Любой проект характеризуют:
временные ограничения;
стоимость проекта;
уникальный результат;
алгоритм реализации по этапам и во времени[5].
Эти характеристики в полной мере присущи инвестиционному проекту. Но инновационный проект не набор документов, как пытаются достаточно часто его представить некоторые авторы. Сущность инвестиционного проекта заключается в реализации некой инновационной идеи, уже воплощенной в разработанных технологиях или оборудовании, на конкретном объекте инвестиций. Проект выполняется исполнителями по плану в условиях ограниченности ресурсов в определенной природной и социальной среде, которые также накладывают определенные ограничения на его реализацию. Поэтому важно определить понятие и виды инвестиционных проектов[4].
Инвестиционный проект это реклама и описание идеи проекта, коммерческое предложение инвесторам и оценка его эффективности, руководство к реализации проекта и бизнес-план функционирования инвестиционного объекта. Это комплекс мероприятий участников проекта по достижению, поставленной в проекте, цели. Все это объединяет понятие инвестиционного проекта[2].
Основная цель инвестиционного проекта, для любого инвестора, заключается в максимизации прибыли от вложений в инвестируемый объект. Даже инвестируя в социальные объекты, инвестор предполагает увеличение прибыли в будущем на производственных объектах, из-за улучшения социальных условий работающих, куда он вложился[5].
Инвестиционные проекты рождаются из потребностей предприятия. Условием жизнеспособности инвестиционных проектов является их соответствие инвестиционной политике и стратегическим целям предприятия, находящим основное выражение в повышении эффективности его хозяйственной деятельности [1]. Оценка эффективности инвестиционных проектов - один из главных элементов инвестиционного анализа; является основным инструментом правильного выбора из нескольких инвестиционных проектов наиболее эффективного, совершенствования инвестиционных программ и минимизации рисков. В настоящее время инвестирование в образовательную сферу регулируется по общим правилам, содержащимся в действующем российском законодательстве. В то же время специфика образовательного комплекса предполагает существование некоторых особенностей инвестирования в эту сферу.
1. «Инвестиционная привлекательность» образовательного проекта напрямую связана с результатами инновационной деятельности образовательного учреждения. Иными словами, шансы для такого учреждения получить инвестиции напрямую связаны со стратегией его инновационного развития[2].
2. Одним из приоритетных направлений развития отечественного образования является его регионализация и муниципализация. В соответствии с этим особое значение приобретают инвестиции на региональном и муниципальном уровнях.
3. Образование в настоящее время переживает период активного реформирования (это касается всех уровней образовательной системы). Вследствие этого для привлечения инвестиций в образовательную сферу необходимы особые правовые гарантии защиты инвестиций.
4. Учитывая то обстоятельство, что практически все слои населения так или иначе связаны со сферой образования, необходимо активизировать приток инвестиционных потоков непосредственно от населения (образовательные займы, создание попечительских советов и т. д.).
5. Российское образование имеет высокую степень привлекательности на международном инвестиционном рынке. Это объясняется прежде всего несомненным авторитетом российской науки и огромным опытом, накопленным отечественной системой образования. Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов иностранного происхождения необходимо прочно увязывать перспективные международные образовательные и научные проекты с проблемами инвестирования в российское образование и науку[5].
Таким образом, в организационном плане региональным и муниципальным образовательным учреждениям следует добиться выполнения следующих первоочередных задач:
1) создание структурных подразделений, отвечающих за привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
2) укомплектование вновь созданных структурных подразделений кадрами, прошедшими специальную подготовку (в рамках программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки и т.д.) по направлению «Инвестиции и инвестиционная деятельность»[2];
3) формирование кратко- и среднесрочных, а также перспективных инвестиционных планов и программ данного образовательного учреждения;
4) установление тесного сотрудничества и взаимодействия на постоянной основе с промышленными и финансово-кредитными кругами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории данного региона. Особое внимание следует уделить налаживанию контактов с местными торгово-промышленными палатами;
5) активизировать создание ряда традиционных для образования структур (прежде всего попечительских советов), способствующих своей деятельностью мобилизовать дополнительные частные вложения в сферу образования.
Экономико-правовые аспекты инвестиционной политики, наряду с ее организационной основой, определяют контуры будущего регионального и муниципального образования в России
Список литературы
Гуськова Н.Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты // Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2010. - 132 с. 14.
Игошин, И. Роль банков в инвестиционном процессе // Инвестиции в России.-2012.-№ 2. - С. 10-17. 17.
Ильинский И. В. Инвестиции в образование: источники формирования и оптимизация. // Экономика образования, N. 1 /2014, с. 11
Клавденко, В. Инвестиции и экономический рост // Инвестиции в России.- 2014.-№7. -С. 40-46. 18.
Ковалев, В. В. Методы оценки инвестиционных проектов // Финансы и статистика. М., 2015 98. - 141с. 19.
Меркулов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирования инвестиционных проектов // М, 2016. - С. 159. 21.