БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Барабаш А.П.1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бизнес-план - это короткое, точное, доступное и понятное описание предлагаемого бизнеса, что является важным инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяя вам выбирать наиболее перспективные решения и определять способы их достижения.[ http://bmanager.ru]

Бизнес-план - это документ, который позволяет управлять бизнесом, поэтому он может быть представлен как необходимый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассмотреть бизнес-план как сам процесс планирования, так и инструмент внутреннего управления. Бизнес-план - это документ, который обеспечивает успех предлагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план является инструментом самообразования.

Наряду с основной, определяющей целью, составители бизнес-плана обязаны отразить другие цели:

1) социальные цели - преодоление дефицита товаров и услуг, улучшение экологической ситуации, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных отношений;

2) повышение статуса предпринимателя - развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технический и технологический, научный, образовательный и духовный). Это служит предпосылкой и гарантией успеха последующих транзакций, повышением престижа предпринимателя, порождаемого его славой, хорошей репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) другие, специальные цели и задачи - развитие контактов, зарубежных поездок, въезд в различные ассоциации и т. Д.

Или, например:

1) понимать степень реальности достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы существующей компании или создания новой;

3) убедить работников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, запланированных в проекте, и т. д.

Основным направлением бизнес-плана является концентрация финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием компании:

1) определить конкретные сферы деятельности, перспективные рынки и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для производства и сбыта продукции, сравнить их с ценами, по которым будут проданы товары, с целью определения потенциальной рентабельности проекта;

3) определение пригодности персонала фирмы и условий для мотивации их работы для достижения поставленных целей;

4) анализировать материальное и финансовое положение фирмы и определять, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) рассчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать осуществлению бизнес-плана.[ www.e-reading.club]

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первый из них связан с возможностью использования его для разработки бизнес-стратегии. Эта функция жизненно важна при создании предприятия, а также в разработке новых направлений бизнеса.

Вторая функция - планирование. Она позволяет нам оценить возможности для разработки новой линии бизнеса, мониторинга процессов внутри компании.

Третья функция позволяет вам привлекать средства - кредиты, займы. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно реализовать какой-либо значительный проект, но получить кредит непросто. Основная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в увеличении невозврата кредитов. В этой ситуации банки осуществляют целый пакет мер по обеспечению возврата средств, включая требования банковских гарантий, реальной безопасности и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие хорошо разработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлекать потенциальных партнеров для реализации планов компании, которые хотят инвестировать свой собственный капитал или технологию в свои продукты. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологий возможно только при наличии бизнес-плана, который отражает ход развития компании на определенный период времени.

Пятая функция, которая включает всех сотрудников в процессе составления бизнес-плана, позволяет им улучшить свое понимание предстоящих действий, координировать усилия, создавать мотивацию для достижения целей.

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется подробный бизнес-план. Часто на стадии его подготовки выявляются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, большинство фирм составляют планы на год. В течение этого периода они подробно описывают различные области фирмы, а дальнейшее развитие бесплатное. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и только крупные компании, которые находятся на своих ногах, планируют на срок более 5 лет.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение для определения стратегии планирования на макроуровне. Набор долгосрочных бизнес-планов для предприятий - это информационная база, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, бизнес-план используется в наибольшей степени при оценке рыночной ситуации как за пределами фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Это может помочь крупным предпринимателям расширить свой бизнес, купив акции другой фирмы или организуя новую структуру производства, а также послужит основой для формирования общенациональной стратегии планирования.

В рыночной экономике существует множество вариантов бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-плана в зависимости от цели: по бизнес-направлениям (продукты, работа, услуги, технические решения ), на предприятии в целом (новом или текущем).

Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Во-первых, инициаторы проекта разрабатывают бизнес-план, а методологические рекомендации получаются от специалистов, в частности от потенциальных инвесторов. В зарубежной практике этот подход является более предпочтительным. В дополнение к авторам концепций, изложенных в бизнес-плане, финансисты, которые знают особенности кредитного рынка, наличие свободного капитала, риск этого бизнеса принимают активное участие в его создании. Во втором подходе инициаторы бизнес-плана сами не разрабатывают его, а выступают в роли клиентов. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторских коллективов, отдельных авторов. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие иностранные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не выполняется.

В любом случае, независимо от того, как бизнес-план разрабатывается в процессе его развития, интересы и условия заинтересованных сторон взаимно учитываются и связаны:

1) заказчик бизнес-плана, являющийся независимым инвестором или использующий привлеченный капитал, чья доля представляет собой реализацию проекта и получение дохода;

2) инвестор, чья доля представляет собой возврат вложенных средств и получение дивидендов;

3) потребители, использующие продукты, интересы которых удовлетворяют потребности в товарах;

4) органы, определяющие потребности и приоритеты развития бизнеса, основной целью которых является удовлетворение социальных потребностей. [http://www.bizyou.ru]

В бизнес-плане предполагаемая ситуация оценивается как внутри фирмы, так и за ее пределами. Особенно важно, чтобы руководство руководствовалось условиями акционерного владения, так как именно с помощью бизнес-плана менеджеры компании решают накапливать прибыль и распределять свою долю в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется для обоснования мер по совершенствованию и развитию организационной и производственной структуры компании, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что этот план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование для развития групп фирм, которые связаны с сотрудничеством и производством идентичных или дополнительных продуктов. В этом случае компании-партнеры осуществляют общее финансирование.

Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например, для одноточечных и многоточечных организаций. Одноточечная организация - это организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно, организация, состоящая из двух или более предприятий, будет многоточечной. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся к одному бизнес-плану. Если бизнес начинается в первый раз, то в план включены только рассчитанные индикаторы. Если бизнес уже существует, то в план включены данные отчетности за предыдущий год, с которыми сравниваются показатели запланированного года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, который требует внешнего финансирования, является наиболее сложным видом бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются общие разделы бизнес-плана, связанные с инвестиционным проектом.

Особенностью диверсифицированных организаций является направленная реализация нескольких видов деятельности. Это должно быть отражено в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях определенные мероприятия осуществляются в специальных подразделениях - филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях организация выступает в качестве многоточечного, и, соответственно, составляется бизнес-план.

Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо подробного производственного плана он кратко излагает планируемый список услуг (работ), которые будут предоставлены. Прежде всего, это охват условий предоставления услуг (работы), наличия лицензий, разрешений, сертификатов и прав потребителей. Вместо плана производства рабочий план разрабатывается в бизнес-плане непроизводственной организации, в которой средства, помещения и ресурсы, необходимые для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, труде, связи объекты и т. д., разрабатываются аналогично планам производственных организаций.

Список литературы

1.Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов. Савельев Ю.В., Жирнель Е.В. Петрозаводск 2007г.

2. https://www.e-reading.club

3. Бизнес-планирование: конспект лекций. Бекетова О. Н., 2009 г.

Просмотров работы: 270