РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ КАК ОСОЗНАННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ КАК ОСОЗНАННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Прусова Я.А. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, человек в течение жизни сталкивается с различными профессиональными выборами. Профессиональное самоопределение – это целостное проявление субъекта, оно является неотъемлемой частью жизненного и личностного самоопределения человека, а также предпосылкой для его самореализации в профессиональной и других жизненных сферах.

Профессиональное самосознание опирается на профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив.

Результатом профессионального самоопределения могут являться:

- в качестве промежуточного результата – готовность к профессиональному выбору (Е.А. Климов);

- в качестве итогового – нахождение смыслов деятельности (Н.С. Пряжников)

- профессиональный выбор (Д.А. Леонтьев).

Профессиональное самоопределение предполагает действенное отношение человека к себе и выполняемой деятельности, проявляющееся в многочисленных актах профессионального выбора. Оно осуществляется путем самостоятельного формирования человеком поля альтернатив, разработки и коррекции профессиональных планов, совершения профессионального выбора и осуществления своего профессионального развития.

Профессиональное самоопределение школьника в общем виде может быть определено как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения молодого человека рассматривается как процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

Профессиональное самоопределение – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию, самооцениванию собственных способностей, ценностных ориентаций, саморазвитию. Содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознание своих интересов, склонностей), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для будущей профессии).

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров и др.

Специфика самоопределения в старшем школьном возрасте заключается в переходе от ситуативного самоопределения, где ситуации для учащихся создает взрослый, к самостоятельному проектированию своих настоящих и будущих возможностей. Актуальными для старшеклассника являются такие формы работы, как научно-практическая деятельность, участие с педагогом в научно-исследовательском проекте, участие в творческой группе по разработке исследовательских, социально значимых, творческих проектов в различных областях деятельности и т.п. Для старшеклассника значительную помощь в выборе профессии может оказать индивидуальный образовательный маршрут, деятельность по формированию профессионального самоопределения (стажировки, пробы, участие в олимпиадах и конкурсах и др.)

С учащимися старшего школьного возраста важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

На базе МКОУ «Нарышкинская СОШ» было проведено исследование с целью выявления особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. Диагностическая программа включаоа следующие методики: методику изучения отношения к учебным предметам Г.Н.Казанцевой, тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический oпросник Е.А. Климова, методику для выявления коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский и В.А. Федорошин).

Анализ диагностической программы показал, что по методике Д. Голланда преобладает социальный тип личности – 17,6% учащихся, которые обладают социальными умениями и нуждаются в контактах. К предприимчивому типу относится 29,4 % учащихся, для них свойственно избирание цели, проявление энергии, импульсивности; им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны; таким людям предпочтительна следующий вид деятельности: артистизм, журналист. 5,9% учащихся относится к конвенциональному типу, их определяют как людей, предпочитающих четко структурированную деятельность, не проявляющих критичность, оригинальность, консервативных, зависимых, ригидных (не любят смену деятельности); у них слаборазвиты организаторские способности, преобладают математические способности; для таких личностей предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.

По методике ДДО Е.А. Климова среди учащихся преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 35,3% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Техника» было выявлено 11,7% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу «Человек - Знаковая система» – 17,6% учащихся, которым характерны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек - Художественный образ» – 11,7% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники). По типу профессии «Человек-Природа» 23,5% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).

По методике изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой, были получены следующие результаты: учащимся нравятся следующие предметы: русский язык, физическая культура, история, немецкий язык, ОБЖ, алгебра, геометрия.

Старшеклассники любят предмет потому, что: данный предмет интересен, нравится, как преподает учитель, предмет нужен для будущей работы, предмет легко усваивается, предмет заставляет думать, требует наблюдательности, сообразительности, предмет занимательный, товарищи интересуются этим предметом, интересны отдельные факты, родители считают этот предмет важным, хорошие отношения с учителем, учитель интересно объясняет, получаю удовольствие при его изучении. Старшеклассники не любят предмет потому, что: данный предмет не интересен, не нравится, как преподает учитель, предмет не нужно знать всем, предмет не нужен для будущей работы, предмет трудно усваивается, предмет не считается выгодным, предмет не требует терпения, интересны только отдельные факты, плохие отношения с учителем, предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.

В рамках исследования была предложена программа, направленная на развитие представлений о современных профессиях как осознанного самоопределения старшеклассников. Программа включала в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации программы, содержание программы и план мероприятий по профориентации. Программа предусматривает использование информационных методов с целью обеспечения старшеклассников разнообразной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру. Например, свою эффективность показали дни открытых дверей, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, беседы, посвященные профориентационной тематике. С целью формирования внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути использовались

конкурсы, волонтерская деятельность, в процессе которых старшеклассник мог попробовать себя в различных областях и выбрать наиболее предпочтительную. Для формирования различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства использовались тренинги, мастер-классы, деловые игры, обучающие консультации по составлению портфолио, резюме и т.д.

Просмотров работы: 133