ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН – ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН – ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Симакова В.А. 1, Бердник Т.О. 1
1АСА ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизайн-проектирование представляет собой творческую деятельность, результатом которой являются оптимизированные функциональные процессы жизнедеятельности человека в среде, а так же улучшенные эстетические качества. В конце 19 и начале 20 веков этот принципиально новый вид проектного творчества, противопоставлял себя традиционной художественной культуре. На тот момент дизайн-проектирование претендовало лишь на формирование небольшой части предметно-пространственной среды. Специфической особенностью развития дизайна был односторонний характер концепции, что побуждало к интеграции с архитектурой и декоративно-прикладным искусством.

Вскоре предназначение дизайна существенно преобразовалось в области решения вопросов формирования предметного мира. Дизайн-проектирование в совокупности с декоративно-прикладным искусством и архитектурой организовывало все стороны среды общества, что говорит о причастности данного вида проектной деятельности к различным сторонам художественного формообразования: стилеобразованию, учету национальных особенностей, преемственным связям и т.д. Дизайн-проектирование охватывает всю предметно-пространственную сферу жизнедеятельность человека, объединяя несколько компонентов: научно-техническую, художественно-образную и философскую составляющие. Все эти процессы проходили во взаимосвязи с индустриальным производством, в условиях возрастающего влияния научно - технического прогресса. Наряду с трансформацией фактических условий совершенствовались все аспекты проектной деятельности дизайнера.

На сегодняшний день акцентируется большое внимание на два главенствующих фактора современного глобального трансофрмационного процесса: на прогрессивное развитие научно-технического прогресса, и следственно вызванные им социально-экологические проблемы. Инновационные разработки в области проектирования, производства, создания новейших материалов, формируют технологический мир как авторитарную единицу. Предпосылками радикальных социально-культурных реформ являются продукты научно-технического прогресса: экспансия новых технологий в самых разных сферах жизнедеятельности диктует актуальные тенденции в сфере потребления и образа жизни. Уровень апофатического влияния деятельности общества на окружающую среду является стимулом к осмыслению обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией.

Проблемы экологической культуры являются актуальным предметом внимания как общества в целом, так и дизайнеров. Идея органичной интеграции созданных научно-техническим прогрессом инновационных продуктов и окружающей среды стала приоритетной ориентацией для решения природоохранной проблемы. Именно это направление послужило толчком для формирования фундаментальных принципов в экологическом подходе в дизайне. Дизайнеры представляют обществу инновационные технологии, внедряя в во все сферы жизнедеятельности и социокультурные коммуникации экологическую доминанту, зачастую провоцируя новый виток потребления.

Сегодня, рассматривая цепь экологических проблем глобального масштаба, таких как дефицит главных энергоресурсов, возрастающая стоимость их добычи, целесообразное замещение источников энергии, актуализируется вопрос о перспективе внедрения инновационных экологических систем посредством экологического дизайна. В свою очередь, эко-дизайн ставит в приоритет решение задач об энергосберегающих технологиях, в контексте формирования экологической культуры общества.. На Международной энергетической конференции (МИРЭК) ООН было сформулировано определение: «Экономия энергии - это эффективное использование энергоресурсов за счет применения инновационных решений, которые осуществимы технически, обоснованы экономически, приемлемы с экологической и социальной точек зрения»[1].

Рациональное использование потенциала планеты - целесообразное решение для сохранения экологического баланса на планете. Экономические теории о сохранении окружающей среды все чаще порождают интегрирующие дизайнерские идеи для «зеленых» зданий. Примером домов, позволяющих в будущем пребывать в гармонии с природой являются жилища нулевой энергии (zero energy house) или пассивные дома (passive house), объединенные общим термином "энергоэффективные дома", в которых комфортный микроклимат поддерживается единым комплексом систем климат-контроля.

Концепция, обращенная к гармонизации отношений человека и окружающей природной среды, является основной в экологическом подходе к проектированию. Процесс улучшения сложившейся экологической обстановки направлен на создание промышленных изделий, отвечающих экологическим требованиям, и формирует культурное отношение общества к окружающей среде, что и является первостепенной задачей.

