ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Тулемисова Д.З. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день жизнь требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. Возникает необходимость модернизации системы образования, которая способствовала бы «...ориентации не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [7, С. 9]. Решением данного вопроса является формирование и развитие исследовательских умений, ориентированных на активную и творческую деятельность обучающихся. Включение в образовательный процесс исследовательской деятельности, способствует всестороннему развитию личности школьников.

Вопросы формирования исследовательских умений учащихся описываются в работах Рубинштейна C.JI., Талызиной Н.Ф., Раджабовой Т.Б.,. Токмазовой Г.В, Чернышевой С.Н., Шабашова Л.Д. и др. Средства активного включения исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике рассматриваются в работах Андреева В.И., Виноградова Л.В., Далингера В.А., Соверткова П.И., Саранцева Г.И., Столяра А.А. и др. [13, С.8].

Рассмотрев несколько определений, представленных в таблице 1, выделили следующее, умение  способность выполнять теоретические или практические действия с помощью приемов, основанных на усвоение знаний и приобретение жизненного опыта.

Таблица 1

Автор

Определение

Подласый И.Д.

Умение  это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [11]

Платонов К.К.

Умение  это способность человека выполнять какую-либо деятельность на основе ранее полученного опыта [10, С. 101]

Фридман Л.М.

Умение – способность совершать некоторое действие, не достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое полностью сознательно и развернуто [15]

Существуют различные определения исследовательских умений, Чернышева С.Н. [16] рассматривает исследовательские умения как более высокий, творческий уровень развития общеучебных умений. Психические операции: ощущение, восприятие и воображение – основа развития исследовательские умения.

Савенков А.И. пишет, что исследовательским умением является – умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи [12].

Калошин И.П. отмечает, что исследовательская деятельность является одним из видов творческой деятельности, имеющая следующие признаки:

  • отсутствие у субъекта способа решения задачи;

  • связность с субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для дальнейшей разработки способа решения задачи;

  • неопределенность возможности разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи для субъекта [3].

В многочисленных педагогических трудах Беликова В.А., Белухина Д.А., Беспалько В.П. и др., описывается учебно-исследовательская деятельность, высокая значимость ее результатов, которые могут оказывать существенное воздействие на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы обучающихся [13].

Каплан М.З. определяет, что «учебное исследование рассматривает учащегося не как объект для убеждения в истинности и необходимости получаемых знаний, а как субъект, непосредственно участвующий в их добывании. Другими словами, учебное исследование – метод обучения деятельностный, а поэтому эффективный» [3].

Проанализировав этапы исследований, выделяемые разными авторами, можем сделать вывод, что образующие основную структуру учебного исследования, являются:

1) постановка проблемы;

2) выдвижение гипотезы;

3) проверка гипотезы;

4) вывод.

Общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач составляют содержание учебно-исследовательской деятельности [4].

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы.

Связь усвоения математических знаний и исследовательской деятельности играет особую роль в интеллектуальном развитие обучающегося. Следовательно успешное решение задач, стоящих перед школой, возможно посредством приобщения учащихся к исследовательской деятельности и развития способностей к ней в процессе обучения.

Далингер В.А. [4, С. 2] выделяет основные признаки учебного исследования:

а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;

б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;

г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Усвоение учебного материала невозможно ограничить в рамках работы в классе, домашняя работа напрямую влияет на образования навыков умственного труда, чувства ответственности за результат, а также может носить исследовательский характер.

Азимов Э.Г. дает определение: «Домашнее задание — форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала» [1, С. 66].

На сегодняшний день домашнее задание (далее ДЗ) имеет иное значение, основной целью которого теперь является создание условий для организации и развития учащихся универсальных учебных действий (УУД), для правильного развития личности. ДЗ по математике уже понимается гораздо шире, чем просто решение различных математических задач [6, с. 14].

Рассмотрев условия, способствующие активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, выделили основные психолого-педагогические требования к ДЗ по математике для школьников, направленные на формирование исследовательских умений:

  • стимулирование личностного развития обучащихся;

  • организация дифференцированного обучения;

  • реализация проблемного обучения;

  • сформировать положительное отношение к учебе, с помощью ДЗ;

  • создание внутренней мотивации у школьников (формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию);

  • создание доброжелательной атмосферы в учебном коллективе;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;

  • структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы;

  • вооружение обучающихся рациональными приемами познавательной деятельности.

Выделяются задания, направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные способности учеников:

  • самостоятельное сопоставление задач;

  • решение нетипичных и нестандартных задач;

  • составление домашней работы для соседа по парте;

  • изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т. д. [2, С. 15].

В последние годы в школьной практике используются новые виды ДЗ при реализации ФГОС:

  • Индивидуальные и групповые домашние задания.

  • Дифференцированные задания.

