ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИВАЮЩИХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИВАЮЩИХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ

Бегунова Ю.Г. 1, Бойко А.А. 1, Саньков П.Н. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В работе рассматриваются вопросы формирования архитектурной среды с учетом психологических факторов и возможностей самих детей, находящихся в развивающих детских центрах. Само формирование архитектурной среды рассматривается в аспекте архитектурно – художественных характеристик интерьера.

Проблема. На сегодняшний день весьма очевидно, что существует связь архитектуры специализированных детских развивающих центров с формированием процесса обучения, воспитания и, вообще, становления личности ребенка с ограниченными возможностями. Но эта связь остается мало изученной. Цветовое и предметное окружение ребенка, что связано с существующей архитектурной средой, и принимает участие в развитии форм восприятия пространства, наглядно-образного мышления, творческого воображения. В этом и состоит как раз процесс всестороннего развития индивидуума.

Цель. Провести анализ и обозначить ряд психологических факторов архитектурной среды специализированных детских развивающих центров, влияющих на формирование сознания и на сам процесс развития.

Объект исследования. Факторыархитектурной среды специализированных детских развивающих центров

Предмет исследования. Свойстваархитектурной среды специализированных детских развивающих центров, влияющие на формирование процесса развития и самого обучение детей.

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о факторах архитектурной среды специализированных детских развивающих центров, оказывающих (или влияющих непосредственно), влияющие на создание атмосферы, благоприятной для максимально качественного процесса формирования развитой личности.

Основная часть. Психология архитектуры (architectural psychology) – область, занимающаяся психологическими аспектами проектирования и использования архитектурных сооружений. В практическом приложении – это создание удобной для пользователей здания архитектурно-планировочной структуры, правильно воздействующей на их чувства, удовлетворяющей их целям, намерениям и психофизиологическим особенностям [5]. Психология архитектуры – одно из первых и основных направлений средовой психологии – зародилась в Америке в 1950 году. Исторически так сложилось, что в задачи архитекторов и проектировщиков входили интерпретации и учет потребностей, желаний и физических возможностей пользователей их зданий. Интересным с этой точки зрения является исследование, посвященное разработке модели такого физического окружения для человека, который в максимальной степени соответствовало бы его “полнейшему и наилучшему развитию” [1].

Важное значение имеют работы по изучению влияния эстетических качеств среды на поведение и эмоциональное состояние субъектов. Так, в некоторых исследованиях испытуемым предлагалось представить настроения или эмоциональные состояния, которые они бы испытывали, находясь, длительное время в показанных на слайдах различных по своим эстетическим качествам пространствах. Ученые предположили, что основным связующим звеном между поведением и средой является эмоциональная реакция [2].

Таким образом, рассмотренные работы, реализуют эколого- психологический подход к проблеме взаимодействия человека и среды. Тем самым, они, бесспорно, оказали основное, истинно формирующее влияние, на возникновение на рубеже 80-х гг. нового направления в психологической науке, которое получило название психология окружающей среды.

Вследствие этого со времени указанного периода при рассмотрении архитектурных проектов рассматриваемых объектов учитывалось профессиональное мнение (заключение) специалистов психоэкологии в буквальном смысле этого понятия. При этом учитывались следующие так называемые группы «человеческих факторов»:

  • Психологические;

  • Физиологические;

  • Эргономические;

  • социально-психологические параметры основных групп пользователей пространства.

Ни кто не сомневается в том, что архитектурная среда, предметное и цветовое окружение ребенка в помещениях участвуют в формировании и развитии форм восприятия пространства, образа мышления, творческого воображения, и прочих факторов, по которым мы можем оценить качество и результативность воспитательного процесса. Уже в дошкольном возрасте ребенок обучается оперировать представлениями об окружающем его пространстве. Его восприятие окружающего пространства становится осознанно важным для творческого процесса познания мира. Из каких же составляющих состоит архитектурная среда? Это начальный вопрос в нашем исследовании. Но главное направление наших действий – это анализ условий и факторов архитектурной среды, которые необходимо должным образом соблюсти, чтобы эти составляющие оказывали благоприятное влияние на развитие здорового или аномального ребенка дошкольного возраста. Чтобы сфокусироваться на достижении данной цели нашего исследования постараемся обратиться к психологическим аспектам архитектурной среды. Для этого важно выявить и исследовать факторы, влияющие на развитие ребенка. В трудах В.В.Давыдова и Л.Б. Переверзева [3] рассматриваются проблемы создания среды, обеспечивающей всестороннее физическое и психическое развитие детей. По их утверждению – это вопросы, которые и стоят перед дизайнерами, участвующими в процессе проектирования рассматриваемых объектов.