Примером экологической концепции выступает фасадная система Eco-Curtain, представляющая собой вертикально расположенные рядами 775 ветряных турбин, производящие 7,551 квт/ч в год. Компания Inaba Electric Works представила интегрированный экологический подход для чистого производства электроэнергии посредством окрашивания турбин в яркие цвета. Благодаря подобному решению, фасады демонстрируют не только слияние арта и высоких инженерных технологий, но и решение замещения основного энергоресурса.

Шведский дизайнер Тереза Харманен предложила использовать процесс фотосинтеза для генерирования электроэнергии в интерьерной мебели. Ее стол является концептом энергосберегающей системы со встроенными малогабаритными растениями, способной выработать энергию, достаточную для освещения настольной лампы. Маленькие горшки со мхом выступают в качестве био-электрохимических устройств, преобразовывающих химическую энергию в электрическую посредством использования биологических материалов. По специальным проводам, проведенным от каждого горшка, электрический заряд передаётся в центральную батарею. Авторы идеи утверждают, что в аналогичных целях могут использоваться цианобактерии, водоросли и сосудистые растения. Такой стол выступает как достойная альтернатива основным энергоресурсам, сочетающая инженерную технологию и дизайн.

Эффективность экологического дизайна заключается в способности оказывать значительное влияние на потребителя, стимулируя и формируя его отношение к экологии. Дизайн определяет не только внешнюю форму и функциональное наполнение научного продукта, но во многом отношение к ней. Известный архитектор-дизайнер Е.А. Розенблюм утверждал: «Быть "возбудителем беспокойства" в обществе – значит для дизайнера постоянно выходить за пределы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего. Как "возбудитель беспокойства" дизайнер призван освобождать человека от давления закостеневающей и потому давящей предметной среды, опираясь на просыпающуюся жажду раскрепощения» [5, С. 156]. Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на инновационные научные изобретения, определила роль и место эко-дизайна в общественной жизни. Дизайн – мощный и эффективный возбудитель социальной и экологической активности общества, он позволяет развивать уровень экологической культуры человека, открывая новые пути совершенствования окружающего социального и природного мира. Целью эко-дизайна является удовлетворение человеческих потребностей, без нарушения при этом равновесия окружающей среды. Актуальный на сегодняшний день принцип природопользования гармонично взаимодействует с проектной деятельностью. Экологический подход как отклик на актуальные экологические проблемы современности, привел к интеграции инженерных технологий и дизайна, коллаборация которых выявляет новый потенциал в сохранении и защите природной среды.

На сегодняшний день экологический подход в дизайн-проектировании является комплексом фундаментальных установок формирования экологической культуры общества, воздействующей на мировоззренческие и эстетические идеалы в глобальном понимании, посредством интеграционных связей между инженерными инновационными продуктами и дизайном в целом.

Список использованных источников

1. Энергосбегающие технологии и способы энергосбережения. –М., 2008. – 1с. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/eco/20081205/156573930.html (дата обращения: 15.09.2017)

2. Инновации в экодизайне, или мир спасут технологии. –М., 2017 [Электронный ресурс] URL: http://archspeech.com/article/innovacii-v-ekodizayne-ili-mir-spasut-tehnologii?attempt=2 (дата обращения: 18.09.2017)

3. 5 новых энергосберегающих технологий в строительстве. –М., 2014 [Электронный ресурс] URL: https://ria-in.ru/tekhnologii/5-novykh-energosberegayushchikh-tekhnologij-v-stroitelstve (дата обращения: 15.09.2017)

4. «Моховой» стол – новый энергосберегающий концепт. –М., 2012 [Электронный ресурс]URL: https://www.ecobyt.ru/article/070512/260/ (дата обращения: 21.09.2017)

5. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне / Е. А. Розенблюм / Искусство. – Москва, 1974. – 155-161с.

Просмотров работы: 169