Способ продаж является важным звеном в развитии предприятий. Сейчас наиболее популярным из них является интернет-маркетинг. В условиях быстрого развития интернета значительно возросло количество сделок, осуществляемых через сеть электронной торговли. Преимущество таких покупок определяется большим разнообразием предлагаемых товаров, их низкой ценой, всё улучшающимся сервисом доставки и оплаты товаров, покупаемым «on lain». Электронная коммерция стремительно развивается, её услугами всё активнее пользуются люди всего мира, в том числе жители России и Китая (см. Табл.1).
Таблица 1 – Онлайн продажи в России и Китае, 2016 г. [1, 2]
Количество пользователей интернета (млн чел.) |
Оъем продаж онлайн |
|
Китай |
751 |
22,58 трлн юаней |
Россия |
84 |
1150 млрд руб. |
Широкое распространение электронной торговли осуществляется, главным образом, за счет следующих аспектов:
1. Быстрое развитие интернета.
2. Поддержка со стороны правительств многих стран, которые активно поощряют развитие интернет – торговли.
3. Е-commerce имеет свои преимущества для организаций:
снижаются операционные издержки;
сокращается цикл производства;
увеличивается географический рынок продаж, в том числе, экспорт.
Е-commerce значительно изменила современную структуру международной торговли. Значительно расширилось международное торговое пространство, сократилось время и стоимость трансакционных операций. Покупки «on lain» стали мгновенными, «умными», простыми для покупателя.
Е-commerce в России
В России е-commerce появился сравнительно недавно, но уже на сегодняшний день имеет огромный успех и распространение среди населения. Сравнительно небольшие цены на продукцию, приемлемое качество, широкий, а иногда уникальный ассортимент привлекают покупателей. Например, один из популярных онлайн-магазинов OZON.ru, ассортимент товаров которого составляет 4680 тыс. наименований, за первое полугодие 2017 года увеличил оборот компании на 33%, количество выполненных заказов – на 41%, выручка при этом составила 9 млрд руб. [1].
Но вместе с тем существуют факторы, препятствующие развитию e-commerce в России, основными из которых эксперты называют следующие [1]:
1. Высокая стоимость эквайринга для интернет-магазинов.
2. Введённые ограничения по стоимости покупки одним покупателем в течение месяца.
3. Запреты на дистанционную продажу лекарств, алкоголя.
4. Наличие юридических противоречий при продаже ювелирных изделий, продуктов питания.
5. Неготовность кадров к работе в многовариантном, многополюсном, взаимозависимом мире и другие.
Безусловно, e-commerce в России будет активно развиваться, преодолевая внутренние и внешние трудности.
Е-commerce в Китае
В Китае электронная торговля появилась позже, чем в Европе и Северной Америке. Начало её развития приходится на конец 1990-х годов. Но скорость развития e-commerce в Китае была очень высокой, чему способствовала большая государственная поддержка предприятий, осуществляющих интернет – продажи. Развитие электронной торговли Китая представлено в Таблице 2.
Таблица 2 – Оборот электронной торговли Китая, трлн юаней [3]
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
3,7 |
4,5 |
6 |
8,5 |
10,2 |
13,5 |
16,4 |
19,7 |
На долю цифровой экономики в Китае приходится 30,3% ВВП [3].
Вместе с тем, существуют факторы, сдерживающие развитие e-commerce:
1. Не все качественные характеристики товара наглядно представлены на сайте, что удерживает потенциального покупателя от покупки.
2. Система и время доставки зачастую не устраивают покупателя.
3. Слабая информационная защита пользователя при оформлении и оплате покупки и другие.
Устранение этих причин позволит дальнейшему расширению электронной торговли, осуществляемой китайскими предприятиями.
Таким образом, мы видим, что e-commerce активно развивается и имеет перспективы развития в будущем как в России, так и в Китае.
Библиографический список
1. Ассоциация компаний интернет торговли [Электронный ресурс]. — URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 10.12.2017)
2. Чжэн Лили. Статистика количества пользователей интернета в китае в 2017 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. mnw.cn/news/china/1894919.html (дата обращения: 10.12.2017)
3. Хань Чао Современное состояние развития электронной торговли в Китае // Известия СПбГЭУ. 2017. №4 (106). [Электронный ресурс]. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-razvitiya-elektronnoy-torgovli-v-kitae (дата обращения: 10.12.2017)