Теоретически в архитектурном аспекте выделяются следующие принципы, на которые должны опираться архитекторы при проектировании развивающих детских специализированных центров: функциональные, морфологические, эстетические и психологические, а также понятие информативности. Это можно закрепить и подтвердить словами Л. Н. Толстого; «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами, переживают их» [4].

В результате проведенных исследований по психологическим факторам, необходимых для учета проектировщиками в разработке проектов формирования архитектурной среды с целью активизации возможностей самих детей, находящихся в развивающих детских центрах, нами были выделены следующие факторы, влияющие на развитие детей:

1) Эстетические параметры архитектурной среды выбираются в зависимости от характеристики восприятия аномального ребенка. Например, для детей с повышенной активностью необходимы успокаивающие цвета, которые применимы для подавления активности, а для спокойных детей – цвета, стимулирующие к действиям.

2) Эргономические параметры жилища. В зависимости от удобства пространства развивающего центра создается комфорт пребывания здесь и стимуляция к развивающим действиям ребенка. Сюда входит и функциональное зонирование здания, и эргономические параметры каждой из функциональных зон.

3) Факторы социально – ролевого аспекта. Суть группы состоит в необходимости учета наличия отдельных функциональных групп: т.е. различных групп особых и здоровых детей. Учету подлежат и формы взаимоотношений между такими отдельными группами. Например, в системе инклюзивного образования все дети воспитываются вместе в единой структуре, и воспитателю необходимо найти подход к каждому члену этой «семьи».

4) Факторы, несущие информационный аспект. Суть этих факторов в том, что качество информационной архитектурной среды – это и есть то, что она должна формироваться с учетом ее тематических и семантических аспектов.

При проектировании специализированных детских развивающих центров архитектор должен комплексно учесть все особенностей детей. Так как в упомянутых заведениях происходит полная реабилитация ребенка, организуется его развитие до нормативного уровня, окружающая архитектурная среда выступает главным движущим компонентом в данном процессе.

Возможности познания у детей с различными аномальными признаками так же различны. Одни дети могут усвоить или овладеть лишь самыми простыми элементами познания, другие могут воспринять средние (усредненные по степени сложности) познавательные приемы и задания. Некоторые дети имеют неограниченные возможности для усвоения обучающей информации. Поэтому необходимо выяснить структуру дефекта, определить компенсаторные возможности и пути развития особого ребенка, вскрыть объективные закономерности физического и умственного развития. Известны высказывания видных философов, которые способствовали улучшению общественного положения аномальных детей и созданию специально организованной системы их обучения. Так, Джероламо Кардано в «Рага - Инротепа», Дидро в «Письмах о слепых в назидание зрячим» и в «Письмах о глухонемых», Э.Б. Кандильяк в «Трактате об ощущениях», Радищев в трактате «О человеке, и его смертности и бессмертии» и ряд других философов и публицистов в своих трудах давали, естественно, философскую трактовку возможностей детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, к обучению и философски относились к возможностям и целям самого обучения.

В дальнейшем, необходимо провести исследование с разработкой методик, тем и направлений для самого процесса тестирования детей в центрах развития. Одним из направлений тестирования может быть тестирование на психологическое влияние архитектурной среды на самого ребенка и на результаты его тестирования.

Выводы. Выделены следующие группы психологических факторов архитектурной среды, которые непосредственно оказывают положительное влияние на процесс развития детей в специализированных развивающих центрах:

  • эстетические факторы архитектурной среды,

  • факторы эргономики;

  • социально- ролевые аспекты архитектурной среды, способствующие оптимизации процессу развития;

  • факторы информационного формирования окружающего пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саймондс Д.Ландшафт и архитектура.–М.: Строиздат, 1965. – 195 с.

2. Rotter J. Social dearning and clinical psychology. Englewood, 1954.

3. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей. // Техническая эстетика. – 1976. - №№ 3, 4.

4. Что такое искусство? (Толстой)/V электронный ресурс [режим доступа

https://ru.wikisource.org/wiki 12-30 12.12.2017].

5. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. – М.: Строиздат, 1985. – 208 с.

Просмотров работы: 250