  • Творческие задания. Творческие домашние задания могут быть в виде кроссворда, ребуса, модели, сообщения, сочинения, исследования, проекта и т.п.

Выделим задания, направленные на формирование исследовательских умений и повышения уровня мотивации обучающихся.

Исследовательские задания, направленные на развитие познавательных УУД (формулировка гипотезы, умение работать с информацией), установление причинно-следственных связей, логического мышления (анализ, синтез, составление аналогии).

Проекты направлены на развитие познавательных УУД. Формирование навыков исследовательской работы через проектную деятельность на уроках математики, целью которой является формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся. Ученики разрабатывают проекты, проводят исследования. Приведем несколько примеров тем: «Функция вокруг нас», «Все о числе 13», «Загадочный мир пропорций» и т.д.. Данные темы проектов дают возможность школьникам в процессе исследовательской работы более углубленно изучить материал и прорешать задачи повышенного уровня.

Изменились роль и место заданий в обучении математике. До появления ФГОС задания формулировались с помощью слов: «найти», «вычислить», «доказать». Сегодня задания формулируются: «обосновать», «выбрать наиболее рациональное решение», «исследовать» и т.д. [14, С. 94]. Вследствие чего в настоящее время учителя пришли к инновационным методам проверки, среди которых:

  1. Формулировка вопросов строится иначе (отличается от тех, что после параграфа). Если ученик внимательно выполнял ДЗ, то без труда сможет ответить на заданные вопросы.

  2. Ученики слушают ответ одноклассника и комментируют достоинства и недостатки ответа либо дополняют его.

  3. Сжатый письменный ответ в виде кластера, синквейна. Эти задания закрепляют знания, а письменный ответ способствует отложению выученной теории в память на длительный срок времени (например, составить кластер с основополагающим словом «функция»).

Исследовательская деятельность является одной из форм творческого проявления, направленная на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Реализация учебно-исследовательской деятельности школьников, с учетом психолого-педагогических требований, видов и форм, а также использование эффективных систем заданий составляют успешное обучение. Сочетание различных методов контроля домашнего задания влияют на становление самостоятельности учеников, повышение мотивации к обучению. На сегодняшний день домашнее задание по математике, включающее исследовательскую деятельность, создает все условия, необходимые для формирования исследовательских умений, направленных на всестороннее развитие личности.

Список использованной литературы

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). [Текст] / Э.Г.Азимов, А.Н Щукин.  М.: Изд-во ИКАР., 2009.  448 с.

  2. Болсуновская, Н. Домашнее задание: шаги к успеху [Текст] / Н. Болсуновская // Здоровье школьника. – 2011. – № 9 – С. 36-38.

  3. Далингер, В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: Учебник и практикум для вузов [Текст] / 2-е изд., испр. и доп. // В.А. Далингер. Изд-во.: Юрайт, 2017.  460 с.

  4. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.omsk.edu. / «Вестник Омского государственного педагогического университета» // В.А. Далингер.  2007.  С. 36-39.

  5. Дьяченкова, М.В. Седакова, В.И. использование исследовательских задач по математике в курсе средней школы [Текст] / М.В. Дьяченкова В.И. Седакова // фундаментальные науки и образование. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.  Бийск., Из-во Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина.  2008.  С. 332-339.

  6. Забашта, Е.Г. С.Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования [Текст] / Е.Г. Забашта // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 2. – С. 13-16.

  7. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]: [Приказ Министерства образования РФ от 11.02.02 № 393]: офиц. текст. – М., 2001. – 15 с.

  8. Совертков, П.И. Седакова, В.И. Обучение генерированию идей при решении геометрических задач исследовательского характера [Текст] / П.И. Совертков В.И. Седакова, // Математика в школе. - 2008. - № 4. - С. 22-28.

  9. Острикова, Е.А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст] // Молодой ученый.  2012.  №10.  С. 358-361.

  10. Платонов К. К. О знаниях, умениях и навыках // Советская педагогика. – 1963. – № 11. – С. 98-103.

  11. Подласый, И.Д. Педагогика [Текст] / И.Д. Подласый. – М.: Издательство «Юрайт», 2016.  С.576.

  12. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003.  С. 204..

  13. Скарбич, С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.А. Далингер. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 194 с.

  14. Темербекова, А.А., Чугунова, И.В., Байгонакова, Г.А. Методика обучения математике: Учебное пособие [Текст] / А.А. Темербекова, И.В.Чугунова, Г.А. Байгонакова. – СПб., Издательство «Лань», 2015. – 512 с.

  15. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике :учеб.-метод. пособие для школ и вузов [Текст] / Л.М. Фридман. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Едиториал УРСС, 2005. – 244 с.

  16. Чернышева, С.Н. Развитие исследовательских умений учащихся сельской школы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cross-edu.ru/teacherpeoplese2.htm.

Просмотров работы: 277