ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Янтилина Л.З. 1
1Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом качество образования приобретает все большее значение, позволяя каждому человеку в частности и обществу в целом гармонично развиваться и достигать определенных лидирующих позиций. В связи с этим российские и зарубежные эксперты выделяют основные направления развития систем образования, которые помогут трансформировать методики преподавания и обучения в заведениях высшего образования в соответствии с требованиями современного мира. В связи с этим, интересным является выделение трендов, которые уже начали приживаться в российских университетах и институтах.

К основным трендам современного образования относятся персонализм и внедрение систем индивидуального обучения. Разработка индивидуального маршрута образования и других элементов индивидуального обучения в высших учебных заведениях является темой многолетних споров и рассуждений, где сталкиваются такие положительные стороны, как повышение мотивации обучающегося и результативности обучения, так и отрицательные: в виде бесконтрольности и бесплановости обучения.

Однако элементы индивидуального обучения в виде адаптивного обучения под определенные психические, физиологические или социальные особенности обучающегося могут быть полезны в процессе обучения. Допустимые изменения процесса обучения для студентов, осваивающих программу слишком медленно или быстро, не имеющих возможности присутствовать на занятиях в силу физических и психических особенностей и других причин, только помогут преподавателю поддерживать общий ритм освоения курса основной массой студентов и следить за процессом обучения отдельных учащихся.

Кроме того, актуальным кажется и индивидуальная система оценок, учитывающая реальный результат, достигнутый студентом во время процесса обучения. С помощью индивидуальной системы оценок можно определить слабые и сильные стороны студента и соответствующе скорректировать его обучение.

На данный момент индивидуальное образование в высших учебных заведениях России практически не представлено, что связано как с переходом на другую систему образованию, так и, в большей степени, с большой загруженностью преподавательского состава бумажной волокитой, не связанной непосредственно с организацией обучения студентов.

Вторым актуальным трендом в образовании является внедрение практики в процесс обучения и стремление к работе на результат.

Естественно, что при поступлении студенты рассчитывают на престижную, высокооплачиваемую работу по завершении университета. Однако довольно часто выпускники не могут найти достойную работу, что, не в последнюю очередь, связано с тем, что в учебных заведениях мало уделяется внимание практике, либо она проводится с применением устаревших технологий. В первую очередь это касается технических и медицинских направлений, в которых научно-технический прогресс двигается семимильными шагами.

В связи с увеличившимися требованиями к выпускникам при поступлении на работу, важным является внедрение в процесс обучения методов овладения практическими навыками, не абстрактными, а применимыми непосредственно в сфере дальнейшей деятельности. И целью обучения должно быть не заученное знание студентом теоретического материала, а умение использовать теоретические знания для достижения определенного практического результата и умение оперировать фундаментальными теоретическими данными для выведения новых знаний под существующие нужды своей профессиональной деятельности.

Интересным является задание студентам, возможно, вне основной программы, конкретных задач, с которыми они могут столкнуться в дальнейшей рабочей деятельности и для решения которых требуется гораздо более обширный кругозор и набор знаний, чем предполагается программой. Это не только подталкивает обучающихся к самостоятельному обучению, но и позволяет понять с каким кругом вопросов и сфер деятельности ему придется работать в дальнейшем.

Также является полезным для обучающихся решение реальных кейсов по специализации, разработка реальных технических и бизнес-проектов и другая деятельность, направленная на использование теоретических знаний на поле практики.

Все громче разгорающийся спор о том, нужно ли высшее образование для получения высокооплачиваемой работы, примеры людей, добившихся успеха без обучения в высших учебных заведениях, повышение популярности техникумов и колледжей, по выпуску из которых выпускник с рабочей специальностью может рассчитывать на уровень зарплат, сравнимый с зарплатой выпускников лучших вузов страны, говорит о существующей актуальности внедрения большего количества реальной практики в процесс обучения.

Следующий тренд также направлен на результативность обучения и трудоустройство выпускников и, кроме того, является одним из способов внедрения актуальной практической работы в процесс обучения.

