании технологии социальной работы по преодолению виктимности детей из малоимущих семей.
Основу процедурного этапа технологии составила программа «Преодоление виктимности детей из малооимущих семей» в условиях учреждений социального обслуживания. Цель программы – преодоление виктимности детей из малооимущих семей. Учитывая основные направления социальной работы по преодолению виктимности детей из малоимущих семей, а именно: социальная диагностика (выявление социальных и личностных проблем детей из малоимущих семей); социальное консультирование (разрешение социально-педагогических проблем детей из малоимущих семей; организация и проведение индивидуальных консультаций для детей из малоимущих семей, консультирование родителей); профилактика (раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей из малоимущих семей). Нами были сформулированы задачи программы: обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; формирование таких качеств, как эмпатия, доверие; формирование личностной мотивации детей на занятиях. Программа состояла из восьми занятий. Занятия проводились один раз в неделю, в течение двух месяцев. После апробации технологии социальной работы по преодолению виктимности детей из малоимущих семей нами наблюдались изменения в поведении подростков.
Для респондентов характерно: общительность; открытость; социальная смелость; развитый самоконтроль; целенаправленность; самораскрытие; самовыражение; уверенность в себе; ответственность; активность. Подростки стали более мотивированы на учёбу, у них повысилась успеваемость.
После организации социального консультирования малоимущих семей нами был организован повторный социальный патронаж малоимущих семей.
Контрольный патронаж семей, наблюдение за членами семьи в ходе патронажа и беседа с ними, тестирование родителей выявили следующее: социальный работник обратился в органы по трудоустройству несовершеннолетних, в результате чего подростки будут летом трудоустроены. Подростки стали более внимательны к родителям , помогают им по хозяйству. Совместная деятельность социального работника, учителей и сотрудника правоохранительных органов повлияла на родителей подростков и убедила их в необходимости воспитания детей, а также на самих подростков, которые стали меньше пропускать школу, не совершают асоциальных поступков. Социальный работник держит на контроле вопрос о переселении семьи из аварийного жилья, следит, чтобы были соблюдены обещанные сроки переселения.
Список использованной литературы:
Ляшин, О.В. Социальная работа с малоимущими семьями [Текст] / О.В. Ляшин. - М., 2011. - 254 с.
Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы : учеб. пособие [Электронный ресурс] / П.Д. Павленок. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 592 с. - – Режим доступа : http://biblioclub.ru.