Проблема нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос: «Каковы психологические особенности взаимодействия педагога с «трудными» подростками?».
Цель исследования – определить основные сложности в работе с «трудными» подростками и показать пути их устранения.
Объект исследования – работа педагога с «трудными» подростками.
Предмет исследования – формы и методы взаимодействия педагога с «трудными» подростками.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.
Рассмотреть содержание ключевых понятий темы («трудный» подросток, пубертатный период, девиантное поведение, акцентуация характера, агрессивность, коррекция поведения).
Выявить особенности «трудных» подростков.
Разработать рекомендации по профилактике негативных проявлений в поведении подростков.
Подростковый (переходный) возраст характеризуется как возраст полового созревания. Известный советский психолог Лев Семенович Выготский выделял три точки созревания ребенка: органическое созревание, половое созревание и социальное созревание. Созревание проходит постепенно, друг за другом: сначала происходит половое созревание, затем – органическое и наконец, спустя некоторое время – социальное. Именно расхождение трех точек созревания по Л.С. Выготскому обуславливает возникновение самого подросткового возраста.
Четких границ подросткового возраста как таковых не существует. На данный момент он охватывает период от 9-11 лет до 14-15 лет. Лев Семенович Выготский и Павел Петрович Блонский считали, что продолжительность подросткового возраста варьируется в соответствии с уровнем развития общества. Путем экспериментального исследования к такому же выводу пришел и французский психолог Б. Заззо в начале XX века: субъективная продолжительность отрочества колеблется от 4 до 7 лет. Эта разница объясняется разными социальным и экономическим положениями опрошенных людей в обществе.
В подростковом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, главной деятельностью становиться интимно-личностное общение, а учебная деятельность отходит на второй план. В то время как Давид Иосифович Фельдштейн полагал, что ведущей деятельностью является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Главные мотивы для подростка – желание выделиться, а также стать более самостоятельным и нести личную ответственность за свои действия. Благодаря этому в подростках развивается «чувство взрослости».
Что касается психических новообразований, они могут формироваться достаточно неравномерно. Это связано с тем, что в подростке существует одновременно и «детское» и «взрослое» начала. Характерными новообразования подросткового возраста являются так называемое «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки.
Сами по себе дети, находящиеся в пубертатном периоде считаются сложными по своему несформированному характеру или действиям, но на самом деле все гораздо сложнее, чем может казаться. Среди всех подростков выделяют категорию «трудных» подростков. К ним относятся дети, которые демонстрируют явные отклонения в личностном развитии. И.А. Невский относил к «трудным» тех детей, у которых проявлялись явные отклонения от общепринятых норм, как в учебе, так и в поведении. А.И. Граборов считал понятие «трудный ребенок» одним из самых неоформленных понятий педагогики и психологии. Он аргументировал свою точку зрения тем, что одни люди к «трудным» детям относят неуспевающих, другие же – детей с ярко выраженной индивидуальностью, довольно таки часто граничащей с болезнью, и детей «с установками чуждыми школе».
В России впервые ввел термин «девиантное поведение» ввел Я. И. Гилинский. Отклонения в поведении могут рассматриваться с двух сторон. При рассмотрении девиаций с психолого-педагогической они понимаются как мутации, универсальные формы изменчивости, адаптации. Основой такого поведения принято считать «возникающее разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей», поведение – попыткой совершенствования общества и улучшения его развития. Также девиации могут рассматриваться с точки зрения клинической психологии. В этом случае девиации принято считать преморбидными особенностями развития индивидуума. Девиантное поведение можно определить по резким изменениям в поведении в тот момент, когда потребности индивида не соответствуют предложению. В этот момент снижается ценностное отношение к себе, своему имени и телу в целом.
Многие отечественные ученые, такие как, П.П. Блонский, Л.С Выготский, доказали в своих работах, что «деффективность» не присуща детям от рождения, она проявляется вследствие развития различных неблагоприятных социальных условий. Во время различных революций, общественных кризисов, а также любых других социальных перемен жизненный опыт человечества перестает соответствовать идеалам, заключающимся в социальных нормах. В такие периоды развития общества люди начинают испытывать разочарование. Они понимают что запутались, помимо этого у них возникает чувство дезориентации. На фоне этих событий развивается и формируется девиантное поведение в обществе.
Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может быть обусловлено социально-педагогическими причинами. К ним относятся неумение или нежелание подростка выполнять нормы морали и права. С другой стороны, в основе девиантного поведения подростков лежат причины психофизиологического или психобиологического характера. Психобиологические факторы связаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка. К психобиологическим факторам относят состояние здоровья и возрастные особенности подростков.
