Занятия оригами полностью соответствуют требованиям начальной школы, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях, что способствует развитию многих познавательных процессов.
«В основном знакомство с оригами происходит на уроках труда в школе, на занятиях коллективов оригами в системе дополнительного образования и через издаваемую методическую литературу, которой обычно оказывается недостаточно. Это связано с тем, что оригами сильно увлекает людей интересующихся и творческих, у которых всегда имеется желание узнать ещё больше об этом виде работы с бумагой» [2, с.3].
Оригами – древнее искусство складывания бумажных фигурок. Появление оригами тесно связано с изобретением техники изготовления бумаги в Китае, но наибольшее распространение оригами получило в Японии и стало значимой частью культурного наследия этой страны. Со временем, оригами распространилась по всему миру, и стало популярно во многих странах, а в некоторых даже вошло в школьную программу как учебный предмет.
Занятия оригами превращают младших школьников в маленьких волшебников, умеющих создавать удивительные поделки из простого листа бумаги. Известный в России и за рубежом популяризатор оригами С.Ю Афонькин писал: «Вы берете в руки простой лист бумаги, и … совершается чудо: он превращается в бабочку, собаку, елочное украшение, цветок, изящную коробочку, удобную кепку. Лист может превратиться в тысячи других изделий по вашему желанию. Нужно только уметь с ним обращаться».
«Модульное оригами – модное направление древнего искусства создании фигурок из бумаги. Отличие этой техники от традиционного оригами в том, что поделка выполняется не из одного листа бумаги, а из несколько одинаковых частей – модулей. Отдельные модули могут самостоятельно сложить даже маленькие дети, а варианты их соединения – бесконечное множество. Легкое движение рук – и модули превращаются в зверей, птиц, растения, корабли и даже рыцарские замки. К тому же для модулей подходит любая бумага, даже листы из старых журналов. А как приятно делать крупные и сложные поделки всей семьей!» [1, 3].
Для творческого развития недостаточно, следовать инструкциям, выполнять задания, главное – младший школьник должен постоянно решать проблемы. В оригами огромный диапазон сложности: от самолетика, складывать который учащихся учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь с помощью учителя или родителя.
Метод оригами полезен для общего развития. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с младшими школьниками оригами, учитель развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Освоение оригами начинается с восприятиясвойств бумаги, что является одним из познавательных процессов. Младший школьник воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами.
Следующий познавательный процесс – это развитие зрительного восприятия, на данном этапе идут работы со схемами или наглядными образцами. Слуховое восприятие развивается во время объяснения педагогом этапов работы. В итоге, сама фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия животного или птицы - это образ. Он далек от оригинала, но любой человек, который на него посмотрит, понимает, кто это, даже может определить породу и настроение.
Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Младшие школьники, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулируют развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. При определенном опыте складывания дети держат схемы в голове, что требует значительных усилий.
Огромную роль оригами играет в формировании произвольности психических процессов. Младший школьник в процессе складывания фигуры ставит перед собой цель и прикладывает волевое усилие для ее достижения. Развивается целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Волевое усилие вознаграждается получением реального результата своего труда - созданной своими руками игрушки. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность.
Оригами не только дает младшему школьнику возможность «мыслить руками», т.е. практически, но и развивает наглядно-образное мышление. Образ, который ребенок держит в голове, имеет обобщенный характер. В нем отражаются не все особенности предмета, а только существенные. В сознании ребенка возникает модель, схема, развивается схематическое мышление.
Таким образом, метод оригами имеет огромное значение для развития познавательных процессов младшего школьника, таких как развитие мелкой моторики, творческих способностей и воображения, активизации фантазии, развитию целеустремленности, усидчивости, самоконтроля, трудолюбия и. таким образом, развитию, формированию произвольности психических процессов.
Список литературы:
Проснякова, Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. /Т.Н. Проснякова. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2014. – 104с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Соколова, С. Азбука оригами. /С. Соколова. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Изд-во Домино,2006. – 432 с.,ил.
Шадрикова, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. / В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 2006. – 93.