Все чаще университеты и институты взаимодействуют с другими высшими учебными заведениями, компаниями, работающими в определенных сферах, с местными властями. Это и является третьим трендом – активное взаимодействие университетов и институтов с внешними организациями.

Форматы взаимодействия могут быть различными – это и взаимодействие между высшими учебными заведениями для решения каких-то научных задач или повышения качества обучения путем совместной работы, и сотрудничество с компаниями для прохождения студентами практик на их базе или же обучение сотрудников компании силами преподавательского состава университета, и заключение договоренности с местными властями о практике непосредственной работы студентами на местах своей будущей работы.

Открытость университетов к различному роду сотрудничествам позволяет студентам вживую увидеть работу на реальном производстве, в компании или же в органах местной власти. Тенденция объединения ресурсов и координации действий позволяет университетам достигать общих целей, в том числе определенных результатов в научной деятельности и предоставлении качественного образования.

Четвертый тренд, о котором не говорит только ленивый, - это онлайн-образование, в последнее время растущее в геометрической прогрессии. Цифровые технологии изменили мир человека, предоставив возможность получить дешевое, часто – качественное и достойное образование без необходимости переезжать в другой город или страну, которое позволяет составлять программу обучения в соответствии с собственными нуждами и требованиями. Не углубляясь в данный аспект современного образования, о котором достаточно написано авторитетными экспертами и учеными, затронем всего один момент. Учитывая доступность, возможность бесплатного или очень дешевого доступа к онлайн-курсам и их разнообразие, высшим учебным заведениям бесполезно с ними конкурировать (исключая такие сферы, как медицина и другие, где для поступления на работу обязательно требуется диплом о высшем образовании), однако можно органично и беспроблемно внедрить их в свой учебным процесс. Это является актуальным как по причине того, что позволит в определенной степени индивидуализировать процесс обучения, так и по причине того, что позволит внедрить определенные курсы и программы, дополняющие основную программу. Так, например, для студентов технических специальностей прохождения курса по бизнесу поможет понять, каким образом можно монетизировать их разработки.

Последний тренд, называемый как «обучение в неформальной обстановке», является также необычной формой использования цифровых технологий для организации учебного процесса.

К обучению в неформальной обстановке также относят и различные разговоры с преподавателем или коллегами вне учебного класса, и различные встречи вне стен университета, где в дискуссиях и беседах происходит обмен знаниями и навыками.

Но, в основном, в понятие «обучения в неформальной обстановке» относят использование социальных сетей, игр и различных сайтов для обучения. Facebook, Twitter, Вконтакте, блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube – все эти ресурсы уже используются в процессе обучения студентами, правда, в основном, самостоятельно, без общей программы. Различные статьи и видеоматериалы в сети позволяют студенту быть в курсе последних новинок в своей области, визуально видеть изучаемые процессы и обсуждать спорные и сложные вопросы.

Геймификация образовательного процесса не способна полноценно заменить процесс обучения с реальным преподавателем, однако может помочь в легкой игровой форме освоить дополнительные материалы к теме, закрепить усвоенное на занятиях, научиться использовать теоретические данные на практике в виртуальной реальности. Существуют игры как общедоступные и преподносящие простые, базовые вещи, так и специально разработанные игры-симуляторы, которые достаточно реалистично, практически с достоверностью до 100% позволяют воспроизвести рабочий процесс. К последним относятся, например, симуляторы работы пилота на воздушном судне или работы хирурга и других медицинских работников.

Отдельным направлением является мобильное образование, которое включает мобильные обучающие платформы и использует все возможности смартфонов и планшетов, предоставляя, с одной стороны, полноценный доступ к учебному курсу в любое время и в любом месте. С другой стороны, смартфон сам по себе является достаточно сильным отвлекающим фактором.

Обобщая, можно говорить о том, что глобализация, растущая конкуренция и цифровые технологии изменяют как современное общество, так и систему образования, которой приходится адаптироваться под возрастающие требования к качеству образования и навыкам, полученным выпускниками. Современным высшим учебным заведениям необходимо быть гибкими, практиковать смешанное и адаптивное обучение и взаимодействовать с другими университетами и компаниями для того, чтобы привлечь студентов и быть конкурентоспособным.

Просмотров работы: 174