К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

Рязанцева А.М. 1, Ефанова А.А. 1
1Финансовый Университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Банки являются одним из центральных звений системы структур рынка. Развитие их деятельности является важным условием реального формирования механизма рынка.

В условиях мировой глобализации существенно возрастает значение банковской системы в экономике страны. Банки как основные финансовые институты страны оказывают прямое воздействие на макроэкономические процессы, максимизируя их результаты. Следовательно, актуальность проблемы совершенствования системы банковского надзора предопределена не только наличием нерешенных вопросов, но и возрастающей необходимостью обеспечения финансовой безопасности банковских операций и действия всей кредитной системы государства. Поиск путей совершенствования системы банковского надзора в современных условиях является особым предметом научного теоретического и практического исследования.

Коммерческие банки являются особой категорией деловых предприятий, которые называются финансовыми посредниками. Они привлекают сбережения населения, капиталы и другие денежные ресурсы, которые высвобождаются в ходе хозяйственной деятельности, и дают их во временный оборот другим экономическим субъектам, нуждающихся в дополнительных средствах. Банки создают новые обязательства и требования, которые выступают товаром на рынке денежных ресурсов.

Главной целью банковского надзора и банковского регулирования являются защита интересов инвесторов и поддержание стабильности банковской системы.

Значит, особую значимость банковской системы, существование государственного интереса и общественной потребности в правовом самостоятельном регулировании банковской деятельности приобретает работа Банка России и кредитных учреждений, которая оказывает непосредственное влияние на реализацию экономической государственной политики, финансовой устойчивости и обеспечение экономической безопасности России. Банковским надзором называется наблюдение Банка России за соблюдением и исполнением кредитными организациями законодательства, которое регулирует деятельность банков в соответствии с нормативными актами, установленными для них, в том числе правил ведения бухгалтерского учета и отчетности и финансовых нормативов.

Сущностью банковского надзора является проверка соответствия действий и решений кредитной организации законам, которые регулируют работу банков, нормативным документам Банка России.

Фактически, это является надзором за реализацией нормативности в деятельности банков. Его значение состоит в том, что Банком России он используется в банковской системе для управления рисками.

Банку России не предоставлены административные полномочия по управлению кредитными организациями и коммерческими банками. Ему не дано право вмешиваться в работу кредитных организаций и коммерческих банков, поскольку они самостоятельны и работают на базе договорных связей. Поэтому Федеральный закон не дал полномочия Банку России для контроля целесообразности работы кредитных организаций. Банк России может осуществлять надзор, то есть следить за работой кредитной организации с точки зрения законности принимаемых ею решений. Это значит, что Центробанк РФ проверять может соблюдение банком нормативных актов Центробанка, законов и финансовых нормативов.

Дистанционное наблюдение состоит в наблюдении за работой банков на основе представленных ими банковской и, в частности, бухгалтерской документации (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).

Системой Банка России для исполнения этих задач существуют отделения банковского надзора, среди которых – Департаменты лицензирования кредитных компаний, Департаменты пруденциального надзора, и прочие подразделения, а в территориальных учреждениях - отделы (управления) регулирования работы банков.

Контактным надзором является проверка работы кредитных организаций в местах их нахождения и полным изучением всех банковских документов, которые запрашиваются инспекторами.

Дистанционное наблюдение и контактный надзор должны быть взаимосвязаны. Установление этой взаимосвязи значение имеет с точки зрения достоверности его результатов и оперативности надзора.

В организации и работе кредитных организаций согласно целям банковского надзора и тем, как они прописаны в ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", выделяются несколько предметов банковского надзора1 .

Во-первых, предметом банковского надзора, и банковских проверок в частности, является соблюдение банком установленных Банком России банковских правил и законодательства.

Во-вторых, предметом банковского надзора выступает выполнение банком финансовых нормативов, предусмотренных нормативными документами Банка России и законодательством.

Нормативы являются техническими нормами. Они являются техникой банковского дела, технологией управления банком, правильное построение которых исключает риск неплатежеспособности и не ликвидности по отношению к кредиторам и банковской клиентуре.

В-третьих, в объекте банковского надзора предмет - проверка соблюдения точного и достоверного ведения бухгалтерского учета, предусмотренные нормативными документами Банка России и законами, отчетности банков.

Обязательные нормативы ЦБ РФ являются рядом показателей работы банков, которые вычисляются определенным способом, их должны соблюдать каждая банковская организация, зарегистрированная и осуществляющая свою деятельность в России. Регулятор в случае несоблюдения нормативов с кредитного учреждения может взыскать штраф, ввести запрет на ведение им некоторых банковских операций (допустим, на проведение вкладных операций физическими лицами, временную администрацию назначить в банке), а в некоторых случаях у банка даже отозвать лицензию. Иногда, впрочем, кредитной организации ЦБ идет навстречу и может изменить в индивидуальном порядке сроком до 6 мес. нормативы для «провинившегося» банка.

Банком России использует основные инструменты денежно-кредитной политики, прежде всего, направленные на поддержание стабильности цен. Однако в сложившихся в 2015 году экономических условиях Банк России содействовал и в реализации других курсов социальной и экономической политики. Например, для активного поддержания некоторых сегментов экономики, значительное развитие которых сильно сдерживалось разными структурными факторами, Центробанк вместе с применением инструментов кредитно-денежной политики, активно предоставлял кредитным организациям средства в рамках специальных механизмов непрерывного рефинансирования

Значит, особую значимость банковской системы, существование государственного интереса и общественной потребности в правовом самостоятельном регулировании банковской деятельности приобретает работа Банка России и кредитных учреждений, которая оказывает непосредственное влияние на реализацию экономической государственной политики, финансовой устойчивости и обеспечение экономической безопасности России.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990г. (с изм. и доп.) // Российская газета, № 27, 10.02.1996.

2. Банковское дело: учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 672 с.

3. Графов А.В., Спесивцев В.А., Шахватова С. А. Деньги.Кредит.Банки: учебное пособие. - М.: Современная экономика и право, 2016. - 206.

1 Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2013. – с.108.

Просмотров работы: 74