Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие и находят в ней большой личностный смысл и удовлетворение.
Воспитательная работа школы – это открытая и постоянная развивающаяся система. Ярким представителем в данной области был А.С. Макаренко, выдающийся советский педагог, живший и работавший в начале ХХ века и разработавший свою, довольно уникальную, методику воспитательной работы. Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А.С. Макаренко можно лишь на основе глубокого проникновения в суть его концепции, которая заключалась в единстве жизни и воспитания детей. Как дети живут, так они и воспитываются. Он разработал теорию воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А.С. Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. К концепции Макаренко многие и сейчас относятся с уважением, понимая, что Антон Семенович, действительно, внес в развитие советской педагогики много нового. Вместе с тем образовательный процесс не стоит на месте, и в настоящее время в каждой школе есть свои идеи по организации воспитательной работы с детьми.
Целью данной работы являлось выявление приоритетных целей и задач современного воспитательного процесса в школе, определение критериев эффективности воспитательного процесса в школе.
Для сравнительного исследования мы взяли три плана воспитательной работы разных школ, один из которых был разработан в сельской школе Воронежской области села Анновка и два других из городских школ городов Кордов и Орел.
Все три плана воспитательной работы имеют следующие качества: целенаправленность, толерантность, управляемость, гибкость и эффективность. Их ведущей целью является создание условий для привития обучающихся высоких интеллектуальных, гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Сравнивая планы разных школ, мы выделили приоритетные задачи:
Расширять кругозор обучающихся в области науки, культуры, спорта и экологии.
Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс.
Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы.
Работа с семьями, классным коллективом.
Совершенствовать систему работы классного руководителя.
Создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, самовоспитанию.
Поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного творческого коллектива.
Сформировать творческие компетенции учащихся, способствующие потребности в приобретении новых знаний, адаптации к переменам, позитивной социальной активности, готовности к жизненному самоопределению.
Развитие физически здоровой личности.
Если задачи воспитательной работы разных школ во многом схожи, то содержание их совсем разное. Например, в школе №29 города Орла, запланированные мероприятия разделены на четыре четверти, каждая из которых тематически обозначена. 1-ая четверть – «Наша планета», 2-ая четверть – «Наша история», 3-ая четверть – «Наши традиции» и 4-ая – « Наше завтра». Также в школе регулярно проводятся заседания УЧКОМА, экологические рейды на пришкольную территорию, заседания Правового совета школы, классные часы, занятия по действиям в ЧС.
В плане воспитательной работы сельской школы, с.Анновка, мероприятия разделены по месяцам и направлениям. При составлении плана учитывались требования ФГОС начальной школы, основная образовательная программа школы, программа духовно-нравственного развития. Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой гораздо шире, чем городской. В отличие от городских школ, сельская школа ближайшую социальную среду приспосабливает под себя, превращая ее в воспитательную. Инновационная деятельность данной школы определяет не только культурную среду, но и способствует развитию культуры семьи и других социальных учреждений.
В плане воспитательной работы школы №14 города Кордов, который опирается на психолого-педагогические основания отечественной научной школы Л.С Выготского и его последователей м разработан на основе программы духовно-нравственного развития, вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована и объединена в воспитательные модули. В центре каждого такого модуля – яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывая помощь классному руководителю.
План включает в себя пять основных модулей:
Физкультурно-оздоровительное
Гражданско-патриотическое воспитание, в его входит воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Экологическое-воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе, окружающей среде, труду.
Нравственно-эстетическое воспитание нравственных чувств и этического сознания
Проектная деятельность
Сравнив и проанализировав планы, мы выделили критерии эффективности воспитательного процесса:
Сформированность положительного имиджа образовательного учреждения и создание воспитывающей среды.
Развитость личностной, социальной, экологической, трудовой культуры обучающихся.
Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей.
Содержание – формирование ведущих качеств
Выполнение целевых программ
Критерий системности работы
В заключение хочется отметить, что независимо от месторасположения, любая школа – это учебно-воспитательное учреждение, целью которого является обучение и воспитание подрастающего поколения. Учитывая зачастую значительную удаленность села от крупных культурных центров, можно отметить, что городская школа развивается более интенсивно в отличие от сельской, оставляя последней возможность саморазвития и самоудовлетворения своих культурных потребностей. Но, несмотря ни на что, школа на селе была и остается основным социообразующим фактором – это стержень, на котором держится вся культурная жизнь села.