Особенности характера подростка, а также развитие его как личность влияет на появление у него девиантного поведения. В период формирования типологические особенности ярко проявляются. С взрослением подростка его черты акцентуаций характера корректируются и изменяются. В связи с этим ученые выделяют феномен «переходящих подростковых акцентуаций характера». Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Их выявление помогает в выявлении «слабых сторон» характера, а также регулировать поведение человека.
Для диагностики «трудных» подростков и выявления особенностей их поведения нами было проведено эмпирическое исследование. Оно состояло из следующих этапов: составление программы диагностики подростков; проведение анкетирования подростках; анализ диагностических данных.
Для выявления трудных подростков среди обучающихся 6-8 классов Старовичугской СОШ им. Г. В. Писарева, а также для определения уровня их педагогической запущенности, мы использовали метод анкетирования. Подросткам 12-15 лет была предложена «Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе». Она включает в себя 45 вопросов, учитывающих параметры учёбы, дисциплины, общественно-трудовой активности, отношений с классом, асоциального поведения. В соответствии с ней, существует 3 уровня педагогической запущенности: 1) начальный уровень трудновоспитуемости; 2) дезорганизаторы; 3) особо «трудные». Ее результаты показали, что основная масса подростков, имеющих тот или иной уровень трудновоспитуемости, приходится на обучающихся 6 класса, они составляют порядка 90%. Далее процент трудновоспитуемых снижается: 7 класс – 84%, 8 класс – 70% Таким образом, мы видим, что своевременное выявление «трудных» подростков, помогает снизить уровень их трудновоспитуемости в дальнейшем, а следовательно и их негативное влияние на подрастающее поколение и общество в целом.
Обратив внимание на частые отзывы педагогов о проявлении агрессии во взаимодействии подростков, мы с помощью опросника «Агрессивное поведение» попытались определить уровень проявления агрессивности. С помощью результатов данного анкетирования нам удалось выявить процентное соотношение уровней вербальной и физической агрессии среди обучающихся 6-8 классов. Процентный уровень агрессии колеблется в основном в районе 50%, что показывает средний уровень агрессии. Необходимо проводить профилактику проявлений агрессии, как в школе, как и дома.
Рекомендации по профилактике подростковой агрессии:
1. Необходимо предложить ребенку возможность посещения различных спортивных секций. Благодаря посещению таких секций или кружков, ребенок не только получит определенный уровень физической подготовки, что, безусловно, важно для полноценного развития ребенка, но и неосознанно будет выплескивать весь накопившийся в нем негатив, какие-либо отрицательные эмоции на тренировках.
2. Можно рассказать ребенку о приемлемых способах выражения гнева или усталости от накопленных стрессовых ситуаций, иными словами рассказать о возможных вариантах преодоления стрессов. Например, ребенка можно попросить нарисовать вымышленное чудовище на листке бумаги, затем предложить ему представить ситуацию, когда он сильно разозлен или его находится под сильным влиянием стресса. В момент когда ребенок представит заданную ситуацию, он может сделать с листком, на котором изображено чудовище, все что угодно: порвать, сжечь (под присутствием взрослых), растоптать, смять и т.д.
3. Важно установить вместе с ребенком правила, которые помогут ему справиться с агрессией. После установления таких правил, их необходимо закрепить в игре, провоцирующей ситуацию, которая смогла бы вызвать агрессию ребенка.
Итак, в работе с «трудными» подростками нужен особый подход. Ни в коем случае нельзя поддаваться на их провокации, а их чрезмерную активность направить в нужное русло. Также важно не отвергать помощь подростка или не критиковать его попытки сделать что-либо самостоятельно, даже если с объективной точки зрения он не совсем справится с поставленной им задачей.
Список использованной литературы
Гонеев А., Годовникова Л. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков // Сельская школа. – 2013. - № 5. – С. 112-128.
Намаканов Б.А. Девиантное поведение подростков – проблема школьного воспитания // Наука и школа. – 2011. - № 1. – С. 112-117.
Холодковская О. С., Пашнина В. А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем: книга. / О. С. Холодковская, В. А. Пашнина. – СПб.: ИК «Крылов» , 2011. – 192 с. – (Серия «Семейный очаг»).
Ш. Бюлер. Что такое пубертатный период / – 1997 // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. [Электронный ресурс]: Хрестоматия / Ю.И. Фролов. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 9-19. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/buler_chto/