ДИЗАЙН В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИЗАЙН В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Раджабова Э.Р. 1, Бердник Т.О. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальные тенденции, формирующиеся в аспекте художественно-проектной деятельности, трактует в своем исследовании Н.Н. Мосорова: «Дизайн – это носитель социальных изменений. Такая точка зрения наиболее точно соответствует особенностям складывающейся социально-экономической, политической, культурной ситуации в социумах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники» [1].

В настоящий момент дизайн не ограничивается рамками устоявшейся проектной деятельности в формировании предметно-пространственной среды, дизайн нацелен на решение социальных проблем человечества. Социальный контекст дизайна допускает внедрение дизайна в различные сферы деятельности, что делает его трансграничным, то есть способным развиваться в разнообразных сферах деятельности общества. Традиционный подход к созданию промышленных изделий и к проектированию пространственной среды проявлялся в преследовании эстетических и воспитательных задач наряду с утилитарно-практическими.

Начало двадцатого века характеризуется слиянием различных типов проектной дизайнерской деятельности и социальной жизни человечества. Проблемы общества принимают доминирующий характер. Дизайнеры, работая над промышленными изделиями, стремились в концептуальном содержании конструируемого предмета отразить свою позицию относительно происходящего в мире. Традиционные формы и подходы к проектированию отвергались. Результатом появления социального аспекта в проектировании предметов и окружающей человека среды, является сосредоточение деятельности дизайнеров, направленной на улучшение условий жизни человечества.

Процесс трансформации дизайна в средство преобразования окружающей человека среды связан с реакцией на сложившуюся ситуацию в мире. В начале двадцатого века общество претерпевает изменения, которые принято называть техногенными – машина становится активным участником общественного процесса.

Благодаря процессу урбанизации, в городах появляется большое количество рабочих мест. А вместе с тем и новый социальный класс, потребность которого заключалась в общественных заведениях, в предметах быта, а главное в новом жилье. Общая численность населения города начала расти, дефицит жилья начал становиться все более актуальной проблемой. Стоимость городской земли растет, что способствует развитию города в вертикальном направлении, начинают возводиться многоэтажные здания, высотой в четыре- пять этажей.

Следствием первой мировой войны стало разрушение европейских городов. По окончании войны появилась необходимость основать города с наименьшими финансовыми расходами, но с максимальными эстетическим и эргономическими параметрами. Это стало социокультурным фактором утверждения функционализма как ведущего стилевого направления в проектном искусстве начала ХХ столетия. Функционализм, предметами внимания которого были пространство, конструкция и пластика, могли разрешить задачу благоустройства общественной жизни.

На основе популяризированной эстетики функционализма, перевоплотившегося в рационализм, сформировался новый архитектурный язык, синтезирующий основные приметы новой архитектуры – использование стекла, металлических каркасных конструкций, больших локальных плоскостей, простой геометрии. Центром внимания архитекторов стало строительство городских поселков, возводящихся из бетонных малоэтажных строений. Масштаб работы был ограничен экономическими возможностями. Рационалистичная концепция, обращенная к разработке комфортных и экономичных зданий, решала проблемы общества и сделала возможным создание полноценной городской среды.

В этих условиях складывались основная концепция дизайнерской деятельности – больше качественных товаров по доступной цене. Машинное производство обеспечивало массовый выпуск промышленной продукции для всех слоев общества. Функционализм эпохи Баухауза естественен и практичен. Его созидательное творчество было нацелено на обеспечение красивыми и качественными вещами не финансовой элиты, а всех слоев общества. Сооружения, инфраструктура и предметы быта создавались как единое целое, отвечающее эстетическим, техническим и утилитарно-практическим, требованиями. Вальтер Гропиус и его единомышленники верили, что, улучшая условия жизни людей, можно решить многие морально-этические проблемы общества.

Дизайн социален по своей природе. Дизайнер занят проектированием не отдельных вещей, а составляющей окружающей человека действительности. Окружающий мир, созданный в результате дизайнерской деятельности, воспринимается не как совокупность составляющих ее объектов, а как цельная предметно-пространственная среда. Целостность такой среды – есть главная задача дизайна, что говорит о колоссальном его влиянии на социальную жизнь общества.

Список используемых источников:

1. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: Социально-антропологические проблемы / Н.Н. Мосорова – Екатеринбург, 2001 г. – 36 с.

2. Воронов Н.В. О сегодняшнем понимании дизайна //Дизайн. Сборник научных трудов. – Вып. IV - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 1996. - С.3-13

3. https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-funktsionalizma-i-smena-paradigmy-v-dizayne-na-rubezhe-1960-h-1970-h-gg

4. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-ontologiya-dizayna

5. http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam

6. http://www.arx.novosibdom.ru/node/472

7. http://worldofscience.ru/kul-turologija/1784-funktsionalizm-v-arkhitekture.html

Просмотров работы: 387